Не драма, но поиск
Премьера спектакля «Groza2059» прошла в Приморском драматическом театре молодежи. 160 лет назад написана пьеса Николая Островского «Гроза». В июне произведение вышло из-под пера автора, а уже в сентябре в Малом театре состоялась премьера. Какие страсти бушевали тогда вокруг «Грозы»! Слова Николая Добролюбова о том, что Екатерина - «луч света в темном царстве» восприняли как манифест. Прошло много лет, и несколько десятков из них хрестоматийная классика вызывает у школьников откровенную скуку. В Приморском драматическом театре молодёжи попробовали приблизить зрителя к классической истории, оставив текст Островского, но перенеся действие на 200 лет вперёд. Покорение пространства Автомобиль «Волга» с номерным кодом ««Groza2059» припарковался на сцене театра молодёжи. В центре несколько разномастных стульев, в углу баки, напоминающие контейнеры, из которых идёт искусственный дым. Герои одеты в актуальный уличный тренд - куртки-косухи и кожаные плащи, растянутые футболки и бесформенные штаны. А ещё на них - будёновки, очки-бинокли, противогазы и защитные комбинезоны. Кулигин, Кудряш и Шапкин, стоя на крыше авто, разглядывают окрестности. Звучит текст классика, по заверению режиссёра, в «Грозе» его оставили на 80%. Один за другим появляются Кабаниха, её покорный сын Тихон, Дикой и его забитый племянник Борис Григорьевич. Варвара и Екатерина. «Почему люди не летают?» - обращается в зрительный зал печальная девушка, закутанная в свитер, шапку и шарф, но с оголёнными коленками на джинсах. До премьеры режиссёр настаивал на том, что в спектакле нет конкретной географической точки, место действия вымышлено. Александр Дзюба говорит о себе, как о создателе пространства, которое необходимо заполнить. Костюмы и декорация - это как раз действенная форма выражения, найденная для сюжета «Грозы». Не просто так Тихон в разговоре с матерью надевает на себя защитный костюм, в подобном одеянии появляется и выжившая из ума барыня с двумя лакеями. С одной стороны, в рекламе спектакля сказано, что в этом мире случилась техногенная катастрофа. Но все эти противогазы, шлемы, очки, словно элементы психологического театра. И вроде бы стиль одежды - общий для всех несчастных, обедневших, озлобленных людей, напоминающих бомжей, греющихся у мусорного бака. Но для каждого героя выбраны отдельные детали, подчеркивающие характер. К, примеру, властные и деспотичные персонажи - Дикой и Кабаниха - одеты в кожаные вещи. От образов вальяжных дворян не осталось и следа, к тому же их современные типажи выглядят значительно моложе, есть даже открытый намек на любовную линию. Но суть-то их, авторитарная, подавляющая осталась прежней. Есть и противопоставление Варвары и Екатерины - у первой защитные наколенники, как для езды на байке или скейте. Кудряш, словно уличный хулиган, размахивающий битой и инфантильный Борис в будёновке, перекидывающий красный мяч. Вместе с героями, декорации постоянно двигаются и переставляются. Ближе к финалу сдвинут с места Волгу, все сильнее раскачивая маятник действия. По полочкам не разложишь - Поначалу пытаешься осознать, подходит ли текст «Грозы» к странным героям из недалёкого будущего, - признаётся в антракте зрительница. - Потом понимаешь, что пазл замечательно складывается. А как иначе представить пьесу XVIII века - с дворянами и усадьбами - современному поколению, которое живёт в совершенно иных реалиях? Понять замысел режиссёра помогает аховая ситуация со школьными уроками литературы. У подрастающих детей цель одна - сдать ЕГЭ, не грузясь на том, что бормочет о луче света в тёмном царстве учительница. В 90-е годы на волне перестройки хотя бы с преподавателями спорили. А сегодня нужно лишь перед экзаменом запомнить верный тестовый ответ: «луч света». Гуманитарные науки постепенно становятся второстепенными в учебном процессе, если не сказать - второсортными. - Нынешняя молодёжь читает первые две страницы пьесы, потом засыпает или идёт куда-то заниматься своими делами, - говорит актёр Иван Синицын, сыгравший Бориса, - Если привести школьников на классическую пьесу, в первом же акте они заскучают, после скачают сочинение из интернета. Думаю, на нашем спектакле, они многое поймут, и, возможно, даже пьесу прочитают. - Сила героини - в том, что она не сдаётся, борется, - делится актриса Анна Шевелёва, сыгравшая Екатерину. - Не хочется предвосхищать финал, с одной стороны мы идём по привычному пути, но в нашей трактовке - в этом есть нечто большее. Мы хотим, чтобы каждый человек задумался и сделал свои выводы. - У «Волги» фары засветились, это и есть луч света в тёмном царстве? - спрашивает один из зрителей, слабо помнящий пьесу, но дающий верный тестовый ответ. Впрочем, «Грозу 2059» так просто по полочкам не разложишь. Хитрый режиссёр отверг многие стереотипы. В частности он сказал, что на выдумки критиков прошлого он вообще не обратил ни малейшего внимания. Что был важен сам процесс создания спектакля. Судя по реакции публики, от предложенного финала многие были в восторге. И это не ремейк, и даже не адаптация к драме Островского. Это поиск пути к открытости, любви, свободе. Когда рушатся оковы и снимаются защитные одежды. И звучит проникновенная песня Фрэнка Синатра «Мой путь». ДОСЬЕ Елена Борисовна Жукова окончила теоретическое отделение Владивостокского музыкального училища, факультет журналистики ДВГУ. Автор и ведущая культурных проектов, программ на радиостанции «Лемма» - финалистов дальневосточного этапа конкурса, организованного Фондом независимого радиовещания, Москва. Принимала участие в создании экспозиции Приморского музея им. Арсеньева «Элеонора Прей» в 2008 г. Лауреат Дальневосточного конкурса «Живая тайга» - 2018. КСТАТИ «Гроза» - пьеса Александра Николаевича Островского в пяти действиях, написанная в 1859 году, в обстановке предреформенного общественного подъёма. Изображаемые автором события развертываются в вымышленном городе Калинове на Волге.