Герои Гоголя в конной упряжке: спектакль фестиваля "Молодые театры России"
На завершившемся в Омске фестивале "Молодые театры России" постановку "Мёртвые души" театра "Поиск" из Лесосибирска можно считать одной из самых необычных. "PulsLive" оценил спектакль и пришёл к выводу, что в стремлении к оригинальности коллектив не испортил классику, а вот ещё более интересной её сделал. Инсценировку прозаического произведения Гоголя (хоть, как известно, автор и концептуально называл его поэмой) осуществил режиссёр Олег Липовецкий. Главное и самое необычное здесь то, что все роли сыграли всего три актёра. Чичикова и ещё пару ролей сыграл Олег Ермолаев, а Виктор Чариков и Максим Потапченко - все остальные, от Плюшкина, Ноздрёва и Коробочки до кучера Селифана и лакея Петрушки. Это не прихоть и не вынужденный ход из-за дефицита кадров, это - сознательное концептуальное решение. По замыслу режиссёра три актёра - прежде всего три коня знаменитой птицы-тройки, которая куда-то летит и не даёт ответа, куда. Гнедой, Чубарый и Заседатель. И потом уже все остальные. Это, конечно, и интересно, и тяжёлое испытание для артистов: почти моментельно переходить из одного образа в другой. Быстро переодеваясь и одновременно меняя пластику, интонации и голос. Часто эти образы гротескны: взять хотя бы не то что медвежью походку, а какую-то поступь Терминатора супругов Собакевичей, или буйное сумасшествие Ноздрёва (Потапченко), в своих бреднях и необузданности похожего больше на безудержного рэйвера 90-х, чем на русского помещика, хоть и разгульного. Кстати, именно этот герой чуть ли не больше всех заставляет публику разражаться хохотом, бегая по сцене в том числе в розовых трусах и разных париках. Да и один из диалогов Ччичикова с ним происходит как на дискотеке - под горохочущую танцевальную музыку. Современность и прошлое причудливо переплетены с самого начала - когда актёры непринуждённо здороваются, поднимаются на сцену из зала и начинают опись чьего-то имущества как настоящие судебные приставы. Сценография при этом проста - вешалка с большим количеством разной одежды справа, длинный стол слева. Демонстрируя условности этого интерьера, герои и "проскачут" здесь по дорогам, и посетят Плюшкина (в исполнении Потапченко это выдающийся фрик, в котором совмещены и его комичное сумасшествие, и лирика, и драма), и переночуют у Коробочки, которая чуть с ума не сойдёт, пытаясь понять, как это возможно - продать "мёртвые души", и устроят полицейский допрос всех причастных на тему "А не шпион ли Чичиков и не замышлял ли похитить губернаторскую дочь?". Умело вгоняя зрителя в дорожную сладкую тоску и эскапизм с помощью и соответствующей заунывной и одновременно танцевальной музыки, "Поиск" показывает: театр он дерзкий, необычный и оригинальный. Это настоящая мозаика, которая в финале разражается околофилософскими рассуждениями, но тоже с юмором. Его версия поэмы Гоголя запоминается надолго и зрителю, пожалуй, интересно посмотреть её и второй раз. Хорошо, что теперь её смогла увидеть и омская публика. Текст: Анфиса Пушкина Фото Анны Щегловой
«Авангард» обыграл «Адмирал» со счетом 2:1