«Небо всегда ясное» в Московском музее современного искусства
Первый масштабный проект знаменитой художницы-авангардистки Йоко Оно будет представлен в России с 15 октября по 24 ноября 2019 года на площадке ММОМА. Выставка проходит в рамках XIV Международного фестиваля-школы современного искусства «Территория», который в этом году состоится в четырнадцатый раз с участием спектаклей и экспозиций из Великобритании, Франции, Швейцарии, Бельгии, Нидерландов, Литвы и России. Йоко Оно стала первая художница-экспериментаторша, которая в 1960-е годы поставила под вопрос восприятие искусства и форм для его выражения, начала использовать в своих произведениях метод перфоманса, хеппенинга, то есть вовлечения публики. «Благодаря Оно художник получил новый статус. Оно решила, что роль художника выходит за рамки создания объектов для зрителей, потому что сама она зачастую не являлась создателей или исполнителем. Она-генератор идей»,- высказался о ней Кристоф Шери, куратор отдела графики МоМа. Йоко дает возможность поучаствовать в оформлении или даже «исправлении» работы в соответствии с предпочтениями, желаниями и фантазией зрителя. «С самого начала Йоко пыталась напрямую общаться со зрителем, пыталась менять его мировосприятие», добавляет Шери. Эфемерная постановка и отсутствие нагромождения в композициях и картинах дает полный простор воображению зрителя. На выставке представлена выборка работ Йоко Оно из тематического цикла «Инструкция», однако экспозицию условно можно поделить на несколько частей. В первой секции представлено несколько короткометражек. Сюжет их незамысловат, но задумка художницы была в том, чтобы обратить внимание на детали, которые в быту могут оказаться незамеченными. Так, один из роликов носит название «Муха» и демонстрирует перемещения крылатого существа по поверхности женского и мужского тела. Работы поражают иногда выбором темы. Например, в одном из короткометражных фильмов Йоко сняла улыбающегося мужа Джона Леннона во время съемок клипа в 1960-х годах, назвав его «Улыбка». Отдельный этаж посвящен работам с так называемыми «инструкциями по выживанию». Цель художницы-доказать зрителю, что красота заключена в мелочах, нужно лишь эти детали выставить на передний план. Так, в одном из залов представлена картина, которая исколота гвоздями. Произведение, по замыслу художницы, будет закончено лишь тогда, когда все полотно будет исколото гвоздями. “Смейся весь день”, «Смотрите на солнце, пока оно не станет квадратным», «Зажгите спичку и смотрите на нее, пока она не погаснет» - эти и другие советы для восприятия мира по-новому и получения от этого удовольствия представлены у Йоко. Помимо «Инструкций» с призывами к изменению жизни есть также и лирические секции. Ярким примером можно считать зал «Воспоминаний о матери», в котором стена увешана записками с теплыми словами о близком человеке. Так,при участии зрителей Йоко удается создать эфемерное изображение,необычное по замыслу, структуре и форме. Зал, главным лозунгом к которому является «Восстание», поистине можно считать самым сильным. Композиция включает в себя душещипательные истории от жертв домашнего насилия, побоев, несчастных случаев. Зритель видит лишь глаза героини и историю каждой из них. Все это полностью основано на реальных событиях. В экспозиции представлены случаи из жизни японских, китайских, американских и русских девушек. Выставка производит огромное впечатление своей неординарностью. Она заставляет зрителя переживать и участвовать в «эксперименте», которые Оно проводит в каждой композиции. Посетители выставки испытывают весь спектр эмоций: от веселья и удивления до сочувствия и ностальгии по раннему детству. Художница-авангардистка затрагивает актуальные проблемы и темы для каждого из нас, поэтому в выходные однозначно найти пару свободных часов и вникнуть в тайны концептуального искусства самостоятельно! Кристина Устьева