Начинается с вешалки. Экскурсия по закулисью Волковского театра
Наша группа из шести человек собралась у входа. Ждем, когда нас пригласят на экскурсию. Новый формат общения с театром предложил Сергей Пускепалис. Теперь ярославцы могут записаться на бесплатные экскурсии с участием актеров труппы. Двери открываются, и нас приглашает внутрь яркая и эффектная девушка, я сразу поняла, что это и есть наш экскурсовод. «Здравствуйте, меня зовут Людмила Пошехоновая - я актриса Волковского театра, а на сегодняшний день ещё и ваш экскурсовод. Я расскажу вам об истории театра, о его секретах, мифах и о жизни актеров в целом», - представляется девушка. Начало многообещающее! Уже интересно! Мы проходим к гардеробу. «А знаете ли вы, с чего начинается театр?» - спрашивает наш экскурсовод. Кто-то из нашей группы выкрикивает: «С вешалки». И мы оказались правы. Далее актриса рассказывает нам историю о том, как раньше знатные люди ходили в театр, когда ещё не было гардероба, а после предлагает нам снять верхнюю одежду. «Не верю, играй естетсвенней!» «Сейчас, мои дорогие я хочу пригласить вас на самую настоящую репетицию» - говорит Людмила Пошехонова. Мы проходим по коридору, усаживаемся на мягкие диваны, а перед нами самые настоящие актеры разыгрывают сцену из спектакля. Из отрывка я понимаю, что это комедийная история о Ромео и Джульетте. Но вот кто-то говорит: «Не верю, играй естественней! «Естественней!». Оказалось, что прямо рядом со мной сидел самый настоящий режиссер, который ставит спектакли в театре. Смотреть на это - настоящее удовольствие, ведь это всё разыгрывается буквально у нас под носом и выглядит так живо и естественно. Наблюдать за репетицией, это не то же самое, что прийти и посмотреть спектакль. Актеры там настоящие и естественные. В сценках они разговаривают и смеются если что-то не получается, делают друг другу замечания, а иногда и хвалят друг друга, тем самым подбадривая. Такое мероприятие носит название «Открытого театра». И сейчас в Волковском театре проходят такие открытые репетиции, которые может посетить любой желающий. Но вот, актриса нас зовет за собой. В стенах театра Мы поднимаемся по главной лестнице и попадаем в фойе. Первое, что бросается мне в глаза, - фото галерея актеров Волковского театра. Среди всех фотографий на самом главном и почетном месте весит портретФёдора Григорьевича Волкова. «Фёдор рос, эмоциональным и чувствительным парнем, он никак не хотел работать на земле, продолжать дело отца. Ему нравилась театральная тема, он хотел стать актером. В 21 год он собрал группу помощников – 11 человек, и вместе с ними создал театр, где всё делали сам» - рассказывает нам небольшую биографию Людмила Пошехонова. Мы продвигаемся в центр фойе. Я вспоминаю о том, что обычно зимой, здесь стоит огромная ёлка, дети собираются вокруг неё, тогда разыгрывается какая-то сказка или же проводятся детские интерактивы. Сейчас же здесь представлена выставка различных художников, архитекторов и скульпторов. Мы ненадолго разбредаемся. Кто-то пошел смотреть на скульптуры, кто-то пошел восхищаться выставленными картинами. Мой взгляд привлекал скульптура балерины, которая стоит практически в середине фойе. «А сейчас я вас приглашаю в наш театральный зал», - позвала нас актриса. В первом ряду Пустой зал, свет приглушен, на сцене работают декораторы, они возводят декорации к вечернему спектаклю «Девушка для прощаний». Сидя в мягком кресле, в такой театральной рабочей атмосфере невольно начинаешь чувствовать себя частью театра. Пока актриса рассказывает нам, о том, как называются части театрального зала, я рассматриваю сам зал. Хоть большой свет сейчас и выключен, на стенах можно увидеть картины из жизни бога Диониса. И как я раньше не заметила эту красивую роспись?! Людмила Пошехонова замечает мой взгляд и говорит о том, бог Дионис представлен здесь не случайно, ведь это бог театрального дела, к тому же театр зародился в древней Греции. «Изначально это были представления радостные и веселые, все шумели и кричали, а актеры на сцене были в масках, которые отражали эмоции», - рассказывает экскурсовод. Актриса решила раскрыть нам небольшой секрет: «В театре, принято считать, что самые престижные места – это в партере, так как там все видно, да и зритель находится ближе к сцене. Но на самом деле, то где мы сейчас находимся, а именно, в бельэтаже самые выигрышные места». Действительно, передо мной сцена, словно на ладони, но более того, я вижу сцену вглубь, задники и декорации предстают в полной красе. Наше внимание переключается на шикарные старинные люстры, которые в своей композиции образуют одну большую. «А как вы за ними ухаживаете? Ведь до них никак не добраться?», – спросил кто-то из группы. «Вы правы, добраться до них, возможности нет. Но придуман хитрый способ. На чердаке существует лебёдка, которая каждый август отпускает их на застеленный тканью партер, где они поочередно обрабатываются» - отвечает на вопрос актриса. Театральное дело Но вот наше время пребывание в зале подходит к концу, и мы поднимаемся на 3 этаж, где проходит выставка старых театральных вещей. Мы подходим к стенду, где представлены различные макеты, сделанные к спектаклям. От экскурсовода мы узнаем: они сделаны художником по задумке режиссера. Глаза разбегаются, не верится, что всё это сделано вручную. Да это просто гениально! Но самое удивительно, что многие макеты сделаны несколько лет назад, но до сих пор их используют в спектаклях. Мы подходим к старому, потертому от времени гримерному столу, на котором располагаются различные предметы грима, например усы, которые изготавливаются постижерами. Над столом весят старые программы спектаклей, чёрно-бела фотография труппы, сделанная несколько лет назад. На соседнем столе представлены реквизиты, которые используют в спектаклях - куклы, бутафорские пистолеты, маски, парики. Мы проходим дальше по коридору, и приближаемся к галереи, где выставлены исторические костюмы. Здесь представлены как и старые костюмы, так и современные. Я решила подойти поближе к платью, сшитому в 1967 года. Сложно не заметить, как много сил и труда вложено в эту работу. Ведь проработана каждая деталь. «Одно дело, когда ты выходишь в костюме, который сшит по-быстрому, что-то наляпано, какие то аппликации, а другое дело, когда выходишь в старинном костюме, расшитом вручную, ты прямо чувствуешь это тепло. Ну и естественно уже не можешь халтурить», – раскрывает секрет Людмила Пошехонова. Следующая наша остановка – это гримерная, в которой актеры готовятся к выходу на сцену. Внутри стоит диван, шкаф, вешалка с костюмами, зеркало и столик, на котором лежит грим. «Раньше все актеры и актрисы использовали только грим, это сейчас есть разнообразная косметика. Но мы и по сей день используем его»,- рассказывает актриса. Наше пребывание в гримерке было недолгим. Нас ждет следующая, долгожданная локация – это сцена. На сцене Волковского Мы поднимаемся на сцену, где возводят декорации. Попутно экскурсовод рассказывает об устройстве сцене и её частях. «А это занавес, которым мы так гордимся. Можете подержать его, или же загадать желание. Ведь это театральный занавес – он приносит удачу», - с восхищением говорит Людмила Пошехонова. Несмотря на то, что наша группа состояла из взрослых молодых девушек, мы настолько прониклись волшебством театра, что как маленькие дети побежали скорей трогать занавес и загадывать самое сокровенное желание. «На сцене может происходить всё что угодно, какая-то трагедия или ещё что-то, но за кулисами идёт своя жизнь. Здесь реквизиторы, декораторы, актеры. Актеры могут между собой шутить, рассказывать что-то о своей жизни, но в нужны момент, они выходят на сцену забыв обо всём» - утверждает актриса. Находиться на сцене Волковского театра – это что-то особенное. Оказавшись по другую сторону зрительного зала, невозможно не представить себя актером. На секунду мне показалось, что сейчас полный зал зрителей, свет погас, а все прожектора направлены на меня. Но голос экскурсовода выводит меня из транса: «Ну а сейчас я предлагаю, снова пройти к актерам и посмотреть, что же они там нам ещё покажут». Финал Мы снова оказались на репетиции «Открытого театра». Посмотрев заключительную цену спектакля и насмеявшись от души, мы встали и начали аплодировать. Материал подготовила Анастасия Немкина