Рязанский театр драмы: движение вверх
"…и составит оной театр прибыли без малого в четверо…" Считается, что театр в Рязани основан при содействии поэта и государственного деятеля Гавриила Державина. Державин был правителем соседнего Тамбовского наместничества в 1786-1788 годах, открыл там народные училища, первую русскую провинциальную газету и театр. Возможно, и Рязанской губернии помог с просвещением. Впервые Рязанский театр упомянут в донесении сенаторов А. Воронцова и А. Нарышкина, инспектировавших губернию, 5 марта 1787 года: "Построил деревянный корпус для театра, которой …за всем его содержанием должен принести доходу в год, по крайней мере, пятьсот рублей, следовательно, и составит оной театр прибыли без малого в четверо против обыкновенных процентов издержанного капитала". При матушке Екатерине учреждения культуры рассматривали как источники дохода! Что же сейчас изменилось?.. Первое каменное здание Рязанского театра XIX века, теперь - Театр на Соборной. На заре существования рязанский театр назывался "Оперный дом". Первую труппу составляли "крепостные актрисы" – дворовые либо вольноотпущенные девушки и актеры из числа "клерков" государственных учреждений. До середины XIX века театр был одним из немногих "стационарных" в российской провинции и даже принимал гастроли. Известно: труппа Рязанского театра показывала модные пьесы своего времени – "Отелло" Шекспира в 1821 году, "Волшебный стрелок" Г.Вебера в 1829 году, "Ревизор" Н.В. Гоголя в 1836 году (года не прошло после премьеры пьесы в Санкт-Петербурге), "Керим Гирей – Крымский хан" по поэме Пушкина "Бахчисарайский фонтан" в 1837 году, когда погиб великий поэт. Шекспировский "Гамлет" впервые в провинции был поставлен именно в Рязани в 1840 году. Когда в 1862 году специально для Рязанского театра построили здание по проекту городского архитектора Сергея Александровича Щёткина, учреждение обрело статус городского театра, а гастроли в его помещении участились. Основой репертуара были драмы А. Н. Островского. В 1880-1890-е годы в Рязани не раз гастролировал "с Островским "Малый театр. Михаил Щепкин, Михаил Тарханов, Мария Ермолова, Александра Яблочкина выступали в спектаклях рязанской труппы. Тут в начале творческого пути играл Пров Садовский, основатель династии актеров Малого театра. Владимир Гиляровский. Фото: culture.ru Бывали и выступления знаменитостей из смежных сфер – певца Федора Шаляпина, балетмейстера Мариуса Петипа, писателя Владимира Гиляровского, который работал помощником режиссёра и отобразил театр в мемуарах. А к концу XIX века Рязанский городской театр стал выразителем сценического прогресса: в 1899 году, через несколько месяцев после Московского Художественного театра, в Рязани поставили чеховскую "Чайку". С подмостков не сходили пьесы Максима Горького: "Дети солнца", "На дне", "Мещане", "Васса Железнова". Ставилась и другая театральная классика: драма А.К. Толстого "Царь Федор Иоаннович", "Плоды просвещения" Л.Н. Толстого, "Свадьба Кречинского" А. В. Сухово-Кобылина. Была даже сценическая версия романа Достоевского "Преступление и наказание" (1910). Со своими спектаклями Рязанский городской театр выезжал на гастроли. Анатолий Эфрос и Иннокентий Смоктуновский Советское время для Рязанского городского театра тоже было благотворным. В 1935 году в нем начала работать постоянная труппа во главе с художественным руководителем Б. Пиковским. В 1937 году образовалась Рязанская область, и статус городского театра повысился до областного. Советская эпоха обширно представлена в театральном музее. Музей в помещении театра создан в 1987 году, к 200-летию, с помощью профессионалов музейного дела. Конечно, экспонатов от XIX века в музее мало, но ХХ век освещен довольно полно. Музеем и библиотекой Рязанского отделения Союза театральных деятелей бессменно заведует Ольга Ивановна Митрюхина. Музей сохраняет вещественное прошлое театра – старые афиши, программки, фотографии актерского состава начиная с 30-х годов ХХ столетия, портреты и бюсты артистов, работы бутафоров, награды театра, сувениры от коллег. По ним история коллектива прочитывается, как занимательный квест. Ольга Митрюхина в театральном музее. Например, черно-белые фото с гастролей Рязанского театра драмы рассказывают о том, что театр одним из первых в стране стал ездить со спектаклями на село. До войны это приходилось порой делать и на телегах. А после войны – на автобусах, которые иной раз вязли в грязи, выталкивали их всей труппой. В селах не было условий для толковой подготовки к спектаклям, гримировались прямо на улице за столом, вокруг толпились зеваки. Зато фотография, на которой вся деревня собралась на представление, и у зрителей горят глаза, говорит – все эти мытарства были не зря. Среди экспонатов – так называемые сводные афиши, отражающие репертуар, а также мужской и женский состав труппы, художественно-постановочную часть. Афиша 1937 года именно такая, сводная. Как ни удивительно, в репертуаре сезона того страшного года не так много советских и революционных пьес, как незыблемой классики: "Ревизор", "Бесприданница", "Доходное место", "Анна Каренина" – и даже "Стакан воды" Эжена Скриба. Любовная история при дворе английской королевы шла на сцене Рязанского театра драмы до конца 1940-х годов. Ее поставил главный режиссер Валентин Алексеевич Иванов, знаток и любитель классических пьес. После войны он уехал в Кострому, где также был главным режиссером драматического театра, там познакомился с молодой актрисой Зоей Беловой, многому её научил, дружил с её семьёй всю жизнь. Зоя Васильевна Белова приехала в Рязань в 1963 году и была примой театра до своей смерти в 2015 году. Здесь же начинала свой творческий путь её дочь, народная артистка России Ирина Розанова. Зоя Белова. Фото: страница театра ВК. У Ольги Митрюхиной хранятся уникальные документы: тетрадочки с рукописными заголовками "Выпуск спектаклей по годам". Подсчитывались подготовленные спектакли и число показов каждого из них. Счет начали вести с 1940 года. В трагическом 1941 году театр поставил 14 спектаклей. В войну театральная жизнь не прекращалась. 1945 год для Рязани был годом не только Великой Победы, но и 850-летия города. В честь этого события театр выпустил исторический спектакль "Великий государь". Все это происходило в дореволюционном здании театра близ Рязанского кремля, на Соборной площади (тогда – улица Революции). В стенах этого здания три года, с 1951 по 1954, служил режиссером-постановщиком при главном режиссере Александре Канине знаменитый в будущем реформатор театра Анатолий Эфрос . Он поставил для Рязанского театра драмы семь спектаклей. Наиболее тепло местная пресса и зрители приняли постановку «Собаки на сене» испанского драматурга Лопе де Вега. В 1961 году по специальному проекту института "Гипротеатр" для "драмы" построили новое здание в стиле советского классицизма со зрительным залом на 700 мест. Отдельная полочка в театральном музее отведена популярному в 1960-70-е годы методу приглашать артистов столичных театров на роли в провинциальных спектаклях. Таким образом Рязанский театр драмы сотрудничал с Николаем Черкасовым, Алексеем Грибовым, Элиной Быстрицкой, Евгением Киндиновым и Анастасией Вертинской (они вместе играли в постановке "Валентин и Валентина"), Георгием Менглетом и Ниной Архиповой (в спектакле "Проснись и пой"), Татьяной Пельтцер, Евгением Евстигнеевым… Особая история с Иннокентием Смоктуновским. Иннокентий Смоктуновский в роли царя Федора. Фото: mgorskikh.com - У нас шел замечательный спектакль "Царь Федор Иоаннович", который поставил Николай Сергеевич Вознесенский с Михаилом Васильевичем Брылкиным в заглавной роли, и эту же роль играл Смоктуновский у себя в Малом театре, - рассказала Ольга Митрюхина. - Его пригласили к нам сыграть Федора Иоанновича. Артистсказал: "Я приеду и посмотрю ваш спектакль, без этого не могу согласиться". Спектакль Смоктуновскому понравился, он согласился. Было несколько репетиций, актеры играли с воодушевлением!.. Народный артист РСФСР Сергей Леонтьев играл Годунова. Царицу Ирину - Зоя Константиновна Римшевич, замечательная артистка родом из Ленинграда. Она пережила блокаду в Ленинграде, мама ее умерла от голода, а отец был на фронте. Зоя Римшевич выжила, дождалась отца, закончила театральный институт, работала в разных театрах, в том числе в рязанском. Зоя Константиновна потом долго переписывалась со Смоктуновским. Она была еще художником-иконописцем, участвовала в реставрации одного из рязанских соборов и написала икону специально для подарка Иннокентию Михайловичу. В музее осталась специально выпущенная афиша спектакля "Царь Федор Иоаннович" со Смоктуновским и программка с его автографом. В поисках главного режиссера В Рязанском театре драмы служили известные режиссеры: не только Анатолий Эфрос, но и заслуженный деятель искусств РСФСР Давид Манский, Эдуард Митницкий, Михаил Ляшенко, заслуженный деятель искусств РСФСР Николай Вознесенский. Почти 20 лет, с 1994 года до 2013 года, театр возглавляла художественный руководитель Жанна Владимировна Виноградова. При ней в 2005 году, к 110-летию со дня рождения С. А. Есенина на малой сцене поставили поэтическую фантазию "Где жила и пела Шахразада…" на основе есенинских "Персидских мотивов" и стихов современной поэтессы Татьяны Смертиной "Танец персиянки". Спектакль получил 1 премию 2-го Всероссийского конкурса исполнителей есенинской поэзии "Я сердцем никогда не лгу" в номинации камерных спектаклей. Жанна Виноградова. Фото: ryazan.kp.ru Жанна Виноградова ушла из жизни в Ростове-на-Дону, куда приехала ставить "Маскарад" для Ростовского академического театра драмы им. Горького. После этого в театре наступила пора частой смены главных режиссеров. В сезоне 2013-14 года должность худрука занимал заслуженный артист России Сергей Виноградов (однофамилец Жанны Владимировны). Он поставил для рязанской сцены несколько интересных спектаклей, в том числе "Опасные связи", "Машенька", "Сладкоголосая птица юности", "Алхимия любви" по комедии Шекспира "Много шума из ничего", но, разрываясь между Москвой, оставленными там занятиями, и необходимостью постоянно пребывать в театре и контролировать творческий процесс, принял решение уехать обратно в столицу. За ним в течение двух лет главным режиссером театра был Карен Юрьевич Нерсисян. Он получил приглашение, от которого не смог отказаться – возглавить Республиканский театр Армении. Рязанский театр драмы снова остался без главрежа. Для постановок привлекают режиссеров из разных театров страны, но пребывание без духовного лидера – одна из проблем, признает директор Рязанского театра драмы Семен Гречко. - Мы уже полтора года без главрежа, и я задумываюсь о том, что он нужен, - говорит Семен Борисович. – Творческий лидер в театре необходим. Не то, чтобы мы не знали, что делать – но должен быть лидер, который бы вел за собой, вдохновлял творческую составляющую коллектива, мог как профессионал оценить направление творческой стратегии, возможности актеров, выстроить грамотную политику распределения ролей. Идеальный худрук должен создавать продуктивную атмосферу в театре. Все, что происходит в коллективе – отражается на сцене, все, что на сцене – несется зрителю. Если энергетика у театра плохая, зритель просто перестает приходить. Наш театр сейчас переживает подъем популярности, в год мы обслуживаем где-то порядка 90 тысяч "стационарных" зрителей, не считая зарубежных показов и выездных спектаклей, и хотелось бы сохранить движение вверх. Модная форма кастинга, когда приезжает приглашенный режиссер и проводит отбор актеров из труппы, не всегда работает, - говорит Семен Гречко. Человек со стороны не знает актеров, ему не с кем посоветоваться, и выбор не всегда верен. Распределение ролей – это лишь один из примеров сложности работы театра без главного режиссера. Нужно вырабатывать стратегию, продумывать репертуар – смотреть в будущее. С другой стороны, творческий лидер должен думать о театре, а не о своих нереализованных планах или амбициях. Найти человека, в котором умение работать с людьми, найти подход к коллективу гармонично сочетались бы с высоким профессионализмом и готовностью жить и работать в областном центре, непросто. Время покажет. Семен Гречко. Фото: gorod62.tv Под новой крышей В остальном же, по мнению Семена Гречко, Рязанский театр драмы находится далеко не в худшем положении среди региональных театров России и по творческой, и по хозяйственной части. Новый виток развития театра после тяжелых провальных девяностых начался в 2004-2005 годах. Семен Гречко на посту директора с 2010 года. До этого он работал директором-распорядителем при художественном руководителе Жанне Виноградовой. Перемены произошли на глазах Семена Борисовича и при его непосредственном участии. – В середине "нулевых" мы очень резко изменили политику продвижения театра, - рассказывает директор. – Начали выезжать. До этого лет 20 театр не ездил на гастроли и крайне редко присутствовал на фестивалях. Это было связано и с финансовыми сложностями, и с моральной депрессивностью 90-х: исчезло понятие "актерского братства", не было коммуникаций между театрами. В начале века мы сделали вывод, что надо себя показывать, и плотно этим занялись. Начались гастроли, появились приглашения на фестивали, придумывали что-то свое… Первый театральный фестиваль "Звезды Победы" театр устроил в 2005 году, в честь 60-летия Победы. Но это был разовый проект. После 2009 года театр перешел в хозяйственную форму автономного учреждения культуры, стал немного свободнее распоряжаться собственными заработками, и реализовать задумки стало легче. Коллектив сосредоточил усилия на международной деятельности – выездах в города-побратимы, мастер-классах за рубежом, - и политика принесла результаты. Международный фестиваль "Свидания на Театральной" завоевал любовь театров и публики и в этом году состоится уже в четвертый раз. В репертуар вошли совместные постановки с Германией и с Италией . Сейчас ведутся переговоры с Францией о совместной постановке, какой – пока секрет. Сцена из недавней рязанско-германской постановки "Добрый человек из Сезуана". Фото: Рязанский театр драмы. Цифры говорят о налаженной работе театра. В труппе, согласно еще советскому стандарту, 40 человек, два режиссера-постановщика. Плюс приглашенные режиссеры – взгляд "со стороны" позволяет и театр развивать, и зрителя знакомить с разной режиссурой. Труппа играет 240-245 спектаклей в год на основной сцене. По плану положено в сезон давать порядка 20 гастрольных спектаклей и порядка 30 выездных спектаклей. Чаще всего план перевыполняется. Семен Гречко также рассказал, что Рязанский театр драмы сегодня ведет целый ряд проектов, связанных с театральным образованием и воспитанием молодежи в этой сфере. Устраиваются лекции, мастер-классы, готовится к открытию Школа уличного театра. А театральная студия при театре драмы работает уже четвертый год. В нее принимают всех желающих с 14 лет и до старости. Студийцы изучают актерское мастерство, сценическое движение, сценическую речь и т.д. Руководит студией режиссер Максим Ларин, а преподают в ней артисты театра. Ежегодно в сентябре проходит набор, а в мае, в конце театрального сезона, ученики дают отчетные спектакли, причем сами не только играют, но и декорации изготавливают. Лучшие постановки студийцев показывают публике на малой сцене театра. Уже два студийца поступили в ГИТИС, а два пришли на работу в театр гримером и реквизитором. В этом году в студии занимается около 30 человек. "Историческая" афиша с именем Анатолия Эфроса. Слова "культура" и "благосостояние" не бывают синонимами, но Семен Гречко считает, что сегодня и на материальную сферу Рязанскому театру драмы грех жаловаться. Зарплата у артистов нормальная по меркам региона, текучки кадров нет. А главное, театр стоит на пороге большой радости – капитального ремонта. В 2022 году с помощью федеральных и региональных средств его проведут. А крышу перекрывают уже сейчас за счет регионального бюджета. Крыша в аварийном состоянии была "головной болью" руководителя и артистов, и то, что ее меняют сегодня, а не через два года, всех как-то окрыляет. И до этого практически каждый год власти выделяли театру дотации, пусть и небольшие, за счет которых поменяли все софитное хозяйство на сцене, приобрели осветительные и звуковые приборы, а также закупили прочее оснащение – ведь в театре мелочей не бывает. - Жаловаться смысла нет! - решительно говорит Семен Гречко. - У нас не критичное состояние. Мы не пытаемся себя реанимировать – мы работаем. Еще одно достижение последних лет – театр наладил "обратную связь" со зрителем в соцсетях. Артисты и руководство уже привыкли к тому, что люди высказываются об их работе. Коллектив знает, чего от них ждут, и может идти навстречу пожеланиям главных судей и ценителей. Судя по росту числа зрителей, взаимопонимание достигнуто, один из старейших театров России, приверженный классическим канонам, находит пути к сердцам современной публики.