Владимир Машков: «Успех дает ощущение, что все случилось не зря»
Рассказывая о труппе «Табакерки», то есть об одном из самых молодых коллективов Москвы, Владимир Машков даже немного меняется в голосе. Так бывает, когда говоришь о близких друзьях или собственных детях. «Мы все время вместе – на сцене, за кулисами, в учебных классах... Они часть меня, поэтому, если у нас случается недопонимание, я по-настоящему страдаю. Очень хочется, чтобы ребята были успешными. Успех дает ощущение, что все случилось не зря». Предложение возглавить «Табакерку» Машков принял весной 2018-го – и с тех пор у него заметно прибавилось родственников, человек так на пятьсот. Впрочем, ни масштабы ответственности, ни объем работы худрука не тяготят – скорее бодрят и держат в форме. «А у меня нет другого выхода – я отвечаю за каждого. Наш театр как дом, где безопасно, где тебя всегда накормят, напоят, найдут тебе жилье...» Единственное «но» – двадцати четырех часов на все стало явно недостаточно и пришлось даже на время забросить кино (надеемся, что эти каникулы довольно строгого режима в обозримом будущем все-таки закончатся). Помимо театра с двумя сценами в ведении Машкова оказалась и Школа Олега Табакова. Та самая, которую Олег Павлович еще в 2000-х задумал как пансион-инкубатор, куда начинающие артисты будут поступать после девяти общеобразовательных классов. Дальнейшая схема настолько же проста, насколько гениальна: старшее поколение актеров «Табакерки» в этой школе преподает, а представители младшего берут на себя роль наставников – помогают первокурсникам адаптироваться в столице. Самое приятное в учебном процессе – участие во «взрослых» постановках театра. «Молодой актер должен как можно быстрее выходить на профессиональную сцену. Только там станет ясно, его это место или нет», – рассказывает Владимир Машков, давая понять, что не приветствует пестование юного актерского дарования в тепличных условиях. Среди двадцати четырех счастливчиков, прошедших отбор, москвичей обычно немного – последний раз было всего двое. Скауты отлавливают таланты по всей стране: Тула, Новокузнецк, Владивосток... И неизменно находят. Вот и герои нашей съемки, 23-летняя Анастасия Богатырева и 20-летний Владислав Миллер, родом из Краснодара и Саратовской области соответственно. Настя в своем городе преуспела в спорте и планировала связать жизнь с синхронным плаванием. «Но что-то пошло не так, и мне все дико осточертело, – вспоминает она. – А потом я узнала, что через пару дней начнется набор в колледж Табакова. Сейчас уже даже не вспомню, что я там читала, – кажется, что-то из школьной программы. И – о чудо! – прошла». Обаятельная блондинка в труппе «Табакерки» уже четвертый год. За это время она успела сыграть целых семь ролей (в том числе главную – в спектакле Сергея Пускепалиса «Женитьба Белугина»). Ее новейшая работа – помощница миссис Пирс в музыкальной сказке «Моя прекрасная леди» по Бернарду Шоу в постановке Аллы Сигаловой. Что до Влада Миллера, то он в театре совсем недавно, с прошлой осени, но уже успел громко о себе заявить. В легендарной «Матросской тишине» по пьесе Галича, билеты на которую доступны только на черном рынке и по беспощадной цене, актера можно увидеть в роли Давида – сына Абрама Шварца (его играет сам Машков). «Сначала был страх оказаться на одной сцене с Владимиром Львовичем и остаться в его тени. Все-таки после пяти месяцев добросовестной работы хотелось результата – чтобы зрители как-то отметили и меня». Сейчас волноваться Миллеру решительно не о чем: в каждой рецензии на спектакль его расхваливают за смелость и выразительность. Чтобы сохранить неприкосновенность репетиционного графика «Матросской тишины», он даже отказался от дуэта с Викторией Толстогановой в драме «На дальних рубежах», которую в следующем году выпустят продюсеры громкой премьеры этого лета «Гив ми либерти». Удивительно, но, отвергая это предложение, Владислав имел полный карт-бланш на съемки от Машкова. Другая история – что в «Табакерке» так было заведено еще при Олеге Павловиче: возможность работать в театре и получать удовольствие от любимого дела всегда выше любых случайных денег и мимолетной известности. На эту тему у Машкова есть подходящая цитата Марлона Брандо: «Кинозвезда – это человек, сидящий на сахарном троне во время проливного дождя». А вот от первого лица он говорит более прямолинейно, не жонглируя образами и метафорами: «Каждый сам выбирает свой путь, поэтому, если у актера съемки, я всегда спрошу в чем. И добавит ли этот проект его жизни что-то, кроме дополнительного финансирования. Если да, то отпущу, но если это несовместимо с расписанием в театре, отпущу навсегда. Незаменимых в нашей профессии нет, это я знаю по собственному опыту». В ближайших планах у худрука и его команды премьера «Ревизора» (7 и 9 ноября) – еще одного, наряду с «Матросской тишиной», спектакля из «золотой коллекции» «Табакерки». Роль Хлестакова в новой постановке досталась Владу Миллеру. Пьесу, впервые показанную на сцене театра 28 лет назад, Владимир Львович называет не иначе как «блокбастером», а на вопрос: «Не испытают ли постоянные зрители «Табакерки» досадного дежавю?» – отвечает предельно категорично: «Это невозможно! Я и сам уже не помню, что представлял собой тот спектакль. Да и не имеет это значения. Главное – что люди стали совсем другими». Какими? Скоро увидим. Текст: ДЕНИС МЕРЕЖКОВСКИЙ Фото: ДАНИЛ ГОЛОВКИН Стиль: АНГЕЛИНА БЕЛОКОНЬ МАКИЯЖ: КАТАРИНА КОЧИК; ПРИЧЕСКИ: ЕКАТЕРИНА АРХИПОВА; АССИСТЕНТ СТИЛИСТА: ЕЛИЗАВЕТА ГАЛЕЕВА; АССИСТЕНТЫ ФОТОГРАФА: ДМИТРИЙ КОНСТАНТИНОВ@BOLD_ MOSCOW, КОНСТАНТИН ЕГОНОВ@BOLD_MOSCOW; АССИСТЕНТ ПРОДЮСЕРА: АННА СОТНИКОВА; ПРОДЮСЕР: КСЕНИЯ СТЕПИНА