Один гад съедает другую гадину: восемь часов из жизни насекомых
Миллионы зрителей уже посмотрели новый сериал известного режиссёра Бориса Хлебникова («Сумасшедшая помощь», «Аритмия», «Обыкновенная женщина») под названием «Шторм», хотя он не шёл по телевидению, а был создан видеосервисом Start для показа в Интернете. Крепкое криминальное пойло на этот раз даже удивило меня градусом безнравственности героев. Мы видали следователей, берущих взятки, но чтобы следак оказался убийцей двух и более лиц – это явный интеллектуальный вклад в отечественный криминальный сериал видеосервиса Start! В ГОРОДЕ N в наши дни происходит типовой беспредел: под тяжестью снега падает кровля новоотстроенного дома культуры, погибают люди, среди жертв есть дети. Глава строительной фирмы, один из кандидатов в мэры города N, Семён Крюков (Г. Смирнов) подкупает правоохранительные органы, и вину перекладывают на «шестёрок». Однако суровый, как топор, – на вид – следак из Следственного комитета Сергей Градов (А. Робак) арестовывает гада и клянётся, что докажет его вину: материалы на строительство шли низкого качества, деньги разворовали. Его поддерживает друг-опер Юрий Осокин (М. Лагашкин), парень попивающий и погуливающий, но честный и прямой (потом выяснится, что в городе N он один такой). Вроде бы зачин для стандартной криминально-социальной драмы. Если бы фильм имел нормальную человеческую длительность в полтора часа, можно было бы живенько так развернуть события лицом к народу, наказать злодеев, наградить героев, попутно выдав каждому по призовой блондинке или шатенке. Но это сериал, а в сериале нужны происшествия, много происшествий. И начинается размазывание каши по тарелке. Возлюбленная следака Градова психолог Марина (А. Михалкова) внезапно бледнеет, падает со стула и оказывается, что у неё ужасный гепатит, притом в такой стадии, что спасти может лишь пересадка печени. Разумеется, за границей и, конечно же, за миллион евро. У нас в Петербурге на днях не то что печень, поджелудочную железу пересадили, естественно, бесплатно – но сценаристы наши упорно играют этой засаленной картой («операция за границей, немедленно, нужны огромные деньги»). Ромео так не обожал свою Джульетту, Рогожин так не вожделел Настасью Филипповну, как следак Градов любит свою Марину! Ради неё он готов пойти на страшные преступления – и нетрудно догадаться по этому мотиву, что сценарий писала женщина (Н. Мещанинова). И вот ради возлюбленной человек с лицом Робака становится оборотнем, распоследней тварью. Он вымогает искомый миллион у им же арестованного гада Крюкова. Когда тот упирается, ликвидирует главного инженера Маркина, чтобы жена его отдала флешку с компроматом на Крюкова (инженер приказал выдать флешку только в случае своей смерти). Затем убивают и Крюкова. Друг следака, честный опер, начинает что-то подозревать. Печень Марине пересадили, она возвращается домой, но вирус у неё какой-то особенно ядовитый, ей нужна поддерживающая терапия, которая даёт побочные эффекты вплоть до сумасшествия. Тут оказывается, что покойный гад Крюков был связан коррупционными узами с фармацевтическим магнатом Моргулисом (А. Мосин), который собирается выпускать под видом дорогостоящего лекарства от рака пустышку. И впарить её благотворительному фонду, который возглавляет жена, то есть уже вдова Крюкова (Н. Рогожкина). Моргулис тоже разворачивает бурную злодейскую активность в засыпанном снегом городе N... Короче говоря, все эти мрачные, психованные, несчастные и нездоровые люди живут своей утомительной жизнью, согретой лишь компотом в пузатых фуфырях, тонированным под коньяк или виски. Сюжет сложен из махровых штампов криминального кино, но диалоги несколько взбодрены тем обстоятельством, что на продукцию видеосервисов пока не распространяется запрет на мат. Персонажи делятся на противных и отвратительных: кроме опера Осокина и больной Марины честных нет. А расследователь Градов вообще оказывается главным бандитом. Последнюю надежду у зрителя отбирают! Какую надежду? На героя. Криминальное кино долго было заповедной областью, где укрывались под видом следователей, полицейских, частных детективов прекрасные герои – воины света, рыцари справедливости. Они не были безупречны, имели на своих белых одеждах пятнышки. И за любое отступление от своей светлой миссии они всегда расплачивались. Заявиться к злодею, виновному в гибели детей, чтобы у него вымогать деньги, – за одно это Градова должна была ждать адская кара, но вот миновало 8 серий, а он рассекает по городу N как ни в чём не бывало. Новый сезон? Спасибо, это без меня. И не надо про «правду жизни». Нет никакой «правды жизни» в кино, тем более в этом жанре. Здоровенный мужик, работник правоохранительных органов, без иллюзий и сантиментов, влюблён в милую, но обычную сорокалетнюю женщину до того, что крушит репутацию, карьеру, честь, идёт на преступление – это что, правда жизни? Всё выдумки. Только одни выдумывают что-то увлекательное и пленительное, а другие рисуют картины из жизни насекомых, где один гад съедает другую гадину, и «никого не жалко, никого». Несколько удивили меня восторженные отзывы о сериале «Шторм» в Сети вполне почтенных людей – это такой способ продвижения своей продукции у видеосервисов? Впрочем, могли увлечься всерьёз и забесплатно. Наши люди и не такое могут. Татьяна МОСКВИНА