Четыре всадника Apple TV+: С чего начинается новая глава противостояния стриминговых сервисов?

Ещё один стриминговый сервис, ориентированный на производство оригинального контента, официально запустился 1 ноября 2019 года более чем в 100 странах мира. Название его – Apple TV+. В конкурентах у него уже Hulu, Amazon Prime, YouTube Originals и, конечно же, пока что безоговорочный онлайн-король, его величество Netflix. Именно последний больше всех популярен в России, потому что с недавних пор отечественное подразделение заработало как часы, снабжая не только все проекты русскими субтитрами, но и подготавливая профессиональный дубляж к самым громким премьерам. Apple TV+ пока что русскому зрителю может предложить лишь субтитры, но будем считать, что это из-за фактически пустого каталога, с которым «яблочный» гигант врывается на рынок. Всё, что у него есть, это четыре раскрученных сериала с набором звёзд (не считая тройки телешоу для детей). К примеру, у запускающегося в этом же месяце Disney+ внутренний каталог будет насчитывать около двух сотен фильмов, сериалов, а также порядка десяти абсолютно новых проектов, включая долгожданный «Мандалорец» и так нам всем необходимый ремейк «Леди и бродяги». Итак, с чем же пожаловал Apple TV+ к зрителям? Четыре сериала, о которых дальше пойдёт речь более подробно, рассказывают о космосе, медиа, великой поэтессе и мире слепых. Рассмотрим подробно каждый из них, чтобы ответить на главный вопрос: что же перед нами – четыре флагманских телешоу или попытка на скорую руку сгенерировать искусственный контент, дабы побыстрее выйти на новый рынок и продать больше «яблочной» продукции? Ради всего человечества Творческий коллектив, ответственный за сериал «Звёздный крейсер Галактика», подготовил для Apple научно-фантастический сериал «Ради всего человечества», предлагающий альтернативное развитие космической гонки США и СССР. Согласно завязке, астронавт всё-таки приземлился на Луну, вот только сказал он не что-то вроде: «Маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества», а восславил на весь мир коммунистические идеалы. Дело в том, что это был не Нил Армстронг, а советский космонавт Алексей Леонов. А дальше – уже история. Причём альтернативная. Сериал повествует о том, что бы было с Америкой и их национальной идеей превосходства в космосе (очевидно, треснувшей по швам) после того, как русские опередили их буквально на финишной прямой. Одним из главных героев является астронавт Эдвард Болдвин (Юэль Киннаман), чья ошибка в расчётах стоила Штатам космического доминирования. Теперь же НАСА решает пересмотреть приоритеты и организует новую программу, цель которой – первыми в истории отправить в космос женщину-космонавта. И тут-то сериал из очередного «Марсианина», «Первого человека», «Парней что надо» превращается в «Скрытые фигуры» и «Гравитацию». Другими словами, эта альтернативная история скупа на оригинальные сюжеты ничуть не меньше нашей с вами реальности. Но проблема даже не в том, что сценарий предсказуем и вторичен, а в том, что главная изюминка в его основании – эффект бабочки – ограничивается лишь какими-то малозначительными деталями. У создателей попросту не хватает смелости показать радикальные изменения (а предпосылка на это есть в финале первой серии с участием Армстронга), в итоге единственная весомая перемена в американской общественной жизни, последовавшая после фиаско в космосе, это слегка ускоренное решение Никсона о выводе войск из Вьетнама. За первый час телешоу складывается исчерпывающее впечатление обо всём сериале в целом. Повествование часто буксует на месте, постоянный пафос и серьёзность всего происходящего на экране утомляют, а персонажи не обременены раскрытием (возможно, это произойдёт на пятый или шестой час, но кто согласится дать такому блеклому и написанному по шаблону сериалу столько времени?). Ответ вынесем за скобки: единицы. Главное достоинство шоу – альтернативный взгляд на космическую гонку СССР и США. Дикинсон В отличие от вгоняющего в коматозное состояние от своей напыщенной серьёзности «Ради всего человечества», сериал про выдающуюся американскую поэтессу Эмили Дикинсон с Хейли Стайнфелд в главной роли – это беззаботная лёгкая комедия. Практически ситком о подростковых годах девушки, как принято полагать, жившей не в ту эпоху и значительно опередившей своё время. Как этот факт отражается в самом сериале? Да практически никак. Поначалу авторы – сценаристка Алена Смит («Служба новостей») и режиссёр Дэвид Гордон Грин («Хэллоуин» и «Сильнее») – подчёркивали это с помощью различного проявления анахронизма. Во-первых, речь героини, проживающей в середине 19 века, «обогатили» современными выражениями и сленгом сегодняшней молодёжи – София Коппола так уже делала в «Марии Антуанетте». Но чем больше зрителя знакомят с другими персонажами сериала, тем сильнее растёт разочарование: так разговаривают абсолютно все. Во-вторых, Эмили несёт вёдра с водой по поручению матушки под раскатистый трэп, а её брат скачет на коне под качающий хип-хоп. Музыка исключительно современная, причём, кажется, отобранная только с вершин хит-парадов – Баз Лурман так уже делал в «Великом Гэтсби». И как показывает пример с братом, это тоже не особенность Эмили Дикинсон, что ещё больше убеждает нас, что мы смотрим очередной сериал про бунтующего подростка. Как бы иронично это не звучало, но было бы неплохо откачать немного серьёзности «Ради всего человечества» в этот сериал, ибо здесь она всё-таки не помешала бы. Тем более что это второй (и не последний) проект Apple TV+, поднимающий тему феминизма и растрачивающий весь свой потенциал впустую. Шутки в основном сырые и плоские, но их так много за получасовой хронометраж серии, что количеством они отбивают все попытки Алены Смит превознести телешоу из просто комедии для миллениалов, которые вряд ли отличат творчество Эмили Дикинсон от Чарльза Диккенса, в самостоятельное феминистическое высказывание. Удаётся ли сериалу передать дух его титульной героини? Скорее нет. Однако Хейли Стайнфелд в её образе прекрасна: харизмы и мимики молодой актрисы порой с лихвой хватает, чтобы заставить зрителя смеяться и без заготовленных сценаристом шуток. Печально или нет, но этого оказывается достаточно для признания «Дикинсон» на данный момент самым интересным проектом Apple TV+. Главное достоинство шоу – Хейли Стайнфелд в образе Эмили Дикинсон. Утреннее шоу Если сериал «Дикинсон» лениво, но методично пытался перенести зрителя в ушедшую эпоху, то «Утреннее шоу» с пеной у рта цепляется за сегодняшние реалии Америки. Главные темы – конечно же, сексуальные домогательства и движение MeToo. Уважаемого и любимого ведущего утреннего шоу на кабельном телевидении Митча Кесслера (Стив Карелл) обвиняют в принуждении к сексуальной связи ряда работниц студии и с позором увольняют на следующий день. Это событие становится большим шоком для постоянной коллеги Кесслера – Алекс Леви (Дженнифер Энистон), проработавшей бок о бок с ним 15 лет. Теперь же общественность буквально вынуждает её ненавидеть давнего партнёра, чтобы не пойти с ним на дно болота медийной травли. Вторая сюжетная линия сериала повествует о независимой провинциальной журналистке Брэдли Джексон (Риз Уизерспун), олицетворяющей голос усталой Америки. Все три персонажа становятся мостиком в мир лицемерия, лжи, эгоцентризма и хождения по головам, также известным как закадровая жизнь утренних телевизионных шоу. Если бы не столь очевидный акцент на теме сексуальных домогательств, то данный проект Apple TV+ можно было бы смело назвать наглой и откровенно неудачной копиркой «Службы новостей», у которой одним из сценаристов был сам Аарон Соркин. (Любопытный факт: Алена Смит, написавшая сериал «Дикинсон», тоже вышла из сценарной комнаты «Службы новостей»). За счёт предельной актуальности «Утреннее шоу» всё-таки имеет право на существование, хотя у него абсолютно та же проблема, что и у всей продукции Apple TV+ на данный момент: совершенно не впечатляющая сценарная работа, в первую очередь не позволяющая развернуться актёрскому составу. Одинаково успешно способный отыграть как драму («Последний взмах флага», «Красивый мальчик»), так и комедию («Офис», «Сорокалетний девственник»), Стив Карелл здесь превращён в примитивную карикатуру на Харви Вайнштейна. Уизерспун изображает точно такую же говорливую и вспыльчивую героиню, что и в «Большой маленькой лжи». Энистон и вовсе большинство экранного времени ходит с одним и тем же обиженным лицом, будто бы из-за фильмов Marvel её больше не берут на крупные роли в кино. Главное достоинство шоу – актуальность затрагиваемых событий. Видеть «Видеть» — самое дорогое и масштабное шоу Apple TV+ на момент его запуска, за созданием которого стоят люди с достаточно впечатляющим портфолио. Сценаристом и шоураннером выступает Стивен Найт, создатель «Острых козырьков» и «Табу» с Томом Харди, а также сценарист недавнего фильма-перевёртыша «Море соблазна», который, кажется, удивил даже тех, кого уже давно ничем не удивить (по крайней мере, в кинематографе). Режиссёром первых серий назначен Френсис Лоуренс, набивший руку на различной фантастике, в том числе постапокалиптической («Я – легенда») и антиутопической («Голодные игры»). Такой дуэт да с такими средствами – бюджет одного сезона составляет баснословные 120 миллионов долларов – априори обязан был сотворить что-то монументальное, особенно учитывая, что на главной роли у них синоним брутальности - Джейсон Момоа. Но, как известно, чем выше взлетаешь, тем больнее падать. Начальный титр катапультой вбрасывает нас в мир сериала, снаряжая всей необходимой, по мнению создателей, информацией. В 21 веке произошла глобальная катастрофа – люди лишились зрения. И вот столетие спустя, когда на планете осталось лишь два миллиона людей, зрение считается не больше чем мифом, за разговоры о котором человека могут счесть еретиком. Момоа играет Бабу Восса, вождя небольшого племени, которое тут же готовится к бою. Параллельно эпическому сражению в лесу происходит ещё одно важное событие сериала – у Бабы Восса в пещере рождаются близнецы, способные видеть. Если на стадии синопсиса община слепых воинствующих людей выглядела, мягко говоря, нелепо, то при личном знакомстве с сериалом понимаешь, что это далеко не главная проблема «Видеть». Сценарист Стивен Найт, придумывая фэнтезийный мир, сумел собрать какие только можно штампы жанра. Древнее пророчество, избранный, злая королева (Сильвия Хукс из «Бегущего по лезвию 2049»), враждующие племена, простой угнетённый народ, готовящийся взбунтоваться, и, конечно же, не обошлось без ведьм, колдунов и других представителей тёмных сих. Сериал слишком настойчиво хочет занять испепелённый трон «Игры престолов», вот только совершенно не задумывается ни об оригинальном взгляде на рассказанную уже сотни раз историю, ни о том, чтобы из всех этих до боли знакомых фэнтезийных элементов извлечь хоть какую-то магию. Главное достоинство шоу – постановка экшен-сцен с участием Джейсона Момоа. Итог напрашивается неутешительный. Миллионы долларов, потраченные Apple на производство своих шоу в кратчайшие сроки, не стали гарантом качества. Более того, провал на старте этого конкретного стримингового сервиса может вынести на обсуждение куда более глобальный вопрос. Действительно ли нужны нам два десятка похожих друг на друга онлайн-платформ лет через пять, каждая из которых будет заинтересована исключительно в том, чтобы обогнать конкурента (по бюджетам, просмотрам и количеству громких имён в проектах), нежели в создании действительно качественного оригинального продукта? Но всё же не будем ставить крест на Apple TV+ после первого блина. Уже в конце ноября сервис представит ещё один крайне амбициозный проект – «Дом с прислугой» от М. Найта Шьямалана – того ещё мастера камбэков и неожиданных поворотов событий. Вадим Богданов, InterMedia

Четыре всадника Apple TV+: С чего начинается новая глава противостояния стриминговых сервисов?
© InterMedia