Классика всегда в моде: в театре им. М. Горького вновь волнует сердца «Анна Каренина»
Классика всегда будет в моде. Классика всегда будет в тренде. Русскую классику ставили, ставят и будут ставить. Проходят года, пролетают десятилетия, сменяют друг друга века, но вечные проблемы и ценности остаются прежними. Сегодня, 7 декабря, в Приморском краевом академическом театре драмы им. М. Горького вновь покажут «Анну Каренину» (Л. Толстой). Русскую классику любят и ставят за рубежом. Но намного интереснее, когда русскую классику ставит в России зарубежный творческий коллектив. Театр им. М. Горького пошел на эксперимент, и на его сцене вот уже седьмой сезон идет «Анна Каренина» Льва Толстого в постановке норвежского режиссера Мортена Боргерсена. Над спектаклем также работали художник-постановщик Малья Саловаара, хореограф Ингун Бьёрнсгорд, художник по свету Мортен Рейнан и автор музыкального оформления спектакля Ларс Ордал. Классических декораций, как и классического действа, не случилось. Но сложилась непростая пронзительная история. Любви? Да, но не только об этом пойдет речь. Это история о человеческих отношениях, история, полная неверных трактовок, ложных тревог и страстей. Авторам удалось сделать эту историю как будто бы вне времени – вечную историю, которая, вероятно, повторится еще много-много раз как в настоящем времени, так и годы спустя. В спектакле используется ставший сейчас большой редкостью прием, когда из уст актеров мы слышим не только реплики героев, но и авторский текст, касающийся их мыслей, чувств, описывающий действия. В отдельных случаях он помогает лучше понять героя, в иных – дорисовывает то, что зрителям, как правило, гораздо приятнее представить, чем увидеть. Благодаря этому приему и восприятие спектакля у каждого зрителя свое, особенное, личное, даже интимное. Чем больше условностей, тем глубже чувства и эмоции героев проникают в сердце зрителя – просто потому, что нет возможности отвлекаться на детали. Здесь именно так. Сценография максимально лаконична: стена и шесть колонн. Последние как бы олицетворяют героев истории. Волею авторов спектакля их семь: Анна Каренина, ее муж – Алексей Каренин, ее брат – Степан Облонский, Дарья – жена Степана, ее сестра – Китти, ротмистр Алексей Вронский и сельский помещик Константин Левин. Но колонн шесть. Случайность ли?.. Вряд ли: по мере уменьшения числа колонн на сцене Анна все ближе и ближе к самоубийству. Кто виноват? Окружающие, которые не смогли ее понять, или игрушечный паровозик, проезжавший по окружности люстры в начале спектакля?.. Анна Каренина – статная красивая женщина, которой наскучили светские мероприятия, которая устала от формального статуса жены. Ей хочется любить и быть любимой, быть предметом восхищения и обожания, ей хочется быть желанной. Такой мы видим главную героиню в исполнении Марины Волковой. Мы видим метаморфозы, происходящие с ней: от спокойствия и безразличия ко всему до страстной любви, от страстной любви до отчаяния и самоубийства. Скучный чиновник Алексей Каренин в исполнении Евгения Вейгеля не в состоянии сделать свою супругу счастливой. Он слишком туго связан обязательствами по долгу службы и слишком зависим от мнения света. Он знает о романе супруги с Вронским. Негодование его сменяется смирением, при этом уязвленное самолюбие заставляет его поставить Анну перед жестоким выбором. С другой стороны на героиню давит возлюбленный Алексей Вронский. Искреннее желание героя Валентина Запорожца «причинить» Анне любовь, стать ее мужем и полноправным отцом их общей дочери доводит женщину до отчаяния. Эффектное пламя в самом начале отношений Анны и Вронского все больше напоминает тлеющие угольки, которые каждый из них по-своему пытается разжечь. Свидетелями драмы, разворачивающейся внутри этого любовного треугольника, становятся мудрая и великодушная Дарья, охотливый до женского пола Степан, впечатлительная Китти и вечно терзающийся сомнениями Левин. Переживая свои любовные драмы, они упустили тот момент, когда что-то еще можно было изменить. Финальная сцена говорит о том, что каждый чувствует свою вину в том, что случилось с Анной. Их шесть. Музыкальное оформление придает финалу особую надрывность. От каждого нашего шага порой зависит очень многое. Невольно брошенная грубая фраза или намеренное осуждение, жестокий поступок или, напротив, равнодушие способны убить. Как наше слово отзовется?.. А между тем каждый человек является кузнецом своего счастья. Другой вопрос: над чем заносится молот в тот миг, когда куется счастье?..