"Видеть музыку". Итоговый обзор оперных спектаклей
Посмотреть все спектакли фестиваля было невозможно хотя бы потому, что многие совпадали по времени, да и нет такого универсального зрителя и критика, который был бы одинаково увлечён и оперой, и балетом, и мюзиклом, и детским театром. Но в итоговом обзоре предпринимается попытка рассказать о наиболее заметных спектаклях, представляющих всё многообразие жанровой палитры фестиваля. Уже в четвертый раз на фестивале музыкальных театров России "Видеть музыку" в течение двух осенних месяцев на подмостках столицы можно было увидеть свыше сорока спектаклей тридцати музыкальных театров России. В этих постановках отразилось реальное творческое состояние коллективов и их репертуарные предпочтения. Возрастная ориентация спектаклей была очень разной. Были представлены специальные программы для детей и подростков, где возобладали сказки, но встречались и версии сюжетов Пушкина, Достоевского, Лорки, Островского. Сложилась афиша студенческих работ, в которых юные артисты демонстрировали готовность воплощать творения Оффенбаха и Бриттена, Пуччини, Монтеверди, Жиганова. Классическая и современная опера Калининград. "Иоланта" Фото: https://muzteatr39.ru Калининградский музыкальный театр на сцене "Геликон-оперы" показал совместный проект с этим театром – "Иоланту" Чайковского. Режиссер Илья Ильин, дирижер Евгений Ильин, сценографы Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева под руководством Дмитрия Бертмана акцентировали в лирико-романтическом сюжете всю его трезвость, сознательно отказавшись от привычной фееричности среды, контрастной исходным трагическим обстоятельствам. Унылый "белый кабинет" поначалу завален очень дорогими, но почти бесцветными куклами. Подруги Иоланты похожи на воспитанниц частного пансиона. Пространство замкнуто кирпичной стеной. Когда она рушится, то за нею открывается совсем не радостный пыльный тоннель. История получилась, хоть не совсем беспросветной, но тягостной. Ориентальную этничность сохраняет мавританский врач Эбн-Хакиа--Александр Дудницкий. Терзаемый отцовскими муками король Рене--Григорий Соловьев, восторженный герцог Роберт –Илья Крестоверов и метущийся граф Водемон-Виталий Фомин – то ли рыцари какой-то неведомой армии, то ли наемники. Интересно решен характер Водемона. Он развивается от лиричного Ленского к трагичному Кварадосси, что подтверждается в музыкальной драматургии и игре актера. Сама же Иоланта – Екатерина Феоктистова, убедительна больше как певица. Иркутск. "Две королевы" Фото: Иркутский музыкальный театр им. Н. М. Загурского Историческим полотном, точнее, игрой в историю предстал сюжет вражды Елизаветы 1 и Марии Стюарт в спектакле "Две королевы" Иркутского музыкального театра имени Н. М. Загурского. Сегодня, когда весь мир следит за развитием конфликта Британии, Шотландии и остальной Европы по поводу брекзита, иркутяне вообще оказались впереди прогресса. Однако сюжет постановки развивается в границах мелодрамы, изложенной в аргументах сугубо женской логики: режиссер Анна Фекета написала либретто по мотивам пьесы Л. Разумовской "Ваша сестра и пленница". Кроме того, действо, почти на половину состоящее из прозаических диалогов, трудно назвать "современной оперой", на что претендует спектакль. Вокальные эпизоды в постановке, разумеется, есть (автор стихов Лев Яковлев), но порой слова трудно расслышать на фоне почти непрерывного и монотонного музыкального потока (композитор Антон Светличный). Хороши строгие декорации Олега Головко, сделанные опять-таки в модной гамме множества оттенков серого, в которую во второй части, во дворце Елизаветы добавляются зловеще алые тона. Контраст характеров героинь обосновывает уровень их конфликта. Беспечная поначалу Мария – Александра Гаращук озлобляется и теряет свое обаяние, как только начинает бороться за престол или старается ее сохранить. Характер Елизаветы—Анны Рыбниковой, напротив, становится драматичнее и объемнее, когда сквозь черствость и сарказм прорывается живая душа этой женщины. Но обе – жертвы борьбы за власть, в которой не бывает победителей. Опера "лёгкого жанра" Самара. "Джанни Скикки" Фото: Самарский театр оперы и балета Самарская опера привезла "Джанни Скикки" Дж. Пуччини в постановке молодого режиссера Надежды Бахшиевой. Помня, что либретто создано на основе песни ХХХ "Ада" Данте Алигъери, сценограф Василиса Кутузова сочиняет среду в модных нынче "оттенках серого", что несет свой драматизм и снижает комичность классического сюжета про борьбу за наследство недавно умершего главы рода. Циничный "плут новой формации", Джанни Скикки, нахальный и темпераментный в исполнении Василия Святкина, выдает себя за якобы еще не почившего Буози и "распределяет" его наследство по своему усмотрению, преимущественно в пользу себя самого и молодых влюбленных Ринуччо – Анатолия Невдаха и Лауретты – Ирины Янцевой, чья ария с легкой руки Елены Образцовой стала шлягером всех времен. Но звучит она почти в самом начале, отчего даже одноактная опера кажется несколько затянутой. И все же сумеречность колорита открыла в этой опере новые – строгие, даже суровые смысловые оттенки. Куда ярче цветовая и чувственная гамма других произведений, показанных на фестивале. Иваново. "Сильва" Фото: Ивановский музыкальный театр Блаженные времена, когда на один фестиваль "Видеть музыку" привозили сразу две "Сильвы" , кажется, канули в Лету. Во всяком случае, нынче зрители увидели лишь один спектакль по шедевру Кальмана – в исполнении Ивановского музыкального театра, оказавшийся единственной канонической опереттой, показанной на фестивале. Обратившись к либретто Ю.Димитрина и стихам Д.Михайлова и Д.Толмачева, режиссер из Иркутска И. Мякишева в большей степени следовала московской традиции, но учла и "венгерские влияния": здесь вперед вышла княгиня Цецилия Воляпюк, долго скрывавшая свое "темное прошлое", но тосковавшая по ушедшей "звездной" молодости. Блистательная Ирина Ситнова весьма эффектна в роли этой шикарной, зоркой и циничной дамы. Ее супруг князь Леопольд – В.Пименов кокетлив и забавен, но все же себе на уме. Что касается Сильвы, то очень хорошая певица Н.Фураева явно старается "вытянуть" свою героиню на уровень Тоски. Ее переживания по-оперному драматичны. Эдвин – М.Галенков заметно мягче и теплее. Хорош Бони – И.Демин, остроумный, легкий, добродушный. Мила Стасси – Р.Хаджиева, воспитанная, внимательная и смелая. Из персонажей второго плана трогает пожизненно влюбленный в Цецилию Ферри—В.Кочержинский. Забавен восторженный искатель запретных удовольствий пройдоха лейтенант Ронс – В.Троценко. Наверное, стоило внимательнее отнестись к роли (и дикции) хора, точнее развить тему кабаре, а не танцевать канкан в изумительных платьях а ля Тулуз Лотрек под музыку а ля "Семь-сорок". И все же, основные признаки и преимущества любимого народом легкого жанра явлены в постановке вполне убедительно. Санкт-Петербург. "Севильский цирюльник" Фото: Марат Шахмаметов Предтечей мюзикла на мировой сцене принято считать "Кармен", но немало родственных этому жанру признаков можно обнаружить в комической опере Дж. Россини "Севильский цирюльник" театра "Санктъ-Петербургъ Опера". Режиссер Юрий Александров, дирижер Александр Гойхман и художник Вячеслав Окунев сочинили легкий, изящный и красочный спектакль. Здесь неизбежные повторы и мелодические "рифмы" компенсированы активным действием персонажей, отчего к сюжету и самой музыке интерес не пропадает. Если угодно, эту музыку интересно "рассматривать". Изумляет вокальное мастерство Олеси Гордеевой – Розины. Давно не доводилось слышать столь виртуозного и осмысленного исполнения "главной" ее арии. Озорством живет лукавый Альмавива – Дамир Закиров. Доктор Бартоло – Антон Морозов чуть ли не впервые предстал вовсе не глупым и кажется искренне влюбленным. Забавен мужской ансамбль "за все про все" — пластичные, остроумные ко всему готовые и всегда полезные парни. Персонажи (и артисты) ухитряются заигрывать и со зрителями, иногда переходя на русский язык или откровенно кланяясь после каждого "ударного" номера и ансамбля (хотя, ансамбли могли бы звучать и аккуратнее). Спектакль получился праздничным. Его создатели впервые на фестивале обошлись прочти без дыма и уж точно без грохота. И это правильно. Сыктывкар. "Сказки Гофмана" Фото: Театр оперы и балета Республики Коми "Закрылась" тема легкого жанра очень эффектно – "Сказками Гофмана" Оффенбаха в версии Театра оперы и балета республики Коми в постановке Ильи Можайского с декорациями Юрия Самодурова. Основная идея постановки в том, что у любой мечты всегда есть опасная оборотная сторона, своя черная тень, своя порою страшная тайна и цена. Всплески искрящейся красоты периодически сменяет мрак. Постоянно рядом с восторженным поэтом Гофманом не только его преданный друг Никлаус, обернувшийся к финалу музой, но и "Мефистофель", принимающий разные обличья. Сюжет развивается весьма напряженно, хотя артист Борис Калашников выглядит в роли Гофмана довольно вялым и бесцветным. Значительно ярче звучат характеры "оборотня" – Дмитрия Степановича или отца Антонии Креспеля – Максима Палия. Трогательна Антония – Иране Ибрагимли. Виртуозна Олимпия – Анастасия Морараш. Благородно звучит оркестр (дирижер Дмитрий Лузин). Горестная история поэта кажется безысходной. Но все-таки вечно, уверяет в финале театр, само творчество. Обнадеживает и то, что на сей раз обошлись без всякого дыма.