Мюзиклы на IV фестивале музыкальных театров России "Видеть музыку". Итоги
Мюзиклы для детей и молодёжи Санкт-Петербург. "Белый клык" Фото: Детский музыкальный театр "Зазеркалье" Началом фестиваля стал мюзикл для юношества Анастасии Беспаловой на либретто Льва Яковлева по мотивам повести Джека Лондона "Белый клык" Детского музыкального театра "Зазеркалье" из Санкт-Петербурга, показанный на сцене московского РАМТа. Режиссер Ольга Фурман, дирижеры Артур Ераносов и Аркадий Штейнлухт, художник Начын Шалык и балетмейстер Ольга Красных явно учли опыт постановок историй про Тарзана, Маугли, Рикки-Тикки-Тави, Кота, который гулял сам по себе, рассказов о животных Томпсона и т.д., вплоть до "Плахи" Айтматова, где естественные формы жизни приходят в противоречие с тем, что привнесли в природу уже совращенные не только золотой лихорадкой вовсе не добрые люди, которые порой оказываются в большинстве. Спектакль получился стильным и темпераментным, а в ряде эпизодов захватывающе драматичным. Особенно впечатлило трагическое перерождение наивного и пытливого Волчонка – Ольги Красных в "бойцового" волка по прозвищу Белый Клык, которого Кирилл Павлов сыграл, смело раскрывая природу противоречивых его состояний, корень которых в мучительной тоске героя по родственной душе. Стандартной показалась сценография. Не всегда оправдано было обилие людей на сцене, смахивающих на персонажей оперетты "Роз-Мари". Вялым выглядел носитель доброго начала Уидон Скотт. Но лирико-драматическое напряжение в действии, певческом и хореографическом, было передано впечатляюще и содержательно. Москва. "Баранкин, будь человеком!" Фото: Детский музыкальный театр юного актёра Не меньше сложных переживаний в знаменитой повести В. Медведева "Баранкин, будь человеком!" про младших школьников Баранкина и Малинина, "уставших" от забот и обязательств человеческой жизни и предпринявших "одиссею" в мир иных жизненных условий, последовательно превращаясь в воробьев, муравьев и бабочек, в надежде "отдохнуть" в их якобы безбедной праздности. Композитор Ефрем Подгайц и автор либретто Лев Яковлев, кажется, впервые (после мультфильма и давней детской оперетты) развернули анекдотичный сюжет в сторону совсем не шуточной, даже философской драмы про простодушное детское неведение сложностей бытия на всех его уровнях. Спектакль Московского Детского музыкального театра юного актера под руководством Александра Федорова эту идею подхватывает и развивает. Гнет "пионерского экстремизма", выраженный в настырности толпы учащихся и поддержанный общественно активной пионеркой Фокиной, похожей на придирчивую завуч, усугубляется новым пониманием чувства долга, ребятам доселе неведомым. Юные артисты Эрнест Бореко, Нико Галдава и София Богачева точно проживают и передают эти оттенки чувств. Драматизм выбора между долгом и свободой оказывается нешуточным для их героев. Волгоград. "Обыкновенное чудо" Фото: Волгоградский музыкальный театр "Обыкновенное чудо" по мотивам сказки Евгения Шварца с музыкой Геннадия Гладкова на либретто Юлия Кима в версии Волгоградского Музыкального театра , пожалуй, несколько упростилось, превратившись в некую оперетту вообще. Режиссер Александр Кутявин и художник Алексей Михальчев придумали невнятное сказочное пространство с часами-беседкой посередине. Ведет сюжет Волшебник — Леонид Маркин. Явно стараясь угодить супруге, помогая ей вспомнить молодость. Медведь — Александр Куприн здесь хрупкий и пугливый юноша. Король — Владимир Колявкин мягче и простодушнее, чем ожидаешь. Ему явно поднадоела его "сказочная свирепость". Спектакль развивается по инерции, его жанровая природа лишена философского напряжения, присущего первоисточнику. Драматические мюзиклы Санкт-Петербург. "Шербурские зонтики" Фото: Санкт-Петербургский театр "Карамболь" Легендарный мега-шедевр Мишеля Леграна и Жака Деми "Шербурские зонтики" впервые в России получил сценическую интерпретацию в питерском музыкальном театре "Карамболь". Спектакль, изысканный и увлекательный, сохраняется в его репертуаре десять лет. Авторы русской версии Юрий Ряшенцев и Галина Полиди вместе с режиссером Василием Бархатовым заметно расширили некоторые роли, в частности, мадам Эмри, упорно склоняющей юную дочь Женевьев к тому, чтобы та во имя здравого смысла забыла свою любовь. Сцены Женевьев – Ольги Левиной и матери — Юлии Надервель развиваются весьма драматично. При этом спектакль интонационно не выходит за рамки партитуры, знакомой по культовому фильму. Более того, артисты увлеченно живут в специфической атмосфере изящества чувств, когда все зависит от стиля, воспитанности, умения сохранить внешний покой, хотя это явно трудно дается и дорогого стоит. Невозмутим и терпелив влюбленный в героиню Ролан Кассар – Егор Матвеенко. Упорно ждет своего часа почти безмолвная Мадлен – Анна Балобанова. Наблюдательна и прозорлива тетушка Элиз – Маргарита Спиридонова. Не без труда выходит из душевного кризиса Ги – Сергей Овсянников. Каждый по-своему находит силы для жизни, хотя бы за счет компромиссов, но, все же, не теряя природной элегантности. Блистательно сценографическое решение Зиновия Марголина. Трехъярусная установка перекрыта подобием супрематичного калейдоскопа, чье вращение создает множество выгородок, в которых легко узнать магазин, ночной клуб, вокзал или кинотеатр. Среда получилась пластичной и изящной, отражающей душевное состояние героев. Барнаул. "Монте-Кристо. Я – Эдмон Дантес" Фото: Алтайский государственный театр музыкальной комедии Другим сюжетом из французской жизни стал мюзикл Лоры Квинт "Монте-Кристо. Я – Эдмон Дантес" по роману А. Дюма (либретто Николая Денисова) Алтайского музыкального театра из Барнаула. Режиссер Константин Яковлев, художники Алена Муравьева и Елена Турчанинова (костюмы) старательно воссоздавали на сцене романтическую атмосферу знаменитого романа о праве человека на возмездие. В музыке эти мотивы прозвучали вполне отчетливо. Пластическое решение тоже показалось интересным. Сценография, однако, подкачала: много фанеры, очень много дыма, который давно уже не несет образной мощи, а выглядит банальной пылью, глотая которую, артисты вынуждены петь и играть. Правда, играют они убедительно. Конфликтные линии сюжета выстроены внятно. Хороши Александр Чернышев – романтик Дантес, Юлия Башкатова – Мерседес, Юрий Голубев – барон Данглар. Эффектен в роли Эжени, эксцентричной дочери Эрмины и Данглара хороший певец Насими Нариманов. Трогательны Валентина – Александра Карпова и Вильфор – Илья Зуев. Покоряет темперамент Альбера – Виталия Селюкова. Правда, атмосфера действия порой напоминает романы Эжена Сю, но актерская увлеченность и старательность многое компенсируют. Москва. "Три мушкетёра" Фото: Московский музыкальный театр п/р Геннадия Чихачёва Еще один шедевр Дюма-отца – роман "Три мушкетера" стал мюзиклом на сцене Московского музыкального театра под руководством Геннадия Чихачева. Композитор Владимир Качесов, автор либретто Лев Яковлев, дирижер Владимир Янковский и художник Елена Бочкова придумали спектакль жесткий и строгий, где мало романтических сантиментов, зато перипетии знаменитого сюжета разворачиваются остро и напряженно. Это чисто мужская история по сути одиноких людей, чей союз оправдан единой для всех тоской по несбывшейся или потерянной любви, ради которой каждый чем-то пожертвовал или что-то потерял. Легенда в жанре "плаща и шпаги" здесь преобразована в историю четырех байкеров, бороздящих сцену на роскошных мотоциклах. Это придает происходящему свежую энергетику. Зеркально бликуют стальные стены дворцов и монастырей. Враги-британцы предстают в строгих сюртуках и котелках Х1Х века. Негодяйка Миледи – Зинаида Громоздина, одета как амазонка. На этом фоне особенно эффектны вполне историчные туалеты беззащитной королевы Анны – Натальи Замниборщ или целеустремленной Констанции – Натальи Ребровой. Страстями живет бесшабашный и честный Д `Артаньян – Константин Скрипалев. Глубоко драматичен характер Атоса – Станислава Якубовского. Изящны и смелы Портос – Вадим Поповичев и Арамис – Сергей Рязанов. В спектакле действуют бесстрашная маркитантка мадам Кокнар – Анна Гончарова и решительная герцогиня Де Шеврез – Анна Альт, привнесшие в сюжет новые лирико-драматические мотивы. Но наиболее значимой стала музыкальная драматургия спектакля. Композитор Владимир Качесов создал суверенное мелодическое пространство, где есть место пафосному гимну и лирическому дуэту, народному танцу и трагическому реквиему. Оренбург. "Джейн Эйр" Фото: Оренбургский театр музыкальной комедии Быть мюзиклом большого стиля претендует "Джейн Эйр" Кима Брейтбурга и Карена Кавалеряна по роману Шарлоты Бронте Оренбургского театра музыкальной комедии. Художник Екатерина Крюкова создала пышные многоцветные декорации, в которых по воле режиссера и балетмейстера Николая Андросова эпизоды высокой мелодрамы сменяются подобием почти концертной сцены в ресторане из "Хелло, Долли!". Кроме того, из-за напрасного усиления в сюжете линии миссис Рид и ее вульгарных дочерей, спектакль надолго становится слишком прямолинейным фарсом. Главные герои, как могут, этому сопротивляются. Драматична фигура Эдварда Рочестера – Сергея Гурьянова. Напряженна внутренняя жизнь самой Джейн Эйр – Евгении Реутовой. Но и их сценическое существование осложнено тем, что артисты из-за усиления звука через индивидуальные микрофоны поют слишком громко, отчего возникает ощущение, будто оказался на провинциальном рок-концерте. Симферополь. "Леонардо" Фото: Государственный Академический Музыкальный театр Республики Крым Увы, не меньше громкого пения и густого дыма в мюзикле Кима Брейтбурга на либретто Евгения Муравьева "Леонардо" Музыкального театра Республики Крым. Замечательный сценограф Ю. Суракевич создал многомерную остроумную декорацию из небольшого амфитеатра, загадочной машинерии и округлой объемной сферы, в "кавернах" которой видны картины гения. Режиссер В. Косов, балетмейстер А. Гоцуленко и хормейстер А. Булава, стараясь не замечать обескураживающей пошлости сюжетной конструкции, упрямо ставят гран-спектакль о судьбе художника. Но "явочным порядком" исполнители порой переводят жанровый регистр спектакля в зону "обыкновенной" оперетты с ее простодушным комизмом и непритязательной мелодрамой. При этом музыкальный материал базируется на довольно однообразной ритмической основе, отчего возникает ощущение, будто все персонажи поют одно и то же. Однако, многие артисты производят заметное впечатление. В. Кудрявцев, играя Да Винчи в его ранней зрелости, старается убедить в глубине внутреннего мира Леонардо, хотя петь ему довелось нечто невнятное. Джоанна – Э. Меметова, тоже мечется, но уже в двух ипостасях – подобия Виолы из "Двенадцатой ночи" и девушки, озабоченной судьбой матери, попавшей в застенок. Самое неожиданное в развитии этой судьбы – ее банальный хеппи-энд. Обаятельна кухарка Матурина— Л. Васильева, зоркая, искренняя, деловитая. Забавен натурщик Андреа – В. Головин, откровенный, смелый и увертливый. Но все-таки само зрелище, лишенное признаков музыкальной драматургии, больше напоминает телешоу "Песня года", а герои его поют только потому, что вышли на сцену. Также читайте на портале Ревизор.ru обзор оперных спектаклей IV фестиваля музыкальных театров России "Видеть музыку"