Войти в почту

Экспортный потенциал российского кино обсудят на форуме «Сделано в России»

За последние годы отечественное кино превратилось в объект повышенного интереса со стороны зарубежного зрителя, рассказал руководитель направления экспорта креативных индустрий АО «Российский экспортный центр» Евгений Данильченко. Популярностью пользуется не только нишевое, авторское кино, но и киноленты, рассчитанные на массового зрителя. Например, мультфильм «Снежная Королева 3: Огонь и лед» стал самым кассовым российским фильмом в зарубежном прокате. Успех мультфильма воронежской студии Wizart во многом обусловлен сотрудничеством с Российским экспортным центром, который начал заниматься продвижением продукции российской креативной индустрии два года назад. Кроме того, русские персонажи стали неотъемлемой частью самых популярных сериалов и голливудских кинолент. К примеру, в киновселенной Marvel русские представлены Черной Вдовой (она же — Наташа Романова). Минувшим летом сериал Чернобыль от американской студии HBO поразил зрителей точностью воссоздания событий 1986 года. По оценкам экспертов, порядка 60% популярных в сети сериалов интегрировали в сюжет русскую линию. Между тем, до недавнего времени иностранные кинопроизводители очень редко проводили съемки картин на территории РФ. Причиной этому является целый комплекс проблем, включая сложность визовой процедуры и отсутствие федерального института кинокомиссий в стране. Однако главная причина — отсутствие всемирно принятой программы рибейтов, благодаря которой участники кинорынка могут возмещать часть своих расходов на съемочный процесс в зарубежных странах при условии найма местного подрядчика для осуществления сервисных работ на выбранной территории. 7 ноября 2019 года Дмитрий Медведев подписал постановление Правительства РФ о внедрении в России программы рибейтов. По мнению генерального директора АО «Российский экспортный центр» Андрея Слепнева, создание системы возмещения позволит России войти в список лидирующих стран за счет притока иностранных производителей и существенно ускорить рост экономических показателей национальной киноиндустрии. «Помимо этого, система позволит сформировать национальный бренд, будет способствовать развитию смежных бизнес-отраслей и кинотуризма, а также поможет сделать кинопроизводство основным драйвером креативных индустрий в России», — отметил Слепнев. В целом, система рибейтов позволяет извлекать значительные экономические выгоды и задействовать весь комплекс отечественных услуг, к которым прибегают зарубежные производители киноконтента. Это и производство костюмов, декораций, и деловой туризм, и гостиничный бизнес, а также кейтеринг, логистика, дизайн, переводческая, бухгалтерская и юридическая отрасли. Пока данная система рассчитана лишь на сервисную модель потребления. Это означает, что зарубежная съемочная группа, приезжающая снимать в Россию, выступает в качестве заказчика ряда услуг у российского подрядчика. Российский экспортный центр рассчитывает расширить программу рибейтов, добавив в неё поддержку так называемых совместных проектов. В таком случае, российские компании будут не просто выполнять роль посредника в предоставлении услуг, а станут полноправным производителем контента наравне с иностранными партнерами. Новость о внедрении программы рибейтов вызвала огромный ажиотаж у зарубежных компаний-производителей контента. Сейчас в Лос-Анджелесе проходит крупнейший в Северной Америке кинорынок — American Film Market. Иностранные инвесторы и производители приходят на стенды российских компаний-экспортеров и задают вопросы о новой программе рибейтов. Также во время своего визита в Москву команда Квентина Тарантино проявила интерес к программе рибейтов в России. Однако программа возмещения расходов для киноиндустрии — далеко не единственная мера государственной поддержки, которую реализует Российский экспортный центр. Для креативной индустрии чрезвычайно важно постоянное участие в профессиональных международных выставках и специализированных деловых мероприятиях, на которых можно встретить крупнейших закупщиков, инвесторов и производителей контента. Российский экспортный центр начал наращивать свое присутствие на международных рынках этой отрасли. В следующем году РЭЦ поддержит целых 8 мероприятий подобного рода — вместо 3, которые поддерживались раньше. Помимо этого, до конца 2019 года будет создан еще один новый продукт для поддержки российских экспортеров сферы креативных индустрий — субсидия на поддержку языковой адаптации и маркетинга за рубежом. На фоне стремительного развития потоковых сервисов, доступных зрителям с любого устройства, и общего роста производства контента, поддержка отечественного производителя необходима. Сегодня России есть что предложить — осталось помочь компаниям-экспортерам осуществить свой потенциал в полной мере. О том, как это правильно сделать, обсудят 14 ноября участники круглого стола «Особенности поддержки экспортных проектов креативных индустрий» в рамках Международного экспортного форума «Сделано в России».