«Фредди не хотел бы дожить до 73-х». Друг и помощник Меркьюри – о его жизни
24 ноября 1991 года оборвалась жизнь одного из самых известных музыкантов современности – Фредди Меркьюри. В этом году накануне памятной даты, 22 ноября, в Петербурге состоится премьера уникального шоу «Наталия Поснова QUEEN Rhapsody». Оно примечательно не только тем, что любимые композиции группы прозвучат в необычной интерпретации, но и потому, что представит его человек, знавший Фредди как никто другой. Питер Фристоун – личный помощник кумира миллионов, его биограф и главный консультант оскароносного фильма «Богемская рапсодия» – дал SPB.AIF.RU эксклюзивное интервью. Не звезда, а живой человек SPB.AIF.RU, Алина Клименко: Питер, насколько мне известно, вы не сразу приняли предложение Queen работать с ними. Почему? Питер Фристоун: Мы познакомились с Фредди в 1979 году, я тогда служил костюмером в Королевском балете. Это была престижная официальная работа, предполагающая медицинскую страховку, пенсию. Конечно, было о чем задуматься: на одной чаше весов – стабильное будущее, на другой – пусть и выгодный, но лишь шестинедельный контракт с неизвестной мне группой... – ... неизвестной группой?! – Поймите, я вращался в кругах, где звучала и почиталась классика. Рок-музыка была для меня чем-то совершенно непонятным. Да, я был наслышан о популярности группы Queen и даже знал три их песни. Но они вовсе не были моими кумирами. – Почему же вы все-таки приняли решение поехать в тур с ними? – Я подумал: в конце концов, следить за костюмами четырех человек куда проще, чем шестидесяти! (смеется) – В итоге вы проработали личным помощником Фредди Меркьюри целых 12 лет! Мне кажется, это было непросто – ведь он вовсе не славился легким характером. – Что вы, это абсолютно не так! Во-первых, я помогал вовсе не суперзвезде, как может показаться, а живому человеку, который скрывался за этим образом. И, честно признаюсь, совершенно не ощущал себя нанятым работником. Более того, я вспоминал о том, что с Queen меня связывает трудовой контракт, только потому, что на мою банковскую карту регулярно падали деньги. Я просто жил рядом с Фредди и заботился о том, чтобы ничто его не отвлекало от главного занятия жизни – музыки. – Читала, что в бытовых аспектах он был, как ребенок. Несамостоятельным до абсурда... – Фредди был уверен, что каждый из нас приходит в этот мир с каким-то предназначением. И должен заниматься именно своим делом. Да, действительно, это может показаться абсурдным, но Меркьюри понятия не имел, откуда в доме появляется еда, а в баке машины – бензин. Он вряд ли самостоятельно смог бы себе просто заварить чашку чая! Но это не потому что был избалован или ленив. Просто Фредди считал, что рожден создавать музыку. А остальное его не заботило. – Фредди на публике и Фредди с близкими друзьями – это два разных человека? – Абсолютно! Если вы посмотрите на него в клипах, на сцене, по телевидению – увидите вызов, эпатаж, человека, который несет себя так, будто весь мир – у его ног! И при этом Фредди был настолько стеснительным, что не мог себя заставить самостоятельно зайти в помещение, где находились незнакомые ему люди. Только если кто-то из тех, кому он доверяет, представит его. Он не знал, как себя вести, как растопить лед в общении с чужаками. «У меня СПИД» – Вы встретили Меркьюри, когда он был на пике славы и находились рядом с ним до конца, до самой трагической развязки. Менялся ли Фредди в течение этого периода? Его характер, мировоззрение, отношение к жизни? – Нет. Фредди всегда, сколько я его знал, уважал факты, принимал случившееся как данность. Что произошло – уже произошло. И нет смысла переживать о том, чего не изменить. Поэтому, когда он узнал о своей болезни, он не впал в депрессию, не заламывал руки со взываниями ко вселенной – «почему?». Он лишь четко осознавал – у него осталось меньше времени, чтобы осуществить задуманное, и поэтому надо максимально сконцентрироваться на работе. Тогда никто не мог сказать, сколько ему предстояло жить – 6 недель, 6 месяцев или 6 лет. Ни он сам, ни его близкие, ни врачи. И все, что он знал, – ему следует поторопиться. При этом он не перестал смеяться, шутить и наслаждаться жизнью. – Вы помните день, когда узнали о его диагнозе? – Да. Мы с Фредди были дома одни. Я был чем-то занят в гостиной, а он вышел ко мне из кухни и сказал: «Мне надо с тобой поговорить. Ты знаешь, я не совсем в порядке». На самом деле мы все, его окружение, догадывались, что с ним что-то происходит. Но никто не думал на этот страшный диагноз. И Фредди добавил: «У меня СПИД». Потом, когда эта информация станет известна общественности, многие – журналисты, критики – закричат: «Мы знали! Мы были уверены, что он болен!». Но это неправда. О его недуге знали только те, кому Фредди сам об этом сказал. – Как вы восприняли страшную новость? Тем более тогда о СПИДе знали немного – насколько он опасен, как передается и т. д. – Помню, что сердце у меня оборвалось... Но в тот же миг я подумал: сделаю все возможное, чтобы жизнь Фредди до конца была как можно комфортнее. – Существует мнение, будто звезды такого масштаба, как Фредди Меркьюри, должны уходить из жизни именно на пике славы. Чтобы остаться в памяти поклонников полными сил... – Честно признаюсь: в этой теории есть определенный смысл. Когда ты уходишь, находясь в зените, полным жизни, люди помнят тебя дольше. Я точно знаю, что Фредди не хотел становиться стариком. Посмотрите любой живой концерт Queen: в какое место сцены вы бы ни обратили взор – Фредди уже там. Такое ощущение, что вся сцена, каждый ее миллиметр принадлежал ему! Это был человек-ураган, энергии которого хватало на многих. И он с радостью ею делился. Смог бы он продолжать в том же духе в 50, 55, 60 лет? Не знаю. –Сегодня Меркьюри могло бы «стукнуть» уже 73! Вы можете представить его в этом возрасте? – Нет! Думаю, если бы он был жив, то не чувствовал бы себя счастливейшим человеком. Просто потому что еще не умер (смеется). Рами сделал все, что мог – Вы стали главным консультантом фильма «Богемская рапсодия». Правда, что в нем даже интерьеры воспроизведены с точностью до мелочей? – Да, это было одной из моих задач. Интерьеры, костюмы... Все это команда, работавшая над фильмом, воспроизвела с абсолютной точностью. В том числе по фотографиям, которые я им предоставил. Поэтому будьте уверены – если в фильме Рами Малек пьет напиток из бокала, то Фредди Меркьюри потягивал его из точно такого же! – Кстати, о Рами Малеке. Очень противоречивые мнения я слышала о нем в роли Фредди... – Каждый имеет право на собственное мнение. Возможно, внешне он и не попал на 100% в образ. Но давайте согласимся: Фредди был такой один, и второго идентичного существовать не может. Однако я знаю, какие невероятные усилия прикладывал Рами, чтобы приблизиться к искомому, как он выкладывался, как ежедневно с 6 утра и до позднего вечера проводил время в студии и на сцене, репетируя снова и снова... Поверьте, он боролся как мог за то, чтобы Фредди Меркьюри снова появился перед нами на экране. И когда в этом фильме Рами говорит своим ребятам: «Если мы с вами проснемся утром после концерта, зная, что нас там не было, мы будем жалеть об этом до конца дней... », я не уверен, что Меркьюри в реальности произнес эту же фразу. Мне этого знать не дано. Но у меня мороз по коже – потому что это именно тот Фредди, которого я знал! – Случались моменты, когда вы не были согласны с режиссером? – Нет. Нужно четко понимать: этот фильм – не документальная биографическая кинолента, а голливудский продукт, лишь основанный на истории группы Queen. Есть всего одна маленькая деталь, которую я бы добавил, – и она действительно бы сильно изменила общее впечатление от картины. Я бы показал Фредди счастливым и смеющимся в окружении друзей. Всего полминуты. Когда я его вспоминаю, то представляю именно таким – хохочущим со своими лучшими друзьями. Он искренне любил жизнь и наслаждался ею. – В следующем году Queen исполнится 50 лет, а их музыку продолжают любить все новые и новые поколения. Как вы считаете, в чем их феномен? – А в чем феномен Пуччини, Верди, Чайковского, Рахманинова? Ведь их произведения слушают и спустя столетия. Просто это хорошая музыка – вот и весь ответ!