Александринский театр. Первенец русской сцены
Первый российский постоянный публичный театр появился благодаря указу императрицы Елизаветы Петровны, подписанному ею 30 августа 1756 года. С момента учреждения «Русского театра для представления трагедий и комедий» в нашей стране начинается новая веха истории изящных искусств и одного из самых знаменитых театров Петербурга - Александринского. Именно здесь состоялись премьеры пьес почти всех русских классиков. И создавалась летопись отечественного театра. Народ кочевой Александринский театр - место, где работала знаменитая труппа ярославского режиссера Александра Волкова. Он привез в город на Неве самобытных артистов и ставил популярные спектакли не только для императорского семейства и высших чиновников, но и кухарок, кучеров, студентов. Впервые в храм искусства пришли все сословия. Первым директором Александринки стал известный русский поэт Александр Сумароков. На этом посту драматургу пришлось совмещать сразу несколько должностей. Он был и художественным руководителем, и сценографом, и постановщиком. Сумароков сам проводил уроки актерского мастерства, контролировал выпуск афиш, продажу билетов... Театральное искусство у горожан пользовалось невероятной популярностью. Но были и проблемы. Одна из них - придворные музыканты, которым приходилось трудиться и на императорских маскарадах, и в придворном театре. Уставали они настолько, что порой на второе место работы прийти не могли. Сумароков гневался, но спектаклей не снимал и бежал искать временную замену вынужденным прогульщикам. Вторая проблема - отсутствие у любимого петербуржцами театра собственного помещения. На протяжении почти 80 лет пьесы показывали в разных уголках города. Артисты кочевали из павильона в павильон, соседствовали с итальянской труппой. В итоге было принято решение построить каменное здание, и за проект взялся архитектор Карл Росси. 11 лет зодчий работал только над проектом нового храма искусства! В 1828-м чертежи утвердили и взялись за постройку, а в 1832-м на площади Островского появилось здание в стиле ампир. Театру присвоили имя императрицы Александры Федоровны, супруги императора Николая I. Подарок на продажу Каждый элемент здания не случаен. Перекрытия театра чугунные - поговаривали, что на них настаивал сам архитектор, хотя Николай и сомневался в их необходимости и прочности. Росси тогда пообещал: если театр рухнет, то сам он прилюдно повесится. На фасаде театра - многоколонная лоджия. А в нишах - музы: Талия, Мельпомена, Клио и Терпсихора. Венчает фасад квадрига Аполлона - знаменитая работа Василия Демута-Малиновского. Правда, перед открытием театра между монархом и зодчим возник спор из-за цвета зрительного зала. Росси представлял его голубым, а Николай I - красным. Напрямую перечить царской особе зодчий не мог и пошел на хитрость. Сказал, что красной ткани нет, ждать ее придется очень долго, и тогда театр в срок открыт не будет. Император ему поверил, и зал сделали таким, каким его видел зодчий. Но спустя годы, во время реставрации, его все же декорировали красным. Помещение органично существует в этом цвете до сих пор. Император новым театром был очень доволен. И в знак признательности подарил Росси в вечное пользование одну из лож - в то время место крайне почетное, ведь облагодетельствованный смотрел постановки практически подле монарха. Историки говорят, что спустя время зодчий начал испытывать материальные трудности и не придумал ничего лучше, как продавать сюда билеты более состоятельным гражданам, чем он. В итоге однажды рядом оказались знатный дворянин и купец. Разразился скандал - особа голубых кровей крайне возмутилась соседством с торгашом. Об этой истории узнал император, обиделся на Росси и ложу у него отобрал. С тех пор архитектор царских подарков не получал. Ложа Росси, как и императорская, сохранилась по сей день. Место монаршей четы даже не утратило первоначальную узорную резьбу - в царской России билетов сюда никогда не продавали (хотя государи не так часто посещали Александринку, предпочитая императорские театры - Михайловский или Эрмитажный). Зато теперь попасть в царские кресла может любой желающий. Стоит это недешево - увидеть сцену глазами царской семьи не каждому по карману. Мекка для театралов Александринский театр зодчий украсил богато. Повсюду резьба, позолота, роспись... Вместить он мог 1700 зрителей - цифра для того времени значительная. Но ценность шедевра архитектуры не только в этом - Росси продумал и великолепнейшую акустику. Шепот актера будет слышен из любой точки зрительного зала! Но чтобы полностью погрузиться в спектакль, понадобится бинокль - в театре есть места, из которых наблюдать за действом не очень удобно. Например, в построенной для великих княжон ложе было ничего не видно, и ее отдали слепым... Сейчас она пустует, а в царское время была выделена для потерявших зрение ветеранов войны 1812 года. Первой постановкой, которую отыграли на сцене Александринки, стал «Князь Пожарский». А дальше в храме искусства вершилась история русского театра. Именно на этих подмостках проходили премьеры классических и известных каждому школьнику пьес: «Борис Годунов» Александра Пушкина, «Месяц в деревне» Ивана Тургенева, «Горе от ума» Александра Грибоедова, «Ревизор» Николая Гоголя и «Гроза» Александра Островского. Здесь начинали свой творческий путь именитые актеры, режиссеры, художники, композиторы. Одна из них - Вера Комиссаржевская, принявшая участие в самой провальной постановке именитого театра - «Чайки» Антона Чехова. В 1896 году храм изящных искусств ощутил кризис старой школы - устаревшие постановочные приемы, недостаток режиссуры... Вылилось все в «Чайке». После такой неудачи Комиссаржевская решила уйти из Александринки и открыть свой драматический театр, что вскоре и сделала. Но несмотря на все трудности, к концу XIX века Александринский находился на одном уровне с лучшими драматическими театрами Европы. Тяжелое время для него началось после революции. С октября 1917-го Александринка новую власть бойкотировала - там не ставили спектакли. Ожил театр только в марте 1918 года, впоследствии пройдя через несколько переименований. Был он и «бывшим Александринским», и «Пушкинским» и «Государственным театром драмы»... Вернули историческое название только в 1990-е годы. В советское время в Александринке также блистали лучшие актеры и режиссеры страны. А в 1920-е театр прозвали «режиссерской меккой». В разное время здесь работали Всеволод Мейерхольд, Игорь Терентьев, Сергей Радлов, Николай Акимов, Николай Петров, Леонид Вивьен, Григорий Козинцев, Георгий Товстоногов. Хотя репертуар в постреволюционном театре, как и следовало ожидать, утвердился «классово правильный» - жизнь простого народа, лозунги и вожди стали непременными атрибутами постановок. Однако пропаганда не мешала мастерам сцены создавать шедевры. Здесь проходили премьеры пьес Максима Горького («На дне» и «Мещане»), ставились пьесы Мережковского, Оскара Уайльда, Бернарда Шоу, Алексея Толстого. Сейчас театр продолжает держать марку и не теряет популярности. В 2013 году открылась Новая сцена Александринского театра. На ней осуществляются самые смелые экспериментальные постановки. Главная особенность здания - сцена-трансформер, способная видоизменяться в зависимости от запланированного мероприятия. Она подходит как для проведения концертов и спектаклей, так и для лекций, встреч с известными людьми. Кстати Официально эпоху русских театров в России и дорогу на театральные подмостки дамам открыла императрица Елизавета. Женские роли начали отдавать женщинам, избавив мужчин от необходимости облачаться в платья и корсеты. Первыми русскими актрисами принято считать Марию и Ольгу Ананьиных и Аграфену Мусину-Пушкину. Первой профессиональной певицей России - Елизавету Белоградскую. Но все же служение в храме Мельпомены для девушки считалось очень непрестижным и оставалось таковым еще не одно столетие. Также при Елизавете Петровне начинают формироваться до того не существовавшие театральные труппы, на сцене сверкают не только немцы и итальянцы, но звучат и российские голоса. Сделали это, в том числе, по политическим соображениям. Театр формально перестал быть придворным, однако оставался недоступным для всех - цены на билеты хоть и были демократичными, но все же недостаточно низкими.