Ещё
Почему киностудии запретили показывать Ларионову
Почему киностудии запретили показывать Ларионову
Актеры
Лучшие сериалы прошедшего десятилетия
Лучшие сериалы прошедшего десятилетия
Сериалы
Критики о "Буратино": "Безобразная картина"
Критики о "Буратино": "Безобразная картина"
Фильмы
Сколько зарабатывают самые богатые телеведущие
Сколько зарабатывают самые богатые телеведущие
ТВ
(Не)идеальный мужчина
(Не)идеальный мужчина
Фантастика, Комедия
Купить билет
Холоп
Холоп
Комедия
Купить билет
Союз спасения
Союз спасения
Исторический, Приключение, Мелодрама
Купить билет
Камуфляж и шпионаж
Камуфляж и шпионаж
Мультфильм, Боевик, Приключение
Купить билет
Проклятие
Проклятие
Ужасы
Купить билет
Маяк
Маяк
Фэнтези, Ужасы, Драма
Купить билет
Вторжение
Вторжение
Фантастика
Купить билет
Дело Ричарда Джуэлла
Дело Ричарда Джуэлла
Драма
Купить билет
Особенные
Особенные
Комедия
Купить билет
Холодное сердце II
Холодное сердце II
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Фиксики против кработов
Фиксики против кработов
Мультфильм, Приключение
Купить билет
Джуманджи: новый уровень
Джуманджи: новый уровень
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Полицейский с Рублевки. Новогодний Беспредел 2
Полицейский с Рублевки. Новогодний Беспредел 2
Приключение, Комедия, Семейный
Купить билет
Достать ножи
Достать ножи
Детектив, Драма
Купить билет
Иван Царевич и Серый Волк 4
Иван Царевич и Серый Волк 4
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Сквозь снег
Сквозь снег
Боевик, Фантастика, Драма
Купить билет
Звёздные Войны: Скайуокер. Восход
Звёздные Войны: Скайуокер. Восход
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Проксима
Проксима
Боевик, Драма
Купить билет
Риф. Новые приключения
Риф. Новые приключения
Мультфильм, Приключение
Купить билет
Ходячий замок
Ходячий замок
Мультфильм, Аниме, Фэнтези
Купить билет

Александринский театр. Первенец русской сцены 

Александринский театр. Первенец русской сцены
Фото: АиФ Санкт-Петербург
Первый российский постоянный публичный театр появился благодаря указу императрицы Елизаветы Петровны, подписанному ею 30 августа 1756 года. С момента учреждения «Русского театра для представления трагедий и комедий» в нашей стране начинается новая веха истории изящных искусств и одного из самых знаменитых театров Петербурга — Александринского. Именно здесь состоялись премьеры пьес почти всех русских классиков. И создавалась летопись отечественного театра.
Народ кочевой
Александринский театр — место, где работала знаменитая труппа ярославского режиссера . Он привез в город на Неве самобытных артистов и ставил популярные спектакли не только для императорского семейства и высших чиновников, но и кухарок, кучеров, студентов. Впервые в храм искусства пришли все сословия.
Первым директором Александринки стал известный русский поэт . На этом посту драматургу пришлось совмещать сразу несколько должностей. Он был и художественным руководителем, и сценографом, и постановщиком. Сумароков сам проводил уроки актерского мастерства, контролировал выпуск афиш, продажу билетов…
Театральное искусство у горожан пользовалось невероятной популярностью. Но были и проблемы. Одна из них — придворные музыканты, которым приходилось трудиться и на императорских маскарадах, и в придворном театре. Уставали они настолько, что порой на второе место работы прийти не могли. Сумароков гневался, но спектаклей не снимал и бежал искать временную замену вынужденным прогульщикам.
Вторая проблема — отсутствие у любимого петербуржцами театра собственного помещения. На протяжении почти 80 лет пьесы показывали в разных уголках города. Артисты кочевали из павильона в павильон, соседствовали с итальянской труппой. В итоге было принято решение построить каменное здание, и за проект взялся архитектор . 11 лет зодчий работал только над проектом нового храма искусства! В 1828-м чертежи утвердили и взялись за постройку, а в 1832-м на площади Островского появилось здание в стиле ампир. Театру присвоили имя императрицы Александры Федоровны, супруги императора Николая I.
Подарок на продажу
Каждый элемент здания не случаен. Перекрытия театра чугунные — поговаривали, что на них настаивал сам архитектор, хотя Николай и сомневался в их необходимости и прочности. Росси тогда пообещал: если театр рухнет, то сам он прилюдно повесится.
На фасаде театра — многоколонная лоджия. А в нишах — музы: Талия, Мельпомена, Клио и Терпсихора. Венчает фасад квадрига Аполлона — знаменитая работа Василия Демута-Малиновского.
Правда, перед открытием театра между монархом и зодчим возник спор из-за цвета зрительного зала. Росси представлял его голубым, а Николай I — красным. Напрямую перечить царской особе зодчий не мог и пошел на хитрость. Сказал, что красной ткани нет, ждать ее придется очень долго, и тогда театр в срок открыт не будет. Император ему поверил, и зал сделали таким, каким его видел зодчий. Но спустя годы, во время реставрации, его все же декорировали красным. Помещение органично существует в этом цвете до сих пор.
Император новым театром был очень доволен. И в знак признательности подарил Росси в вечное пользование одну из лож — в то время место крайне почетное, ведь облагодетельствованный смотрел постановки практически подле монарха. Историки говорят, что спустя время зодчий начал испытывать материальные трудности и не придумал ничего лучше, как продавать сюда билеты более состоятельным гражданам, чем он. В итоге однажды рядом оказались знатный дворянин и купец. Разразился скандал — особа голубых кровей крайне возмутилась соседством с торгашом. Об этой истории узнал император, обиделся на Росси и ложу у него отобрал. С тех пор архитектор царских подарков не получал.
Ложа Росси, как и императорская, сохранилась по сей день. Место монаршей четы даже не утратило первоначальную узорную резьбу — в царской России билетов сюда никогда не продавали (хотя государи не так часто посещали Александринку, предпочитая императорские театры — Михайловский или Эрмитажный). Зато теперь попасть в царские кресла может любой желающий. Стоит это недешево — увидеть сцену глазами царской семьи не каждому по карману.
Мекка для театралов
Александринский театр зодчий украсил богато. Повсюду резьба, позолота, роспись… Вместить он мог 1700 зрителей — цифра для того времени значительная. Но ценность шедевра архитектуры не только в этом — Росси продумал и великолепнейшую акустику. Шепот актера будет слышен из любой точки зрительного зала! Но чтобы полностью погрузиться в спектакль, понадобится бинокль — в театре есть места, из которых наблюдать за действом не очень удобно. Например, в построенной для великих княжон ложе было ничего не видно, и ее отдали слепым… Сейчас она пустует, а в царское время была выделена для потерявших зрение ветеранов войны 1812 года.
Первой постановкой, которую отыграли на сцене Александринки, стал «Князь Пожарский». А дальше в храме искусства вершилась история русского театра. Именно на этих подмостках проходили премьеры классических и известных каждому школьнику пьес: «» Александра Пушкина, «Месяц в деревне» Ивана Тургенева, «Горе от ума» , «Ревизор» и «Гроза» . Здесь начинали свой творческий путь именитые актеры, режиссеры, художники, композиторы. Одна из них — Вера Комиссаржевская, принявшая участие в самой провальной постановке именитого театра — «Чайки» .
В 1896 году храм изящных искусств ощутил кризис старой школы — устаревшие постановочные приемы, недостаток режиссуры… Вылилось все в «Чайке». После такой неудачи Комиссаржевская решила уйти из Александринки и открыть свой драматический театр, что вскоре и сделала.
Но несмотря на все трудности, к концу XIX века Александринский находился на одном уровне с лучшими драматическими театрами Европы.
Тяжелое время для него началось после революции. С октября 1917-го Александринка новую власть бойкотировала — там не ставили спектакли. Ожил театр только в марте 1918 года, впоследствии пройдя через несколько переименований. Был он и «бывшим Александринским», и «Пушкинским» и «Государственным театром драмы»… Вернули историческое название только в 1990-е годы.
В советское время в Александринке также блистали лучшие актеры и режиссеры страны. А в 1920-е театр прозвали «режиссерской меккой». В разное время здесь работали , , , , , Леонид Вивьен, , . Хотя репертуар в постреволюционном театре, как и следовало ожидать, утвердился «классово правильный» — жизнь простого народа, лозунги и вожди стали непременными атрибутами постановок. Однако пропаганда не мешала мастерам сцены создавать шедевры. Здесь проходили премьеры пьес Максима Горького ( и ), ставились пьесы Мережковского, , , .
Сейчас театр продолжает держать марку и не теряет популярности. В 2013 году открылась Новая сцена Александринского театра. На ней осуществляются самые смелые экспериментальные постановки. Главная особенность здания — сцена-трансформер, способная видоизменяться в зависимости от запланированного мероприятия. Она подходит как для проведения концертов и спектаклей, так и для лекций, встреч с известными людьми.
Кстати
Официально эпоху русских театров в России и дорогу на театральные подмостки дамам открыла императрица Елизавета. Женские роли начали отдавать женщинам, избавив мужчин от необходимости облачаться в платья и корсеты. Первыми русскими актрисами принято считать Марию и Ольгу Ананьиных и Аграфену Мусину-Пушкину. Первой профессиональной певицей России — Елизавету Белоградскую. Но все же служение в храме Мельпомены для девушки считалось очень непрестижным и оставалось таковым еще не одно столетие.
Также при Елизавете Петровне начинают формироваться до того не существовавшие театральные труппы, на сцене сверкают не только немцы и итальянцы, но звучат и российские голоса. Сделали это, в том числе, по политическим соображениям. Театр формально перестал быть придворным, однако оставался недоступным для всех — цены на билеты хоть и были демократичными, но все же недостаточно низкими.
Видео дня. Какой стала внучка Женечка из «Сватов»
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео