Как выжить в каменных джунглях: инструкция от создателей «Махагонии» в театре Петра Фоменко
Добро пожаловать в путешествие! Театр Петра Фоменко в новом сезоне предлагает отправиться в «Махагонию» – долину смерти и желаний. Федор Малышев поставил спектакль по пьесе Игоря Кормильцева – поэта, переводчика, издателя, известного, прежде всего, как автор текстов к песням группы «Наутилус Помпилиус». Режиссер дополнил ее вставками из произведений Федора Достоевского. Получилось довольно целостно, символично и злободневно. Начинается все с того, что самолет терпит крушение. Мы слышим предупреждение, что нужно пристегнуть ремни, но не от милой стюардессы, а от молодого человека в черном костюме и синих носках. Его пластика и манера говорить напоминают нам робота. Это, похоже, первый намек на то, что в этом мире осталось так мало человеческого. Среди трупов, часть из которых – не актеры, а манекены, оказывается, что двое все-таки выжили. Они-то и устраивают всю эту «Махагонию». 50 миллионов долларов вполне достаточно, чтобы создать целую страну, долину смерти и желаний, со своими законами. «Деньги творят чудеса. Так сказано в Библии», – говорит один другому. «Но такого в Библии нет», – отвечает второй. Он словно сопротивляется поначалу этой идее. Но его спор насчет того, что вода, например, нужнее, быстро исчезает. Действительно, трудно поспорить с тем, что при наличии денег можно купить все: и воду и… Ну, или почти все. Можно ли купить чувства? Это нам еще только предстоит узнать… И, видимо, не случайно так бросаются в глаза синие носки одного из «выживших». Современные психологи рекомендуют носить одежду синего цвета в стрессовых ситуациях, а также во время отдыха для возвращения душевного равновесия. Ну что ж, авиакатастрофа – действительно стрессовая ситуация, да еще и очнуться потом среди трупов – такому не позавидуешь. И, возможно, герой мог бы вернуть душевное равновесие после сильного потрясения, но он путает ценности, все словно становится с ног на голову, поэтому мы видим такой маленький акцент, едва уловимый. Страсть удовольствий настолько затмевает глаза, что будто он уже думать может только ногами. Фото предоставлено пресс-службой театра Петра Фоменко, Валерий Латыпов Эти двое хотят построить свой город с материальными ценностями. Здесь исполнимы все желания. Они словно пауки расставляют сети, в которые попадают люди и гибнут там как мухи. Они так и жаждут «взрастить поколение разврата, когда человек превращается в трусливую мразь…» и прекрасно это осознают. Первой в эту страну попадает проститутка Оклахома. У нее белое лицо. Да, этот человек уже давно не живет, а существует. Она гонится за материальным, она погрязла в «удовольствиях». Но удовольствие ли это на самом деле? Манера ее речи тоже роботизирована. Она говорит без эмоций и смысловых акцентов, но фальшиво пытается раскрашивать и тянуть слова. Потом тут оказываются еще трое – лесорубы с Аляски. И не случайно они появляются под песню из фильма «Приключения Электроника»: Но ты – человек, ты и сильный, и смелый, Своими руками судьбу свою делай. Иди против ветра, на месте не стой, Пойми, не бывает дороги простой. Человек тем и отличается, что нередко проходит непростой путь – путь развития, в первую очередь – духовного. Фото предоставлено пресс-службой театра Петра Фоменко, Валерий Латыпов Но лесорубы нашли рекламный буклет и прибыли в «Махагонию», чтобы осуществить свои мечты. Это же гораздо проще, чем заниматься саморазвитием. За это им придется выложить кругленькую сумму. Невольно возникают ассоциации с сектами и тут же звучит предупреждение: «Встреча с мечтой вызывает головокружение»… Да, попав в водоворот желаний, очень трудно потом вырваться из него. Только Джим Макинтайр, кажется, все-таки немного отличается от других. Он мечтает встретить любимую, хранить верность и родить детей. В «Махагонии» это желание выглядит очень странно. Но закон есть закон. И его желание исполняется. Только почему его «мечта» так похожа все-таки на проститутку? Сама же она говорит Джиму: «Странное лицо. Когда ты говоришь, то кажется, что ты не лжешь. Все люди лжецы и негодяи». И тут мы понимаем, что перед нами человеческие пороки. И все складывается в цепочку: авиакатастрофа – агония – сумасшествие. Что это? Ад? Или привычная жизнь? Не так ли и мы бездушно гонимся за исполнением своих желаний, забывая о чем-то более высоком, о чем-то более важном… О чем? Фото предоставлено пресс-службой театра Петра Фоменко, Валерий Латыпов Белые рубашки олицетворяют современных офисных работников. Каждый живет своей жизнью и преследует свои цели. «Есть деньги?» – спрашивают актеры у зрителей. Они, как не раз говорится в спектакле, творят чудеса. А если денег нет? Тогда тебе конец. «Мечта у каждого своя и ей невозможно поделиться даже с самыми хорошими друзьями», – говорит Джим Макинтайр и убивает своего лучшего друга. Цена искупления вины – всего миллион долларов. Но «дружба дружбой, а деньги деньгами, – замечает ему приятель. – Я не собираюсь расплачиваться за твои ошибки». Символично, что на экраны на сцене часто проецируется картинка башен «Москва-Сити». Еще символичнее, что спектакль играется рядом с этим архитектурным комплексом. И мы невольно начинаем ощущать, что сами являемся заложниками этих каменных джунглей, где не работает ни один закон, кроме материального, где исход дела в зале суда зависит от того, сколько у подсудимого денег в кошельке: «Они не судят меня, им нужны только деньги… Я попался… Я думал, что мечту можно купить за деньги, но это невозможно», – признает Джим Макинтайр. Действительно, словно сам «дьявол пришел и создал этот город». И вот его накрыли пластиковой колбой, он изолирован, потому что опасен для общества, ведь он не такой как все. Судьи надевают белые рубашки на черные футболки, стараясь прикрыть свою темную душу, но это невозможно спрятать, поэтому сверху все равно будут надеты черные пиджаки. Они протирают руки антисептиком, чтобы не марать их, но дальше совершают самое страшное… Казнь. Фото предоставлено пресс-службой театра Петра Фоменко, Валерий Латыпов Мы видим на экране Джима, у которого изо рта хлещет кровь, его избивают, над ним издеваются. Тут же появляется тот, который в синих носках, и начинает снимать все на телефон. Акт насилия достигает своей кульминации, когда поднимается «задник» и «мечта» в красном платье что-то поет. Это настоящий ад с пролетающим красным змеем, здесь и крест для распятия, и люди в черном, уткнувшиеся в смартфон. Постойте, не так ли и мы с вами проводим большую часть своей жизни, не замечая ничего вокруг, мы сами погружаем себя в неодушевленный мир. Тут же вспоминаются жестокие сцены насилия, снятые на смартфоны подростками и выложенные в интернет. Да, если ты не такой как все, ты будешь распят. «Ты что, до сих пор сомневаешься, что деньги могут творить чудеса?» – спрашивают создатели «Махагонии». Они никак не могут остановиться, они буквально наслаждаются своей жестокостью… МЧС предупреждает об урагане. Тот, что в синих носках, допускает мысль о бегстве. Но второго уже не остановить… Катастрофа – это единственный способ остановить жестокость и безумие: «Не надо бояться смерти, надо бояться бесполезной жизни». Выжить может только тот, кто способен любить по-настоящему. «Давайте выпьем и забудем обо всех неприятностях». Неужели люди совсем перестали извлекать уроки и утратили дар самоанализа? Получается, все «умерли»? Вон и девушку в красном платье уже утаскивают как труп – у нее мертвая душа. Есть ли вообще душа у проститутки? Фото предоставлено пресс-службой театра Петра Фоменко, Валерий Латыпов Прошло 15 лет. И двое с белыми лицами, как покойники, вещают с трибуны. Они призывают народ отказаться от своих желаний. Они даже готовы заплатить за отказ от того, что хотят люди. И разговаривают они с детьми: «Эй, мальчик… эй, девочка»… Так растет поколение бездушных и послушных, так ценные бумажки становятся важнее любви, жизни и чести. Но что произойдет, если миром будут править только деньги? Что выйдет, если забыть о морали и принципах и руководствоваться только своими желаниями? «Продолжение следует…» – гласит надпись на экране в самом финале. Ну, да. И это продолжение зависит от нас. Пришло время катастроф, а значит, пора задуматься о самом главном. Финита ля комедия. Елена Вилле