Войти в почту

ЭДУАРД БОЯКОВ: ВИШНЁВЫЙ САД ТЕПЕРЬ МОЙ!!

Почти год, как пост худрука МХАТа имени Горького занимает продюсер Эдуард Бояков, который пришёл туда с двумя заместителями – режиссёром Сергеем Пускепалисом и писателем Захаром Прилепиным. О своих впечатлениях о правлении Боякова рассказывает журналист АНЖЕЛИКА ЗАОЗЕРСКАЯ. Я работала в МХАТе имени Горького пресс-секретарем, с декабря 2018 по март 2019. Приходилось выкручиваться, когда люди хотели, например, связаться с Пускепалисом. В театр он приходил только на репетиции спектакля «Последний срок» и еженедельные сборища по случаю организации и проведения Международного кинофестиваля «Герой и время» в Железноводске. У Пускепалиса в Железноводске – дом, жена, а теперь и фестиваль, где он – президент. Дел в театре у главного режиссера, видимо, было немного, поэтому он вместе с Бояковым и Прилепиным решил развивать Железноводск как международный курорт. Исключительно фестивалем в Железноводске и больше ничем занималась в театре давняя соратница Эдуарда Боякова Мария Кубланова. Старые сотрудники театра между собой возмущались: «Почему штаб фестиваля размещается в театре, почему толпами приходят «нетеатральные люди», и почему они не только не платят аренду за использование помещений театра, но и получают зарплату?» С первых дней Бояков взял на работу свою первую жену Эльвиру, которая к театру не имеет никакого отношения. Все время она занималась подготовкой фестиваля «Герой и время», получая в театре деньги. Заместитель Эдуарда Боякова Захар Прилепин, на моей памяти, за четыре месяца появился на полчаса три раза и был на премьере «Сцен из супружеской жизни», но зарплату тоже получал. В январе Эдуард Бояков устроил разгром тогда заместителю директора по финансовым вопросом Марии Горбатовой за то, что «она не позаботилась о том, чтобы трудовая книжка Прилепина находилась в театре еще с 5 декабря» На все доводы Марии Горбатовой, что «Прилепина нет в Москве, нет в театре, и он не выходит на связь», Бояков реагировал криком. Бояков с первого дня появления в театре вел себя как барин. Все взаимоотношения с президентом и основательницей театра Татьяной Дорониной свел к материальной стороне: - Я оставил Татьяне Васильевне её кабинет, служебную машину и социальный пакет, – заявлял Эдуард Владиславович. Открытое письмо 16 ноября руководство театра в ответе на Открытое письмо Президенту России деятелей культуры в очередной раз подчеркнуло, что «Татьяна Доронина получает зарплату и социальный пакет». Эдуард Бояков считает, что «Татьяна Васильевна должна быть удовлетворена материальной стороной вопроса». Когда я работала в театре, то предлагала найти способы сотрудничества и взаимодействия с Татьяной Васильевной, в частности, поблагодарить за блистательную игру в спектакле «Васса Железнова», поздравить с Днем Святой Татьяны, советоваться по поводу новых спектаклей – Бояков отвечал отказом. Он вел себя как Лопахин, купивший «Вишневый сад». «Всё моё – люди, мебель, спектакли». Была свидетелем сцены, которая впоследствии привела к тому, что Татьяна Васильевна не приходит в театр и вряд ли придет до тез пор, пока там властвует Бояков. Татьяна Доронина Поселиться в кабинете Татьяны Дорониной Эдуард Бояков не посмел, но оборудовал для себя соседний кабинет, с единой стеной. Прямо за несколько дней до первого выхода Татьяны Дорониной на сцену, в новом для себя статусе президента – 29 декабря прошлого года, Эдуард Бояков поменял в их общем коридоре, с портретами основателей Московского Художественного театра, мебель. Эдуард достал из запасников театра старые стулья с дырявыми сидениями, шатающими ножками, как ценный антиквариат. Неоднократно с этих стульев и диванчиков люди падали. Татьяна Васильевна после триумфальной игры в спектакле "Васса" с букетами цветов шла к своему кабинету, чему я, пресс-секретарь театра, была свидетель, и, увидев у портрета Станиславского и Немировича-Данченко стулья – развалюхи с дырками, была шокирована. Она стояла в замешательстве. В тот же вечер Татьяна Васильевна отменила запланированную встречу с Эдуардом Бояковым, и больше не появлялась в театре. Вскоре после этого Бояков украсил свой кабинет дорогими комодами под старину и развернул бурную деятельность. Бюджетные деньги Только вот с тремя премьерами, которые он железно должен был поставить на выделенные Минкультом деньги, у Боякова получилось всё куда менее успешно, чем с кабинетом и фестивалем. ФОТО: Эдуард Бояков продюсер, личный архив Вымученный «Последний герой», за который театр заплатил только художнику: постановщику Тамаре Мурадовой 800 тысяч рублей и режиссеру Руслану Маликову 460 тысяч рублей, идет при полупустых залах даже за смешные цены. Что скрывается за странным выбором пьесы Ивана Крепостного, известно одному Боякову. Но нервов и сил у артистов этот эксперимент «современной драмы» отнял много. Несколько сцен артисты играют на высоте, не соблюдая техники безопасности. Артисты рискуют жизнью, потому что театру жаль купить специальные защитные жилеты. Эдуард Бояков даже выступил в роли режиссёра этой горемычной постановки. Незадолго до премьеры между худруком и режиссёром Русланом Маликовым возник крупный спор, и вел репетиции сам худрук. Бояков постоянно с кем – то ссорится из своей команды, а через некоторое время мирится. Ведет себя как капризная женщина, которая руководствуется эмоциями. О главном правиле режиссёра, о котором писал Станиславский – "терпении", не может быть и речи. Был у Боякова замом этакий телевизионный деятель – Александр Замыслов. Развернул этот Замыслов войну в социальных сетях с поклонниками творчества Татьяны Дорониной, как их только не оскорблял, в каких грехах не обвинял. На мартовской встрече со зрителями театра Бояков признался, что это «он первым использовал термин «тролль» в отношении недовольных его политикой». Я была на этой встрече и видела, что зрители интеллигентно задавали вопросы относительно Татьяны Дорониной, обещанном Худсовете с её участием, но получали резкие ответы Боякова: «Я назначен. Я отвечаю. Я принимаю решения». Никогда не видела более интеллигентной публики, чем во МХАТ Горького, не видела более дисциплинированных артистов, как во МХАТ Горького. Но команда Боякова вылила на них ушат грязи. Можно ли было жить мирно и взаимодействовать с президентом театра Татьяной Дорониной? Конечно. Вне всякого сомнения. Татьяна Васильевна согласилась быть президентом театра ради сохранения театра и труппы. Как истинный руководитель, она беспокоилась за каждого человека, которого взяла в театр. Но Бояков держал другой курс – никак не на взаимодействие. Доронина позвонила Боякову лишь один раз – попросила его не увольнять артиста Дмитрия Корепина. У Дмитрия Корепина и Эдуарда Боякова возник конфликт первоначально на территории социальной сети. Дмитрий Корепин посмел возразить барину Боякову, назвавшего артистов «существами» и «лицедеями» в своем посте. Новый руководитель не терпел возражений и критики в свой адрес. Мне трудно представить, чтобы вменяемый художественный руководитель театра выяснял отношения с молодыми артистами и гнал их вон из мести. Это настолько мелко, несерьёзно и глупо для художественного руководителя! Эдуард Бояков, известный своими грехами в молодости, заставил написать заявление об уходе из – за запаха коньяка артиста Романа Хомятова, и из этой истории сделал целую пиар-компанию. Заявил, что "ввел в театре сухой закон". Но разве Бояков – президент страны, чтобы вводить сухой закон в государственном учреждении? И что это за сухой закон, когда на банкете после премьеры спектакля "Сцены из супружеской жизни" на столах был алкоголь? Что это за сухой закон, когда в кабинетах театра стояли ящики с вином, предназначенные для фестиваля в Железноводске "Герой и время"? На территории театра с декабря по июнь 2019 года в дирекции дважды в неделю проходили совещания более 20 человек команды фестиваля, и театр был как проходной двор. Между прочим, ни одного артиста МХАТа имени Горького не пригласили на этот фестиваль. Эдуарду Боякову не жалко для "своих людей" государственных денег. К тому же он знает, что пришел в театр на время. Все его проекты - временные. Если дело пахнет жареным, как это было со строительством "Коктебель – парка", Бояков просто бежит. Не секрет, что Эдуард Бояков – старый лис, и никогда не подписывает финансовые документы. До появления в театре исполнительного директора Татьяны Ярошевской их подписывала Мария Горбатова. Некоторые договоры, как, например, договор об оказании услуг с помощником художественного руководителя Никитой Суворовым от 6 ноября 2019 года, удивительны: помощник может "принимать документы и личные заявления на подпись руководителя, самостоятельно подписью руководителя подписывать документы (по согласованию с руководителем), помощник может подписать приказ, расписать поступившую корреспонденцию, подписывать внутренние документы академии, но не может подписать контракт свыше 30 000 руб". На каком основании помощник руководителя может подписывать финансовые документы? Любопытно, может теперь и уборщица может подписывать премии и оклады до 30 тысяч рублей? Знаю зарплату этого помощника, Никиты Суворова, за один месяц – 68966 тысяч рублей. Райдер Эдуарда Боякова как у звезды. Например, гостиница не ниже "трех звезд", купе СВ. Хотя у него нет звания народного артиста. Заслуги Боякова перед Отечеством наградами не отмечены, и их ценность трудно определить. Тогда как сам Бояков на каждом углу театра кричит: - Я создал театр «Практика», я создал театральную премию «Золотая маска», я, я, я… Последняя буква в алфавите. Анжелика ЗАОЗЕРСКАЯ Анжелика ЗАОЗЕРСКАЯ: личный архив Ранее "Аргументы недели" сообщали, что Руководство МХАТ Горького отреагировало на Открытое письмо

ЭДУАРД БОЯКОВ: ВИШНЁВЫЙ САД ТЕПЕРЬ МОЙ!!
© Аргументы Недели