Войти в почту

Виктор Бусаренко: «Сегодня культура звучащего слова во многом утеряна. Мне хочется, чтобы она существовала»

Подходит к концу День театра в России, но яркие события в театральной жизни города Владивостока продолжаются. 29 ноября в Приморском краевом театре кукол состоится бенефис художественного руководителя театра, заслуженного деятеля искусств РФ, заслуженного работника культуры Виктора Бусаренко – моноспектакль «Театроманы». Корреспондент PRIMPRESS пообщался с мастером, чтобы узнать подробности. – Виктор Васильевич, расскажите, пожалуйста, про моноспектакль. Как это будет? – В этом году театру исполняется 80 лет. Но так выходит, что юбилей отмечается в конце года, а в конце года у людей другие заботы, поэтому традиционно мы переносим празднование юбилея на весну следующего года и совмещаем его с Днем кукольника или Днем театра. Так и в этот раз: основные торжества и празднества пройдут в марте 2020 года. Они будут приурочены ко Дню кукольника. Однако сейчас идет Год театра. Ему, а также юбилею театра посвящена моя сольная программа, которая называется «Театроманы». Это не первый такого рода проект, осуществленный на этой сцене. Скажем, когда театру было 75 лет, у нас была целая череда бенефисов, в том числе и мой – «О ведьмах, НЛО и черной магии». Этой теме была посвящена глава из булгаковского «Мастера и Маргариты». Я решил сделать моноспектакль такого же рода. Это именно моноспектакль, а не чтецкий вечер, поскольку там есть музыкальное оформление, слайды. Это своего рода литературный театр с уместными для этого жанра декорациями, в том числе с мебелью, стилизованной под старину. Естественно, все будет лаконично, однако без ухода в аскетизм. В первом отделении зрителя ожидает композиция по книге чешского классика XX столетия Карела Чапека «Как ставится пьеса». Она сохранит свою актуальность до тех пор, пока существует театр. Чапек с большой наблюдательностью, любовью и с юмором рассказал о тех мытарствах, которые преодолевают авторы, режиссеры, актеры и прочие работники театра в подготовке спектакля. Это очень забавное и узнаваемое произведение. Во втором отделении будет любимый мной Михаил Булгаков – отрывок из «Театрального романа», который рассказывает о визите к Станиславскому или к тому герою, прототипом которого был Станиславский. Повествование ведется так же с большим юмором и наблюдательностью. Продолжительность программы составит не более 1,5 часа, включая 15-минутный антракт. Большая часть зрителей – люди культуры и искусства. На моноспектакль также смогут попасть все желающие – билеты есть в продаже. – Почему были выбраны именно Чапек и Булгаков? – В первую очередь потому, что они с большой наблюдательностью и знанием дела, с юмором и любовью говорят о театре, что очень важно. Они очень перекликаются, поскольку творили в одну и ту же эпоху, у них был очень близкий взгляд на театр. Как говорил Булгаков в своем романе: «Есть на свете сложные машины, но сложнее, чем театр, еще ничего не придумали». Чапек, писавший отдельно и не знавший романа Булгакова, пишет, что театр – это дом чудес, и самое удивительное в нем, что спектакли вообще идут. Это всегда какое-то чудо, потому что часто сопряжено с какими-то приключениями и сложностями. Это два моих любимых по жизни автора, которых я очень хорошо понимаю, чувствую, и которые абсолютно современны, потому что это два великих писателя, очень тесно связанных с театром. И замечательные драматурги – оба. Хотя в данном случае мы читаем их прозу. - Что для вас моноспектакль как жанр? - Я очень люблю жанр художественного чтения или литературного театра, мне это очень близко. Опять же моноспектакль – это всегда все-таки такой спектакль, основанный на очень хорошем тексте, потому что узнать одному актеру в течение 1-1,5 часов внимание публики можно только с помощью замечательных текстов и, конечно, с помощью актерского мастерства. Я – ученик двух выдающихся чтецов своего времени: профессоров Альберта Яковлевича Мамонтова и Льва Александровича Ткачева, которые в разное время были моими учителями и наставниками. Это началось еще в 60-х годах прошлого века, когда я попал в институт и был студентом у этих педагогов. И в дальнейшем мы очень много сотрудничали. Были в очень близких творческих отношениях с этими людьми. Они оказали очень большое влияние на меня лично и на мои художественные пристрастия. Художественное чтение, художественное слово во все годы моей и актерской карьеры, и потом режиссерской, сопровождало меня, и у меня всегда были какие-то программы, я участвовал в конкурсах. Это далеко не первый мой моноспектакль. Жанр этот, к сожалению, в нашем крае в связи с кончиной этих двух замечательных мастеров практически не существует. Сегодня нет таких людей, которые посвятили себя только художественному слову. Есть очень хорошие преподаватели, но они, как правило, не концертирующие. А это – очень важная часть театральной палитры, которой сегодня нет. И мне хочется напомнить о ней, хотя бы ненадолго заполнить этот вакуум. Тем более что я начинал свою педагогическую деятельность на кафедре сценической речи. Я это люблю, знаю, ценю и считаю, что это большое упущение – то, что этого сегодня нет, и более того сегодня во многом ушло речевое мастерство актера, потому что нет такой замечательной тренировочной площадки, которым когда-то являлось Приморское радио в свое время. Мы ежемесячно записывались в нескольких передачах. Это позволяло отработать речевой материал, научало актеров культуре речи, потому что там были очень хорошие режиссеры, которые следили за правильностью произношения. Сегодня культура речи, культура звучащего слова во многом утеряна. Мне хочется, чтобы она существовала. - Вы уже около 30 лет являетесь художественным руководителем театра кукол. Что для вас смена амплуа с руководителя - режиссера на актера? - По своему первому образованию и профессии я – актер. Актером я был на протяжении 15 лет. Я и здесь играл, уже будучи художественным руководителем театра. Когда я видел, что в театре, на мой взгляд, не было актеров с необходимым амплуа, то некоторые роли я брал на себя. Потом часто приходилось заменять заболевших артистов. Это обычная практика. Правда, в последние годы этого уже, к счастью, не происходит. Актерская и режиссерская профессия – это как бы две стороны одной медали. Они всегда вместе существуют и взаимодополняют, потому что если у режиссера нет актерских способностей, то ему сложнее будет работать с актерами. Ведь иногда актеру и показать что-то нужно. Чем больше у режиссера своих актерских наработок, тем лучше для его основной работы. - Чем отмечен Год театра для театра кукол? - Наверное, самое главное – это наши обменные гастроли с театром «Теремок» из Саратова, которые были впервые. Во второй раз мы участвовали в фестивале «ТУЛЛУК» в Якутии в городе Нерюнгри, где стали призерами. В этом году мы выпустили не пять спектаклей, как обычно, а шесть и еще один – это возобновление одного из старых спектаклей «Ай-да репка!». На малой сцене мы выпустили спектакль жанра «бэби-театр» под названием «Лес чудес». Для детей младшего школьного возраста вышел спектакль «Золотой цыпленок» по известной и ставшей уже классической пьесе Владимира Орлова, которая в нашем театре за последние 30 лет уже идет в третьем варианте. Также была поставлена сказка с украинским колоритом «Похождения кота» в черном кабинете – есть такой очень интересный световой прием. К 75-летию победы в Великой Отечественной войне мы выпустили спектакль «Военная тайна», в котором дебютировал достаточно известный драматического театра из театра молодежи Сергей Руденок, мой ученик. У нас выходит новогодняя интермедия, «По щучьему веленью». Год театра закончится премьерой спектакля «По щучьему веленью» в декабре. Тут мы выпустим новогоднее елочное представление. Это будут последние творческие работы, которым мы завершим 2019 год. Для нас каждый год – это год театра. Мы не перестаем работать, не перестаем выпускать спектакли, строим планы на будущий сезон и уже приступаем к их реализации. - Виктор Васильевич, расскажите, пожалуйста, о планах Приморского краевого театра кукол на 2020 год. - В первом полугодии будущего года мы планируем пока три спектакля. Вадим Перфилов поставит спектакль на малой сцене «Поросенок Чок» - это спектакль для самых маленьких. Роман Легкодухов, наш актер и режиссер, который сейчас получает образование как режиссер театра кукол в городе Ярославле, будет ставить свой дипломный спектакль – сказка «Курочка Ряба». Приглашенный режиссер из города Братска Роман Ямских поставит спектакль «Муха Цокотуха» по сказке Корнея Чуковского, но это уже будет летом. На первое полугодие планы такие. О том, что будет во второй половине года, мы пока еще решаем.

Виктор Бусаренко: «Сегодня культура звучащего слова во многом утеряна. Мне хочется, чтобы она существовала»
© Primpress