Ещё
Почему киностудии запретили показывать Ларионову
Почему киностудии запретили показывать Ларионову
Актеры
Лучшие сериалы прошедшего десятилетия
Лучшие сериалы прошедшего десятилетия
Сериалы
Критики о "Буратино": "Безобразная картина"
Критики о "Буратино": "Безобразная картина"
Фильмы
Сколько зарабатывают самые богатые телеведущие
Сколько зарабатывают самые богатые телеведущие
ТВ
(Не)идеальный мужчина
(Не)идеальный мужчина
Фантастика, Комедия
Купить билет
Холоп
Холоп
Комедия
Купить билет
Камуфляж и шпионаж
Камуфляж и шпионаж
Мультфильм, Боевик, Приключение
Купить билет
Союз спасения
Союз спасения
Исторический, Приключение, Мелодрама
Купить билет
Проклятие
Проклятие
Ужасы
Купить билет
Вторжение
Вторжение
Фантастика
Купить билет
Маяк
Маяк
Фэнтези, Ужасы, Драма
Купить билет
Дело Ричарда Джуэлла
Дело Ричарда Джуэлла
Драма
Купить билет
Холодное сердце II
Холодное сердце II
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Фиксики против кработов
Фиксики против кработов
Мультфильм, Приключение
Купить билет
Особенные
Особенные
Комедия
Купить билет
Достать ножи
Достать ножи
Детектив, Драма
Купить билет
Джуманджи: новый уровень
Джуманджи: новый уровень
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Иван Царевич и Серый Волк 4
Иван Царевич и Серый Волк 4
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Полицейский с Рублевки. Новогодний Беспредел 2
Полицейский с Рублевки. Новогодний Беспредел 2
Приключение, Комедия, Семейный
Купить билет
Звёздные Войны: Скайуокер. Восход
Звёздные Войны: Скайуокер. Восход
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Сквозь снег
Сквозь снег
Боевик, Фантастика, Драма
Купить билет
Проксима
Проксима
Боевик, Драма
Купить билет
Риф. Новые приключения
Риф. Новые приключения
Мультфильм, Приключение
Купить билет
Девушка в лабиринте
Девушка в лабиринте
Триллер
Купить билет

«Кино — живое существо». Никита Михалков о культурном коде и блокбастерах 

«Кино — живое существо». Никита Михалков о культурном коде и блокбастерах
Фото: АиФ Санкт-Петербург
Знаменитый режиссер принял участие в ряде дискуссий завершившегося Культурного форума, дал мастер-класс для студентов творческих вузов города. Что же думает народный артист по поводу нынешнего состояния отечественной культуры?
Экзамен и доверие
Елена Данилевич, SPB.AIF.RU: Никита Сергеевич, вы впервые показываете спектакли своей Академии на сцене БДТ. По вашим словам, это проверка на прочность и доверие одновременно. Как полагаете, экзамен сдан?
Никита Михалков: Для моих ребят это серьезное испытание, так как все они знают, что такое Большой драматический театр. Какие гениальные артисты играли на его подмостках и кто такой Товстоногов. Здесь работали новаторски, но без искажения того, что хотели авторы, а это величайшее достижение и мастерство. Не переиначивая играть классику так, чтобы сегодняшний человек плакал и смеялся. Мы очень рады, что находимся в этом театре, хотя боимся играть на его прославленной сцене.
— Три вечера шли «Метаморфозы» по рассказам Чехова и Бунина. Но почему вы взяли именно этих авторов, их прозу, а не драматургию?
— Потому что Чехов и Бунин — два великих писателя, которые в маленьких произведениях умели одной фразой создать атмосферу, что для меня — главное. Даже очень талантливый актер, помещенный в «неправильную» обстановку, ничего не может сделать, а нам хотелось передать зрителям чувства и эмоции.
Конечно, такой подход — эксперимент, и во многом довольно наглый. Причем на сцене все аскетично, ничего лишнего. Только актеры и то, что им надо. Но это самое трудное. Скажу, может быть, кощунственную фразу. Если бы Бунин, Шмелев, Ильин не лишились Родины, мы бы не имели той русской литературы, которая у нас есть. Потому что так писали люди, многое потерявшие. У них многое было отнято, изгнано, воспалено. И для нас, имею в виду Бунина, стало важным передать ощущение потери.
— Сегодня многие режиссеры переделывают классику. У вас в предисловии тоже указано — «довольно вольная, но в то же время уважительная интерпретация великой русской прозы». Насколько вольная?
замечательно сказал: традиция — передача огня, а не поклонение пеплу. К сожалению, сейчас о классике говорят — нафталин. Но, ребята, сыграйте, как написано. Постарайтесь ощутить гений того человека, который берет на себя смелость разговаривать с читателем и зрителем. Одна женщина прислала мне ругательное письмо, но там была очень точная фраза. Настоящее искусство хочется прочесть и увидеть еще раз. Классика и отличается тем, что ее смотрят, слушают веками. Совсем не отношу это к нашему спектаклю. Но очень бы хотелось, чтобы зритель вошел в атмосферу, которую с радостью и ужасом пытаемся создать.
Атака на сознание
— В 2019 году главной темой петербургского форума стали «Культурные коды в условиях глобализации». А что такое культурный код России?
— Для меня, например, — вся великая русская литература. Ведь что такое глобализация? Что от чего зависит? Если ставить в зависимость от нее культуру, получается — то, что мы делаем, никому не нужно. Ведь сегодня идет массовый переход на цифру. Проблемой стало и клиповое мышление, когда человек воспринимает мир в формате «эсмэсок», а просмотреть и пересказать больше десяти строк ему уже трудно. Мои же ребята в течение года должны прочесть всего Бунина и Чехова. Уже одно это, считаю, большая победа. Потому что они не только открывают потрясающих писателей, но и ищут поводы, чтобы размышлять. А такого сегодня все меньше и меньше.
— Вы сказали, что обсуждение подобных проблем сегодня важно для всей страны. Еще немного и можем опоздать навсегда. Все так критично?
— Критично, потому что резко упал уровень образования как такового. Уходят интерес, любознательность, любопытство. Мы видим, как можно разворачивать сознание людей в самые пагубные стороны человеческого бытия. Создаются сайты, на которых призывают к массовым самоубийствам, и т. д. Мы находимся в тяжелейших условиях массовой атаки Сети на сознание людей. Раньше говорили: ребенка надо воспитывать, пока поперек лавки лежит, вдоль — уже поздно. Сегодня само слово «воспитание» попало в разряд крамольных. Нам заявляют, что обществу нужны потребители, а не творцы. Всерьез обсуждается, «когда сломает шпиль », не понимая, что тем самым мы своими руками растаптываем не только человеческую сущность, но и культурный код нации. На форуме много дискутировали на эту тему. Хорошо, что собираются, обсуждают, но этого мало. В моем фильме главный герой говорит: «Ну что — посидели, потрындели, махнули и разошлись?». А как сохранить достигнутое? Это работа не одного дня, работа с пеленок. Кто этим будет заниматься? Пока ответа нет.
— Может, миссию возьмет на себя искусство?
— Нет, искусство не может брать на себя задачи, которые стоят перед родителями или учителями. Помогать — да.
Я мало верю, что человек, который до 15 лет только и сидит в Интернете, жмет кнопки гаджетов, в 16 увидит шедевры и будет потрясен. Рассчитывать на подобные превращения глупо. Но последовательность такого движения, то, чем занимаюсь я, мои коллеги, и есть та самая метаморфоза, которая очень важна. Из стен Академии наши выпускники выходят людьми, которые могут, по крайней мере, поддержать разговор о литературе Бунина и Чехова. Что уже хорошо.
«Хвост крутит собакой»?
— На форуме вы принимали участие в обсуждении нового закона о культуре. Речь шла и о роли художника, степени независимости от общества и государства. Какой же должна быть такая свобода?
— Наивно, когда говорят: все можно. У человека, которому дается право разговаривать с людьми, должны быть вкус и ответственность за все, что он хочет сказать. Важно не то, как он вписывается в моду, политику. Главное — насколько он может отвечать за каждое свое слово и объяснить позицию, если люди чего-то не понимают. Также должны быть любовь и сострадание.
Один старец гениально сказал: «Жестокая правда без любви есть ложь». В основе русской литературы и искусства всегда была любовь. Как субстанция, восприятие мира. На мой взгляд, это принципиально для всех, кто собирается заниматься в нашей стране творчеством. Прежде всего, мы должны определиться внутри себя, что соответствует нашему культурному коду. Потому что есть вещи, которые не органичны для людей, принадлежащих к пласту русской культуры. Я не призываю лакировать действительность. Но если творческому человеку безразличны страна, народ, считаю, он — разрушитель. Мне такие неинтересны.
— Вы также не очень одобрительно относитесь к коллегам-режиссерам, которые снимают сериалы. С чем это связано?
— Сериалами режиссеры, актеры часто зарабатывают амплуа, медийность, однако сами словно вымыливаются. Но слава, когда вас узнают на улице, быстро проходит. Чтобы по-настоящему добиться успеха, нужны дарование и колоссальная храбрость. К тому же кино — живое существо. Поэтому всем молодым режиссерам советую относиться к его созданию не только как к профессии. Оно станет мстить, когда начнете снимать ради денег и конъюнктуры. Если превратите в ремесло, будете штамповать сериалы, может случиться так, что настоящее кино никогда вам не дастся.
— Сегодня наш кинематограф пытается угнаться за американскими блокбастерами. Вы тоже как-то сказали, что снимаете шляпу, потому что содержание таких картин полностью соответствует запросам жителей этой страны. Неожиданное признание из ваших уст.
— В погоне за заокеанскими технологиями мы теряем свою философию. Надеемся быть понятными всем? Такая попытка беспочвенна. Я не хочу быть понятным, но стремлюсь быть понятым. Слова однокоренные, но абсолютно разные. А с американцами все логично. Посмотрите фильм с . Резкая, даже вызывающая картина по отношению к правилам и приличиям, к которым привыкли в США. И все. Она ничего не собрала. Хвост крутит собакой. Мою картину «Сибирский цирюльник» американцы купили, уплатили продавцу упущенную выгоду и не выпустили в ближайшем географическом приближении к США. Разве это не цензура? Объяснение простое. Есть законы, по которым они живут, и хотят, чтобы такими же были фильмы. Чтобы там показали семью, полицию, религию. Они к этому привыкли и не хотят смотреть другого. А так как их картины этим требованиям соответствуют, американцы уверены: их кинематограф — лучший в мире. Снимаю шляпу. Мечтаю о времени, когда российские зрители тоже будут считать — наше кино самое замечательное.
Видео дня. Какой стала внучка Женечка из «Сватов»
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео