Войти в почту

Всё смешалось в "Ельцин-центре". "Слова и музыка свободы" – 2019: репортаж

В Екатеринбург съехались те, кому не хватает кислорода в России. «Слова и музыка свободы» – фестиваль с таким названием прошел в Екатеринбурге во второй раз. Интерес к словесной программе (Познер, Быков, Долин, Улицкая, Шульман, Роднянский, Мирзоев) значительно превысил интерес к музыкальной («Браво», «АукцЫон», «Animal Джаz», IC3PEAK). Познер и Хавтан Длинная очередь из желающих послушать Познера и пустые кресла на «Браво» вовсе не показатель того, что ансамбль Евгения Хавтана сдулся, а 85-летний Владимир Владимирович поразил сенсационными откровениями. Но в «Ельцин-центре» теперь вот так: понять, куда движется Россия, попытаться осознать, что происходит в стране со свободой, важнее. На следующее утро после концерта Хавтан показывал фильм про группу, где много внимания уделяется эпизоду, когда «Браво» попало под жернова советской системы. После показа я спросил Хавтана про прессинг нынешних силовиков в отношении группы IC3PEAK. «Да, ничего не изменилось, та же глупость, та же дурость, но все пройдет, как с белых яблонь дым», – флегматично заметил худрук московского ансамбля. Евгений Хавтан // фото: Константин Баканов А Познер все-таки выдал политическую изюминку, взяв днем раньше здесь же, в «Ельцин-центре», интервью у бывшего главы администрации Бориса Ельцина Валентина Юмашева с темой разговора сакральной и по меркам нынешнего госТВ крамольной – почему Ельцин выбрал в преемники Путина. Главное Что сказал Юмашев Познеру про приход Путина во власть 1. Ельцин еще к выборам в 1996-м искал преемника, но Зюганов выигрывал у любого из возможных кандидатов. 2. В Кремль (в администрацию президента) Путина отрекомендовал Чубайс. 3. Одним из кандидатов в президенты был Борис Немцов, и его уже начали готовить, но он стал жертвой войны с бизнес-структурами, которые обрушили его рейтинг. 4. Поработав в администрации, Путин стал проситься «на волю» из-за многолетнего плотного графика («семья, дети»), но отпускать одного из лучших сотрудников Юмашев не хотел. Нынешнему президенту было предложено повышение, он остался, и карьера пошла в рост. 5. В 1998 году Путин готов был уйти в отставку с поста главы ФСБ, потому что ему поступило указание премьер-министра Примакова следить накануне выборов за Явлинским, который «агент империализма и Госдепа». Юмашев считает, что этот эпизод вселил в Ельцина уверенность, что свободе и демократии, которые для первого президента были важны, при Путине ничто не угрожает. Юмашевы ютились с народом Для Валентина Юмашева «Ельцин-центр» кажется вторым домом. С супругой – дочерью Ельцина Татьяной – они трогательно прогуливались по фестивальным площадкам, проявляя интерес ко многим спикерам, от Дмитрия Быкова до Александра Роднянского, не занимая vip-кресел, зачастую ютясь где-то у стеночки, и о некогда влиятельную «семью» спотыкались те, кто с боем прорывался в залы. При всей своей близости к народу Юмашевы общения с прессой в кулуарах сторонятся. Первый зам исполнительного директора «Ельцин-центра» Людмила Телень вздыхает и виновато улыбается: «Да, отказываются». Зато на мой вопрос о наездах на «Ельцин-центр», например, со стороны Никиты Михалкова охотно отвечает: «Если вы заметили, у нас никто не произносит монолог, мы никого не учим жить, не доказываем, что только одна точка зрения является правильной. Никита Сергеевич, говоря, что это гнездо либерализма, не прав, у нас открыты двери для всех». Баширова вырезали из «Лета» Актер Александр Баширов приехал с отреставрированной версией фильма «Игла». На экране «Ельцин-центра» новая «Игла» ничем не отличается от прежней. Зато Александр Николаевич сообщил «Собеседнику», что из украинской прокатной версии фильма «Лето» его вырезали: «Цензура». В 2014-м Баширов отправился в Донбасс снимать документальное кино, проект вроде как был под патронатом Федора Бондарчука, но в итоге сдулся. В курилке заведения «Барборис», интегрированного в «Ельцин-центр», Баширов курит одну сигарету за другой, при этом на голубом глазу уверяет меня, что кампания по борьбе с курением, в том числе на киноэкране, – это правильно, и звонко смеется. Александр Баширов// фото: Александр Мехоношин / Президентский центр Б. Н. Ельцина Пугачева и Серебренников После Познера с Юмашевым сцену отдали актерам «Гоголь-центра». В Екатеринбург привезли спектакль Кирилла Серебренникова «Наша Алла», который, казалось, был разовой акцией режиссера к юбилею Пугачевой и на самом деле является не спектаклем, а трибьют-концертом из песен АБ в экспериментальных аранжировках. Вместе с актерами приехала и зажгла зал Юлия Пересильд. Ждали и самого Кирилла Семеновича, но у того опять бесконечные суды в Москве. Круги яда. Как живет "Гоголь-центр" на фоне "театрального дела" «Наша Алла» – вещица совершенно не бунтарская, она, как ни крути, наоборот, скорее о культе личности. Причем о таком культе, который из советского перешел в российский. «Пугачева – пятый элемент нашей души, объединяющий страну фактор», – раздавалось в «Ельцин-центре». Может, так оно и есть, но все-таки веет от таких пассажей какой-то брежневщиной. Быков, Улицкая, Обломов Вася Обломов, автор песни «Любит наш народ», лихо развил тему в прозе и перетер с аудиторией изнанку российского шоу-бизнеса: в дурновкусии виноваты все, и ничего здесь не изменится. Погрузившийся в урбанистику экс-глава департамента культуры Москвы Сергей Капков объяснял местным, чем Первоуральск отличается от Москвы. Креативный редактор «Собеседника» Дмитрий Быков углубил повестку Капкова: «Столица уверена, что во всем виновата инертная провинция, голосующая за власть. Провинция уверена, что во всем виновата зажравшаяся столица. Но всю единую монолитную страну объединяет уверенность, что во всем виноваты американцы». Все смешалось в «Ельцин-центре»: Быков признался, что он не либерал, Баширов – что либерал, а Улицкая внезапно выискала дары советской власти – дружбу и книги. Правда, констатировала, что, когда в 90-е самиздат разрешили, выяснилось: он больше никому не интересен, кто хотел, давно прочитал. Илья-пророк Второй по-настоящему большой фестивальной удачей после интервью с Юмашевым стал Илья Хржановский, лет 13–15 не дававший интервью и занимавшийся мегапроектом «Дау». Про «Дау» пока мало что было понятно, кроме того, что: а) это будет либо прорыв в мировом искусстве, либо пшик, на который молодой режиссер потратил кучу лет и денег; б) это не может быть показано в сегодняшней России. Илья Хржановский// фото: Александр Мехоношин / Президентский центр Б. Н. Ельцина На Хржановского в Екатеринбурге ломились страшно. Он сказал, что собственно «материнский» фильм «Дау» про физика Ландау выпустит в конце 2020 года. Выйдет и интерактивная платформа, в которой можно будет следить за жизнью людей, погруженных в замкнутое пространство советского НИИ 1960-х и довольно быстро установивших там тоталитарные правила. Именно этот режиссер, обладающий завидной интуицией и, пожалуй, максимальной степенью свободы, точнее всего резюмировал все, что происходит с Россией последние 20 лет: «Люди сами становятся несвободными». * * * Материал вышел в издании «Собеседник» №45-2019 под заголовком «Всё смешалось в "Ельцин-центре"».

Всё смешалось в "Ельцин-центре". "Слова и музыка свободы" – 2019: репортаж
© ИД "Собеседник"