Зачем на сцене шины?
Приморский театр молодежи сыграл премьеру трагикомедии «Горка» Она поставлена по одноименной пьесе драматурга из Нижневартовска Алексея Житковского. Сюжет о буднях молодой воспитательницы детского сада нашёл массовый эмоциональный отклик и стал для автора настоящей творческой удачей. «Горка» разошлась по стране в текстах, читках и десятках постановок. Фонд развития современного искусства объявил произведение лучшей современной пьесой 2018 года. В Приморском театре молодёжи трагикомедию «Горка» поставил режиссёр из Санкт-Петербурга Павел Макаров, привезя во Владивосток целую команду своих единомышленников. Зрителю представили явление современного театра во всех его ипостасях. Почему комедия грустная? Сколько зрителей, столько и мнений. Самый коварный, глупый, бесполезный вопрос для создателей спектакля - а что вы хотели этим сказать? Ещё нелепее решать - приходить на премьеру подготовленным и искушенным или смотреть так - на ясную пустую голову? Для меня знакомство с пьесой Алексея Житковского «Горка» началась с читки, которую выложили в сети с фестиваля «Любимовка». К сожалению, не указано, из какого города и театра страны читали пьесу, но оторваться было невозможно. Литературный текст - сам по себе гениальный и самодостаточный в исполнении профессионалов. Режиссёр из Петербурга Павел Макаров вырос во Владивостоке, окончил Дальневосточную академию искусств. Вместе с ним готовить спектакль приехала команда в составе художника-постановщик и художника по костюмам Егора Пшеничного, художника по свету Эмиля Авраменко, композитора Романа Столяра. Актёрский состав театра молодёжи - 6 человек, и наш хореограф - Татьяна Домовидова. Репетиции трагикомедии были окутаны тайной - журналистов не пускали ни под каким предлогом, сдачу спектакля и вовсе отменили. Сказать заранее было нечего. Заинтриговали до аншлага. Впрочем, полный зал на премьерах театра молодёжи в последние годы стал, скорее правилом, чем исключением. Несколько слов о сюжете. Канун Нового года, в детском саду «Сибирячок» готовятся к утреннику. До праздника считанные дни. Главная героиня - воспитательница группы «Пчёлки» Анастасия Витальевна Шмарина нервно пишет в родительском чате. К празднику ничего не готово. Дети - олени, собаки, снежинки, елочки, эскимосы - не знают слов песен. Костюмы не пошиты, у ведущего утренника обнаружили глисты. Катастрофа! А еще и горку на площадке нужно построить в выходные, иначе срежут зарплату. Во сне Настя разбивает окно кулаком и грызёт стекло. Окружение Анастасии - любовник, начинающий сварщик Олег, дворник дядя Ваня, медицинская сестра, нянечка, музыкальный работник, заведующая Зульфия Фаридовна, 25 детей и их родители. А ещё мальчик Озод, которого два дня не забирают из сада. Человеческий выход один - взять ребёнка домой. Неразбериха, хаос, бардак, шизня, - так охарактеризовали «Горку» самые разные читатели и зрители, при этом влюбившись в пьесу беспросветно. Кто-то сравнил её с нашей российской действительностью, заключенной в миниатюре. Кто-то разглядел влияние Феллини. Удивительно, насколько мнения противоположны. История смешная и грустная одновременно. Один грустят, другие смеются, у кого-то получается и то, и другое. Есть ли простор для фантазии? Первое за что цепляется глаз в оригинальном воплощении «Горки» Павла Макарова - автомобильные шины. На афише, в тризере, а с началом спектакля они появляются на сцене вместе с актёрами и становятся полноправными участниками действа. На них написаны имена героев - взрослых и детей, актеры тащат шины, как груз, катают, швыряют их в театральную яму. Актёров всего шестеро, а персонажей больше, поэтому каждый играет по две-три роли. Про шины и другие необычные приёмы художник Егор Пшеничный пояснил, что это «не лобовая трансляция, а компиляция смыслов». То есть каждый волен находить собственные ассоциации, такой простор для фантазии и глубокого восприятия дает современный театр. Кто эти люди, которые двигаются как роботы, ныряют сквозь шины, виснут на нотном стане из красных лент? Впрочем, зритель - не дурак, многое понимает. - В любой профессии есть понимание системы, которая убивает человека изнутри, - говорит режиссёр. - Как это предотвратить, не знаю. Нужно начинать с себя, идти своим путём. Спектакль ещё и об этом. В заключение хочется отдельной строкой поблагодарить слаженную команду актёров, мастеров перевоплощения - Дарью Мухортову, Сергея Рюмкина, Юлию Орышечко, Олесю Белоконь, Олега Демчука, Игоря Сушкова. Не так-то просто играть - с шинами наперевес.