Ещё
Почему киностудии запретили показывать Ларионову
Почему киностудии запретили показывать Ларионову
Актеры
Лучшие сериалы прошедшего десятилетия
Лучшие сериалы прошедшего десятилетия
Сериалы
Критики о "Буратино": "Безобразная картина"
Критики о "Буратино": "Безобразная картина"
Фильмы
Сколько зарабатывают самые богатые телеведущие
Сколько зарабатывают самые богатые телеведущие
ТВ
(Не)идеальный мужчина
(Не)идеальный мужчина
Фантастика, Комедия
Купить билет
Холоп
Холоп
Комедия
Купить билет
Союз спасения
Союз спасения
Исторический, Приключение, Мелодрама
Купить билет
Камуфляж и шпионаж
Камуфляж и шпионаж
Мультфильм, Боевик, Приключение
Купить билет
Проклятие
Проклятие
Ужасы
Купить билет
Маяк
Маяк
Фэнтези, Ужасы, Драма
Купить билет
Вторжение
Вторжение
Фантастика
Купить билет
Дело Ричарда Джуэлла
Дело Ричарда Джуэлла
Драма
Купить билет
Особенные
Особенные
Комедия
Купить билет
Холодное сердце II
Холодное сердце II
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Фиксики против кработов
Фиксики против кработов
Мультфильм, Приключение
Купить билет
Джуманджи: новый уровень
Джуманджи: новый уровень
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Полицейский с Рублевки. Новогодний Беспредел 2
Полицейский с Рублевки. Новогодний Беспредел 2
Приключение, Комедия, Семейный
Купить билет
Достать ножи
Достать ножи
Детектив, Драма
Купить билет
Иван Царевич и Серый Волк 4
Иван Царевич и Серый Волк 4
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Сквозь снег
Сквозь снег
Боевик, Фантастика, Драма
Купить билет
Звёздные Войны: Скайуокер. Восход
Звёздные Войны: Скайуокер. Восход
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Проксима
Проксима
Боевик, Драма
Купить билет
Риф. Новые приключения
Риф. Новые приключения
Мультфильм, Приключение
Купить билет
Ходячий замок
Ходячий замок
Мультфильм, Аниме, Фэнтези
Купить билет

«Вешалки у нас нет. И никогда не было» 

«Вешалки у нас нет. И никогда не было»
Фото: «Это Кавказ»
Скромная сцена пополам с ТЮЗом, кабинет директора, главного режиссера, приемная, еще пара комнат. А собраться актерам и негде. В лучшем случае в столовой. Наш корреспондент узнал, как живет Русский государственный музыкальный драматический театр Ингушетии, где есть все — потрясающий актерский состав, вдумчивый, неравнодушный режиссер, интересный репертуар, но нет даже вешалки, не говоря уже о собственном здании.
«А какой здесь храм? Все катастрофически плачевно»
Зара Аушева-Базоркина — народная артистка Республики Ингушетия, художественный руководитель Русского государственного музыкально-драматического театра. Выпускница Высшего театрального училища им. Б. В. Щукина
— Самая главная наша ценность — это отличный актерский состав. 30 человек. Лучшего, более профессионального нет ни в одном театре Северного Кавказа. Все актеры — выпускники ГИТИСА и Щукинского училища. И все специалисты: продюсеры, театроведы, дизайнеры, звукорежиссеры, светотехники — получили столичное образование.
А началась наша история в 1998 году. Тогда нас, выпускников Щуки, было 15 человек. Мы решили не расставаться. Так появился Ингушский театр-студия «Современник», инициатором, создателем и руководителем которого стал Микаэл Базоркин.
В Назрани какой-то добрый дядя выделил нам одну комнату в районе автовокзала. Там стоял стол, стул и лежало много вещей на полу — тряпки, ковры, тюки. Для нас обстановка была привычная — как в театральном училище. Потом нас разместили в обветшалом Доме культуры станицы Нестеровская. А какой театр в Нестеровке?
В 2005 году Ингушский театр-студия «Современник» был преобразован в Русский государственный музыкально-драматический театр. Почему русский? Просто русский театр должен быть в каждом регионе.
В прошлом году театру исполнилось 20 лет. Мы участвуем во всех возможных международных и Всероссийских театральных фестивалях. Нас зовут, о нас знают. География наших гастролей широкая: Москва, Сочи, Калуга, Ярославль, Магнитогорск, Нальчик, Новочеркасск, Ростов-на-Дону, Владикавказ, Грозный, Махачкала, Пермь, Пенза, Саратов, Ялта.
Мы находимся в здании ТЮЗа. Своих цехов и прочего у нас нет. Сцена общая. Сейчас идет ее реставрация. Две наши проблемы — помещение и зритель — переплетаются. Людям неинтересно идти в театр без красивого театрального здания. В театр ходят, чтобы получить удовольствие, эстетическое наслаждение. Театр — это храм искусства. А какой здесь храм? Все катастрофически плачевно. Фраза «Театр начинается с вешалки» совсем не для нас, потому что у нас вешалки нет. И никогда не было. Очень многие, не выдержав, ушли. Хотя каждый на вес золота. Но все, кто остался и до сих пор работает, это героические люди.
Мы с нетерпением ждем новое здание театра, проект которого прошел экспертизу. Уже в Магасе определена площадка. Но, насколько мы знаем, в 2020 году финансирования не будет. Надеемся на год 2021.
Конечно, по сравнению с 1998 годом культурный уровень зрителей повысился. Если тогда на сцене актеры не слышали друг друга из-за шума в зале, то сегодня — гробовая тишина. Больше всего помогают беседы со школьниками перед началом спектакля. Мы их привозим, к примеру, из сел. Для них событие, что их вообще вывезли. Заходят, а у них в руках чипсы, попкорн. Шумят, смеются — приехали развлекаться.
И мы начинаем с ними говорить. Рассказываем, что такое театр вообще, зачем он нужен, учим, как себя вести в его стенах. После спектакля актеры остаются на сцене, дети задают вопросы, общаются. Самым активным дарим приз. Уже есть положительные результаты. Ради этого стоит работать в театре.
У нас спектакль, на который все всегда идут. Это «Из тьмы веков» Идриса Базоркина. На юбилей театра мы его сделали еще и музыкальным — песни написаны специально к нему. Это единственный спектакль, на который люди идут не потому, что они хотят в театр, а потому, что им сам материал интересен.
«Не пришел на репетицию, значит, ты в реанимации, не пришел на спектакль, значит, ты умер»
Ахмет Льянов — народный артист Республики Ингушетии, главный режиссер Русского государственного музыкально-драматического театра, выпускник Высшего театрального училища им. Б. В. Щукина
— Передо мной не стоял вопрос: актер или режиссер? Я был актером, мне было интересно, но в силу творческой необходимости пришлось стать главным режиссером театра.
Театр — зеркало общества. Но это не значит, что мы делаем только современные постановки. Например, время действия пьесы «Забыть Герострата» — четвертый век до нашей эры. Мы ставили этот спектакль в нулевые, когда в нашем обществе доминировала печальная тенденция: театры не нужны, все надо закрыть, песни, танцы убрать. Тогда в здание ТЮЗа забросили бутылку с зажигательной смесью. Практически все наши декорации и многое другое сгорело.
На эту болевую точку в пьесе есть замечательная фраза Герострата: «Наступит время, когда люди будут говорить: делай, что хочешь, богов не боясь, с людьми не считаясь, и вспыхнут пожары». Ради таких фраз начинаешь вытаскивать пьесу, адаптировать ее.
Что любят ингуши? Думаю, больше национальную тематику. Правда, хорошо идет и эмоциональная, легкая, живая русская классика — Гоголя, например.
Недавно мы поставили «Чайку» Чехова. Когда брались за нее, все говорили, что загнать сегодняшних учеников на три часа в зал на «Чайку» невозможно. Но мы, оставив трактовку пьесы, изменили форму. И сегодня ученики с большим удовольствием на нее ходят.
Сейчас работаем над «Хаджи Муратом» Толстого. Столкнулся с большой проблемой. Пьесы «Хаджи Мурат» нет. Читаешь повесть и понимаешь, что она больше киношная. А как из нее сделать какую-то смотрибельную вещь, на которую бы зритель шел с удовольствием? Но отступать нельзя — надо выпускать «Хаджи Мурата». Премьеру планируем к середине декабря. Надеюсь, Толстой меня строго не осудит за то, что некоторые вещи приходится вычеркивать.
У нас очень хороший актерский состав. Приходилось работать с теми, у кого глаза пустые. С ними неинтересно. Мои ребята живые. Есть такая хорошая фраза: «Они еще умеют краснеть». Если это в человеке есть, это уже хорошо.
По каким причинам актер может отказаться выйти на сцену? Для меня — не пришел на репетицию, значит, ты в реанимации, не пришел на спектакль, значит, ты умер. Театр — это не работа. Это смысл твоего существования. И если актер на репетиции вдруг посмотрел на часы, для меня он — человек, который мимо проходил.
« — роль, о которой может мечтать любая актриса»
Мадина Костоева — актриса театра, выпускница ВТУ им. Б. В. Щукина.
— Первый спектакль в жизни я посмотрела, когда была старшеклассницей. Из-за военных событий в Чечне, откуда мы с семьей как беженцы переехали в Ингушетию, ранее бывать в театрах не приходилось. И вот со школы нас повезли в театр на спектакль «Закон отцов». Тогда играли Микаэл Базоркин, Ахмед Льянов, Зара Аушева, Тамара Марзаганова. Я была потрясена их игрой.
После спектакля актеры беседовали со зрителями. От избытка чувств я не могла молчать. Моя речь, видимо, произвела впечатление, и Базоркин поинтересовался, хотела бы я стать актрисой? Этот вопрос определил мою дальнейшую судьбу. Когда заканчивала 10 класс, меня взяли в театр на работу — после уроков я бежала туда.
Как беженка, я жила в бараке, в Барсуках. С этого барака в 2003 году уехала учиться в Москву, в Щуку, и замуж вышла. В 2007 году вернулась в родной театр и по сей день работаю.
Одна из любимых моих ролей — Нина Заречная из чеховской «Чайки». Роль, о которой может мечтать любая актриса.
Я очень люблю свою профессию, но театр — это не просто работа, это реалии жизни. Например, иногда, к сожалению, сталкиваешься с неприятным отношением к артистам. Я бы не хотела, чтобы мои дети связали свою жизнь с театром. В нашей республике — это сложно. Профессия не имеет должного статуса.
Я спасаюсь тем, что развиваюсь сама. Получаю второе высшее, провожу многие республиканские мероприятия. Преподаю детям технику речи, актерское мастерство. Дети у нас очень способные, но родители не хотят, чтобы они поступали на актерский, так как видят, какое плачевное положение с театром в республике.
«Много именитых людей, и ты на их фоне — парень с Кавказа»
 — ведущий артист театра, актер кино, выпускник РАТИ-ГИТИС
— В театр я пришел путем исканий себя. Учился на медицинском, юридическом, даже на киномеханика. Все бросал. Понимал, что не мое. В театр пришел просто попробоваться, и как увяз в этом с 2006 года, так и по сей день.
В 2008 году я сыграл роль Анучкина в спектакле по пьесе Гоголя «Женитьба». Мы показали его на учебной сцене Щукинского училища. Тогда многие одобрили мою игру. Я окончательно понял — это то, чем я хочу заниматься, и в 2010 году поступил в ГИТИС.
В Москве первые дни было некомфортно. У нас курс был звездный — , Аня Попова, . Много именитых людей, и ты на их фоне — парень с Кавказа.
На первом коллоквиуме все поочередно представлялись мастеру: «Я такой то, снимаюсь в сериалах… я послезавтра улетаю на съемки в Нью-Йорк». А ты сидишь и думаешь, что же сказать? В итоге: «Здравствуйте, меня зовут Лом-Али, я приехал из Ингушетии».
Как ни странно, мастеру это понравилось. И если в первый день сокурсники смотрели на меня свысока, то дня через три ситуация кардинально изменилась. Постепенно мы стали лучшими друзьями.
Пока учился в Щуке, работал в Школе драматического искусства. Потом — в Театре Наций у , в Театре на Поварской. По семейным обстоятельствам вернулся на родину. Первое, что меня после Москвы удивило, — там за роль воюют, а здесь отдают друг другу. Это парадоксально.
Видео дня. Какой стала внучка Женечка из «Сватов»
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео