Поэт Юрий Кублановский: "Каждый раз, когда я вижу паром, в груди начинают шевелиться язычки поэзии"
В числе лауреатов фестиваля был фильм о поэте "Юрий Кублановский. Родина рядом" режиссера Алексея Бурыкина. Лента получила Специальный приз Президента фестиваля. Несколько слов о фильме. Это первый полнометражный документальный фильм о поэте; частично он снимался в Рыбинске и Ярославской области, в том числе на пароме – это транспортное средство имеет особое значение для поэтического мира Юрия Кублановского. Режиссёр и драматург Алексей Бурыкин давно знаком с Кублановским. Идея фильма родилась у него уже около 15 лет назад. Форма такова: фильм - путешествие из настоящего в прошлое и обратно; рассказ о главных вехах жизни и творчества большого мастера слова, о встречах с удивительными людьми, с которыми свела его судьба. Сюжет картины идет словно бы "от первого лица". Юрий Кублановский следует по памятным для него местам, обращается к значительным событиям жизни. Фильм завершается стихами, написанными 30 лет назад, когда поэт возвращался в Россию: "Стекла с крупицами. Кладбище с птицами за снегопадом с ветками липкими, тропами скрипкими. Родина рядом". Последняя строка стала названием фильма. Юрий Кублановский. "Ревизор.ru" поздравляет классика современной русской литературы с заслуженной наградой и делится его мнением о "текущей" русской поэзии. Юрий Михайлович, каково ваше мнение о современных литературных процессах – не появилось ли в последнее время что-то новое, примечательное, на ваш взгляд и слух? Вы знаете, появилось! Вот уже несколько месяцев в самом сердце Москвы, в МХАТе имени Горького на Тверском бульваре, при переполненном зале проходят поэтические концерты. Каждый концерт поделен как бы напополам: читает сам поэт и декламирует его стихи профессиональный актер. Выступают не только москвичи, с большим успехом прошли вечера Александра Кушнера (Санкт-Петербург) и Светланы Кековой (Саратов). Я и сам там выступал, поэтому изнутри знаю эту благородную, казалось бы, подзабытую уже атмосферу любви к поэзии. Низкий поклон нынешнему руководству театра за их инициативу. Вообще то тут, то там я встречаю совершенно замечательные стихи. Например, стихотворение "Перед сном" Марины Кудимовой из сборника "Держидерево" (2017 год, Москва), наверное, уже год просто не отпускает меня. Это то, что я больше всего люблю в поэзии: завораживающую простоту. Или стихотворение Олеси Николаевой о гибели пастернаковского переделкинского ландшафта – каждый раз, когда читаю его, в горле комок. Или вот новая книга Олега Чухонцева "Гласы и Глоссы" (2018) - такая оригинальная, необычная. Там есть фрагмент: "Комната, ночь, окно" – я не устаю его перечитывать. А какое чудесное сравнительно недавнее стихотворение Сергея Гандлевского о Хаджи Мурате: "Когда свое сомнение выдав, он расплескал кувшин с водой" – чудесно. Недавно вышла лирическая книга питерского классика андеграунда Сергея Стратановского "Изборник". Она уже получила премию Андрея Вознесенского "Парабола". Глубокая книга! Так что в поэзии все время что-то да происходит. Как вы относитесь к появлению новых премий и конкурсов в области литературы, к тому, что одни уходят, другие приходят? Ушёл в прошлое "Дебют", появилась новая премия " Поэзия " … Видимо, это естественный культурный процесс. Только не надо считать премию каким-то особенным орденом, выдаваемым за несомненные большие заслуги. У каждой премии, включая Нобелевскую, свое закулисье. Но материальное составляющее премий облегчает литераторам жизнь. Ну и слава Богу! Юрий Кублановский, Спасское, 2016 год. Сейчас мало кого миновало поветрие создания литературных онлайн-курсов. Открывают их даже те люди, у которых нет необходимости зарабатывать таким странным образом. Как вы можете объяснить этот феномен? Ничего не могу на это ответить. Я совершенно вне этой проблематики. И даже не до конца понимаю, о чем вы спрашиваете. В целом же хочу сказать, что я противник интернетовской парапоэзии и всего, что с ней связано. Не воспринимаю стихов с экрана и высоко ценю изящество хорошего сборника, грамотной книги. Тогда поговорим о хорошем сборнике. Последняя на сегодняшний день ваша книга – переиздание "Долгой переправы" с включением самых новых стихов. Вам свойственны очень точные названия. Вот как оно видится мне. Неуют, осень, ветер, холод, снег, дорога, скитания. "Мужество долгой осени". Родина рядом. Жизненный опыт, опыт отрезвления, но, благодаря вот этим мотивам, странным образом ещё и опыт такого осеннего романтизма. Хотя, наверное, это просто стихи. Лирика, в самом высоком значении этого слова. "Мы остаёмся ополченцами / не всеми преданного слова"… Сейчас стихи пишутся? И, шире, чем сейчас вы занимаетесь, может быть, чем-то новым? Что интересно, что светит и греет? Чем, наконец, руководствуетесь вы в передвижениях по миру - это про недавнюю вашу поездку в Японию. Тут вы просто забросали меня вопросами. Название сборника "Долгая переправа" связано с моими постоянными переправами через Волгу: из Романова в Борисоглебск, из Мышкина на углическую трассу и т.п. Каждый раз, когда я вижу паром, когда на него ступаю, в груди начинают шевелиться язычки поэзии. Ну и конечно, вы правильно заметили особую роль осени. С возрастом поэтическая сила становится медлительнее, растянутее во времени: стихотворение, как правило, пишется дольше, чем прежде, замысел предшествует спонтанному прежде рождению. Но от этого появляется в стихотворении что-то особенно щемящее, что как раз и соответствует как золотой, так и совсем поздней осени… Подборка новых стихотворений, включающая и стихи о Японии, появится в первом номере "Нового мира" за будущий год. Гете когда-то говорил: "Зачем писать, если потом написанное не доставит тебе горячего удовольствия?" Но, оказывается, кроме удовольствия есть и что-то еще, что питает радость от написанного стихотворения, например, понимание его словесного совершенства. Юрий Кублановский в Париже с супругой Натальей Поленовой. Кроме того, что вы поэт, вы публицист, искусствовед, наконец, просто патриот, поэтому вопрос – каким вам представляется ближайшее будущее России? Её культуры? Её жителей? Хорошо сказал когда-то Василий Розанов: "Русская культура может существовать только под углом вечных беспокойств". Сохранят ли в будущем наши стихотворцы в своей душе эти "вещие беспокойства" - от этого и будет зависеть существование нашей поэзии. Кроме того, она связана для меня исключительно с христианскими смыслами. Но как раз они вымываются из цивилизации на глазах… Так что будет ли в будущем поэзия – не могу сказать. Но надежда, простите за банальность, умирает последней.