Шедевры на все времена. Театру музыкальной комедии исполнилось 90 лет
Каковы сегодня будни оперетты? Есть ли на нее спрос, как уживается с мюзиклом? Какие проблемы испытывает этот легкий, на первый взгляд, жанр? Об этом «АиФ» рассказал генеральный директор театра музкомедии Юрий Шварцкопф. Испытание рынком Елена Данилевич, SPB.AIF.RU: Юрий Алексеевич, 90 лет - солидная дата. Как прожил эти годы театр, какие периоды его творческой биографии можно выделить? Юрий Шварцкопф: В ходе истории такой возраст - юность, и именно артисты оперетты лучше других знают секрет, как сохранить молодость в сердце и душе (улыбается). Залог - прекрасная музыка, острая шутка и веселый смех. Если серьезно, за прошедшие годы менялись названия в афише, имена в программках, по-другому даже называется город, в котором театр был создан в 1929 году. Неизменным много лет остается одно: высочайший уровень исполнения, мастерство артистов, выходящих на сцену. - Однако в последнее время этот красивый, легкий жанр переживает нелегкие времена... - Театры брошены в рынок, а значит, каждый выпуск нового спектакля оборачивается большими материальными затратами: костюмы, декорации, хор, кордебалет. В некоторых спектаклях на сцену одновременно выходят до 70 человек, на гастроли выезжают свыше 130 артистов. Прибавьте работу постановочных бригад, авторские, оркестровку. Если суммировать, премьера обходится более чем в 10 млн рублей. Все это при весьма скромном госфинансировании. Так быть не должно. Театр не может быть самоокупаемым. На коммерческие рельсы реально поставить шоу-бизнес, а городским учреждениям надо помогать. Во всех странах, в том числе благополучных, музыкальные театры дотируются меценатами, государством. У нас серьезных спонсоров, как в футболе или хоккее, нет. У власти тоже, видно, не хватает средств, чтобы поддерживать этот вид искусства. Например, выделять гранты. - Более того, чиновники, в том числе высокопоставленные, не раз повторяли, что в нашей стране слишком много репертуарных театров и не мешает сократить их количество. - Театров или симфонических оркестров много не бывает. В Сеуле одновременно идет до 50 мюзиклов. В Будапештской оперетте играют свыше 800 спектаклей в год - и билетов не достать. Недавно у нас с успехом прошли гастроли на Камчатке, в Хабаровске, Новосибирске, Сургуте, почти везде - аншлаг. Спрос есть - это лучший ответ тем, кто заявляет о сокращении. При этом, повторю, мы театр городской, а значит, живем сложнее, чем федеральные. Даже из того, что обещано в Год театра, многое не выполнено. Сильва на велосипеде? - Сегодня авторов, которые пишут оперетту, в России и за рубежом мало. Где же берете новые произведения? - Здесь тоже трудности. Если в драме остались мощные отечественные пьесы, в нашем жанре их нет. Потому что советская оперетта, основанная на реальности той жизни, практически умерла. Ее темы устарели. В свое время большой популярностью, например, пользовалась «Белая акация» Дунаевского, написанная в конце 50-х. Прекрасная музыка, однако весь сюжет строится вокруг китобойной флотилии. Но сейчас китов не бьют, наоборот, тщательно оберегают. И таких несоответствий немало. Конечно, осталась мировая классика - Штраус, Оффенбах, Кальман. Это наш золотой фонд. - Правда ли, что к вам не раз приезжала дочь Имре Кальмана? - Правда, она большой друг нашего театра. В 2012-м, в год 130-летия со дня рождения прославленного композитора, Ивонна подарила нам скульптурный портрет своего знаменитого отца. Сейчас бюст установлен в фойе. Она не раз говорила, что имя Кальмана тесно связано с Россией. Не только потому, что его жена была русской, из Перми. По мнению Ивонны, сегодня в нашей стране, в Петербурге особенно, намного лучше, чем где-либо в мире, ставят оперетты - и делают это прекрасно. - В наши дни многие режиссеры переиначивают классику, но вы не раз заявляли, что для Музкомедии это неприемлемо. Почему? - Оперетта консервативна и плохо переносит перемещения из своего времени в другую эпоху, отторгает грубое вмешательство. Приведу пример. «Веселая вдова» однажды шла в джазовой аранжировке. Успеха не имела. Знаю «Сильву», где главная героиня выезжала на велосипеде. Когда я только сюда пришел, выпустили спектакль «Синяя борода» на музыку Оффенбаха. Режиссер совместил XIX век - с соответствующими декорациями и костюмами - и реальность нынешней жизни. Критика восхищалась, а публика не пошла. Хотя постановка была замечательная. Попробуйте «Лебединое озеро» сделать на современном материале. Не уверен, что зритель оценит. А в классическом варианте - шедевр на все времена. Что касается режиссеров, которые хотят шокировать публику, пусть откроют свой бумажник и экспериментируют. Но если сидишь на «государевых щах», пусть постных, жидких, должна быть другая точка отсчета. Оперетта или мюзикл? - У вас - яркие постановки, великолепные голоса. Где берете кадры? Ведь артисту оперетты надо одновременно петь, играть и танцевать! - Для молодых людей, которые учатся в Петербурге, это направление менее престижно. Поэтому с удовольствием приглашаем выпускников из Нижегородской государственной консерватории, Белоруссии, стран бывшего СССР. В свое время мы попросили руководство Театральной академии на Моховой сделать набор специально для нашего театра. Ведь оперные певцы, как правило, не могут играть в оперетте. Их учат по-другому. Однако Министерство культуры поставило тяжелые условия: набрать курс 15 человек, а после окончания всех трудоустроить. Но, во-первых, у нас нет такого количества свободных мест. Во-вторых, неизвестно, что через четыре года из начинающего певца получится. В итоге вынуждены были отказаться. Считаю, что со стороны главка это неверный подход к проблеме. - В последние годы по всем фронтам мощно наступают мюзиклы. Идут они и на Итальянской, 13. Не вытесняют оперетту? - Нет, все «дружат» и помогают расширить аудиторию. Хотя мюзикл - другой жанр. Здесь действует жесткая система кастингов. Когда мы делаем такую постановку, со всей страны приезжают сотни желающих участвовать. «Бал вампиров», например, мы дали 500 раз при постоянных аншлагах. Есть и проблемы: играем мюзикл - простаивает основная труппа. Работает оперетта - теряем заработок от мюзикла. При этом следует учитывать лицензионные соглашения, по которым такой спектакль надо отработать не менее 40 раз в год. Иначе последует неустойка. Поэтому должен быть жестко выверенный баланс, что непросто. - Ваш театр регулярно получает «Золотые маски», его знают в стране и мире. Как удается столько лет оставаться на высоте, держать планку? - Считаю, несмотря на успех, всегда надо учиться. Однажды я присутствовал на репетиции в знаменитой оперетте Будапешта. Меня поразило, как режиссер и артисты добивались совершен- ства каждого слова и жеста. Так, над фразой «Чардаш - это сила» бились минут 15. И это в 9 утра, при полной выкладке все пели и танцевали. Поэтому счастлив, когда мы выступаем, когда хорошо принимают, но в душе всегда собой недоволен. Хочется сделать еще лучше, чтобы порадовать коллектив и зрителей. Главное, как это длится уже 90 лет, давать спектакли в нашем прекрасном театре. Дарить зрителям радость и хорошее настроение.