Бессмыслица со смыслом. В Пятом театре очередная премьера
Слово означает совсем не то, что когда-то в него вкладывали, а наши современные посиделки – это не более чем «бла-бла-бла». Так же, как бесконечное взбивание чего-то в миске, которое, видимо, никогда не превратится в блюдо – это тоже своего рода «бла-бла-бла». Из эскиза в спектакль Об этом – новый спектакль в Пятом театре, который поставил молодой московский режиссёр Дмитрий Лимбос. За основу своего вечера абсурда (а именно так определяется жанр спектакля) он взял две пьесы драматурга Эжена Ионеско – «Лысая певица» и «Этюд на четверых». В сентябре режиссёр поставил на сцене Пятого театра эскиз, который через пару месяцев перерос в полноценный спектакль. Известно, что Ионеско написал свою «Певицу», когда изучал английский по методу, предполагающему запоминание не отдельных слов, а целых предложений. Именно тогда он понял, что все эти классические, кочующие из учебника в учебник мистер и миссис Смит произносят, по сути, хоть и правильные, но очень банальные вещи, нечто вроде того, что пол всегда под ногами, а потолок над головой, земля круглая и т. д. Основываясь на этом, Ионеско написал свою «Лысую певицу», тут же провалившуюся в первом «прокате». Однако когда критики её поддержали, «Певица» стала одной из часто играемых во Франции. Вот теперь она добралась и до омского Пятого театра. Режиссёр довёл абсурд автора до наивысшей точки: так, например, постоянно что-то взбивающая миссис Смит (Виктория Величко) заваривает чай прямо во рту мистера Смита (Егор Лябакин). Пришедшая к ним в гости семейка Мартинов (Станислав Ляшенко и Анна Сотникова) «знакомится» друг с другом, постепенно выясняя, что они супруги, у них есть дети и служанка, и в порыве страсти едва ли не начинает заниматься любовью в ожидании хозяев. Прекрасен пожарный (Вячеслав Болдырев), который хотел бы потушить пожар, да пожара-то никакого нет. И тогда он начинает рассказывать несмешные анекдоты и покрытые пылью прибаутки. В общем, как заключает ведущая всей этой кутерьмы Алёна Фёдорова (она же служанка Мэри и Прекрасная дама), «бла-бла-бла». Все разговоры для этих людей ничего не значат, и на этом делает особый упор режиссёр. Современные вечеринки и посиделки, превращающиеся в одно сплошное балабольство, - вот они, реалии обесценивания слова, вот она, современная жизнь в современном театре абсурда вокруг нас. Акт второй Во втором акте те же актёры появляются в «Этюде на четверых». Трое мужчин – Дюпон (Егор Лябакин), Дюран «Станислав Ляшенко) и Мартен (Вячеслав Болдырев) ожидают Прекрасную даму (Алёна Фёдорова), которая, как объявляют ожидающим на перроне поезд по громкой связи, то прибудет с минуты на минуту, то задерживается. А когда она наконец «прибывает», ожидающая её троица, похоже, уже забывает, что хотела, так как увлеклась выяснением отношений, и просто раздирает предмет своего обожания на части. «Я с вами полностью согласна. Это... .», - говорит под занавес вновь вернувшая в роль ведущей Алёна Фёдорова. А что уж «это» - каждый решает сам. Абсурд, которому нет места? Или абсурд, который окружает нас ежедневно?