Месье Гарпагон и его дети. Сергей Оленберг поставил мольеровского «Скупого»
«Бессмертные» – только так говорят о комедиях французского драматурга Жана-Батиста Поклена, имеющего театральный псевдоним Мольер. Написал он комедию «Скупой» в 1668 году. Каждое столетие режиссёры ищут современный эквивалент юмору великого француза и стремятся насытить сцену неожиданными поворотами. Режиссёр-постановщик омского спектакля – заслуженный артист России Сергей Оленберг, второй режиссёр, он же исполнитель главной роли – заслуженный деятель Омской области Игорь Малахов. Капустник и дель арте Сергей Оленберг задумал воплотить пьесу в жанре... капустника, используя элементы комедии дель арте. Это будет первый спектакль Сергея Робертовича в новом амплуа – художественного руководителя театра Любови Ермолаевой. Про выбор именно этого автора и его произведения он говорит, что ориентировался на разную публику, а историю про скрягу Гарпагона хочет сделать многослойной. «Я думал, каким будет первый спектакль в театре, которым стал руководить. Во всём сомневался, к себе в первую очередь критически отношусь, но я понимал, что первый спектакль не может быть провальным и не может быть средненьким, - сказал Сергей Оленберг. - Успех во многом означает кассовость, то есть интерес зрителя. А он «голосует», как говорится, ногами. И я прекрасно понимаю, что самые востребованные жанры сегодня - комедия и мелодрама. Зритель идёт в театр за эмоциями - и лучше, если они будут положительными. Мы живём в непростое время, поэтому в развлекательной функции театра я не вижу ничего зазорного. Но театр обязан быть и умным, и смешным. Про ум мы поговорим в следующих спектаклях, а сейчас моя задача - заставить человека смеяться. Поверьте, это сложнее, чем плакать. Чувство юмора индивидуально, как отпечатки пальцев. Наша задача быть максимально интересными для максимального количества людей. Мне кажется, зритель комедий Мольера может быть любым, так как мы делаем многослойную историю. Тут могут быть люди театра, которым интересно, как это сделано. Могут прийти зрители просто посмеяться, а может, и задуматься». Жанр предполагает шутки на злобу дня и актёрские импровизации – живое действо всегда радовало публику. Счастье в шкатулке Главный герой комедии Гарпагон богат, но, наверное, как это положено всем богачам, скуп. Он ростовщик; чтобы увеличить свой капитал, берёт со своих клиентов чудовищные проценты, морит голодом себя, домашних, а его собственные дети вынуждены жить в долг. У папочки Гарпагона насчёт своих отпрысков есть свой весьма соответствующий его образу план - браки по расчёту, по мнению скряги, пойдут на пользу и сыну, и дочери. Самому жадине нравится молодая девушка Марианна, с которой он и намерен обручиться... «Это последняя пьеса Мольера; в отличие от других, она написана в прозе, тогда как остальные в стихах, - рассказывает Игорь Малахов. - Была она не самой удачной, современники её приняли прохладно. Но пьеса эта не о деньгах, деньги здесь только повод. Скупой скуп прежде всего в проявлении своих чувств». «У меня сразу возникает вопрос: почему Гарпагон отличается скупостью? – делится Оленберг. - Что с этим человеком произошло? У него двое детей, о которых он заботится, у него, мы знаем, совсем недавно умерла жена. Об этом буквально в первой сцене говорит его дочка: «С тех пор как умерла мама, мы стали жить всё хуже и хуже». Из чего можно сделать вывод: скупость возникла у него как некая сублимация той любви, которую он испытывал к жене. Опять же деньги - это не самоцель, они не нужны ему для того, чтобы жить роскошно. Он их копит и прячет в шкатулке. В финале у нас Гарпагон обретает личное счастье, мы позитивисты». Добавим, что над сценографией спектакля трудится Наталья Степанова, художник по свету Вячеслав Козловский, хореограф Людмила Алексеева, над музыкальным оформлением спектакля работает Виталий Романов.