Картины, что приносят смерть
Каждый, кто хоть немного интересуется живописью, держит в памяти картины, от которых ему становится не по себе. Многих, например, в детстве пугала «Неизвестная» Крамского, от взгляда которой, казалось, некуда деться. Кому-то жутковато от его же мертвенно-бледных «Русалок», а кто-то не может без содрогания смотреть, как Иван Грозный убивает сына - в знаменитой интерпретации Репина. Кстати, в отношении картин Ильи Ефимовича первыми заподозрили неладное его современники. Закончив позировать мастеру, Корней Чуковский с неудовольствием пробурчал: «Когда Репин написал мой портрет, я в шутку сказал, что, будь я суевернее, ни за что не решился бы позировать. В его портретах таится зловещая сила: почти всякий, кого он напишет, в ближайшие же дни умирает. Написал Мусоргского - Мусоргский тотчас же умер. Написал Писемского - Писемский умер. А Пирогов? А Мерси д’Аржанто? И чуть только он захотел написать для Третьякова портрет Тютчева, Тютчев в том же месяце заболел и скончался». Репин вообще был большим мастером по умерщвлению своих героев. Писатель Всеволод Гаршин бросился в пролет лестницы после того, как Илья Ефимович написал с него этюд головы царевича для картины «Иван Грозный убивает своего сына». Почти все друзья, которых живописец запечатлел на другом знаменитом полотне - «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», по разным причинам умерли сразу после того, как работа была представлена на выставке. Поняв, что наделал, художник в ужасе закрасил на ней изображение собственного сына. Знакомый Репина, который терпеть не мог жестокого премьер-министра Столыпина, в шутку попросил его скорее взяться за его портрет. По какому-то роковому совпадению Саратовская дума вскоре заказала ему такую картину. Когда портрет главы правительства был закончен, тот уехал в Киев, где его застрелил масон Мордехай Богров. Понятно, что после пугающих совпадений число заказов у именитого живописца резко пошло на убыль, а поэт Константин Волошин даже обвинил его в том, что он подсознательно вкладывает в свои картины агрессию. Эта мысль прозвучала и на суде над студентом Абрамом Балашовым, который в 1913 году в порыве ярости искромсал «Ивана Грозного». Не многие знают, что Репину долго не удавалось написать «живую» кровь, сочащуюся сквозь пальцы отца-убийцы. И лишь когда художник увидел ее на лице попавшей под карету женщины, сразу примчался домой и несколькими мазками «оживил» ее на полотне. Известно: когда кровь людей или животных вытекает из тела, то в первые минуты выделяет излучение особой силы. Пятна крови, безумный взгляд убийцы и повлияли на психику Балашова. Сам художник вспоминал о наваждениях, которые преследовали его, когда он писал «Грозного»: «Работал как завороженный. Минутами становилось страшно. Я отворачивался от этой картины. Прятал ее. Но что-то гнало меня к ней, и я опять работал. Порой пробирала дрожь, а потом чувство кошмара притуплялось…» Повенчаны смертью На картине Кипренского «Девочка в маковом венке» («Мариучча») изображена десятилетняя Анна-Мария Фалькуччи, дочка натурщицы. Художник опекал девочку, устроил в школу при монастыре. Когда Мариучча подросла, он принял католичество и тайно с ней обвенчался. Но через четыре месяца умер. А Мариучча вскоре родила дочь Клотильду Кипренскую, чей след, к сожалению, затерялся. Для своей картины «Офелия» Джон Миллес уговорил позировать, лежа в ванне, Элизабет Сиддал, возлюбленную художника Росетти. Ванну подогревали свечами под ее днищем. Но вода все равно быстро остывала. Элизабет подхватила воспаление легких, позже развился туберкулез. Она родила мертвого ребенка, потом у нее начались сильнейшие боли, от которых она спасалась опием. Умерла от передозировки в 32 года. Бывает и так: художник положил много сил для создания шедевра - а потом словно выдохся. Такое случилось с Алексеем Саврасовым, о чем писал историк искусства Александр Бенуа: «Вся его деятельность до появления картины «Грачи прилетели» прошла бледной, жалкой и ненужной. Дав эту замечательную и многозначительную картину, он снова ушел в тень, и последние 25 лет прожил в полном бездействии, страдая запоем, еле-еле перебиваясь продажей в подворотнях очень неважных этюдов». У Алексея Кондратьевича умерли четыре дочери, его бросила жена. В последние годы он ночевал где придется и расписывал трактиры за водку и обед. В 66 лет умер от белой горячки в больнице для бедных. В огне не горят Есть ряд картин, вполне безобидных при первом рассмотрении. Но если проследить их историю, выясняется, что с ними тоже связаны загадочные происшествия. «Плачущий мальчик» В 1950-е годы испанский художник Джованни Браголин, работая над портретом ребенка, сделал натурщиком маленького сына. Чтобы вызвать нужную эмоцию, отец одну за другой зажигал спички перед лицом малыша. Художник знал: тот панически боится огня. Естественно, пацан разревелся и крикнул сквозь слезы: «Гори сам!» Вскоре сын умер от пневмонии. А его папаша действительно трагически погиб во время пожара. История получила продолжение в 1985 году в Северной Англии. В нескольких домах почти одновременно произошло возгорание, были жертвы, но странным образом во всех случаях не тронутой оставалась репродукция той самой картины. Об этом написала британская газета The Sun. И тут же хлынул поток писем, где люди рассказывали о подобных странностях. Владельцам репродукций предложили прислать их в редакцию. В результате «плачущими мальчиками» оказался завален огромный стол. Картинки хотели сжечь на крыше редакции, но решили не шутить с огнем и вывезли за город. И после этого сообщения о возгораниях прекратились! «Водяные лилии» импрессиониста Клода Моне тоже приносят несчастье. Когда художник с друзьями выпивал по случаю окончания работы над картиной, в мастерской что-то вспыхнуло. Пламя быстро залили вином и забыли о происшествии. А зря. В кабаре на Монмартре картина провисела всего месяц. А потом заведение выгорело дотла. «Лилии», которые почти не пострадали, купил немецкий меценат и астролог Оскар Шмитц. Через год сгорел его дом. А полотно опять чудом уцелело. В 1958-м картину перевезли в Нью-Йоркский музей современных искусств, где через четыре месяца тоже полыхнуло. Сейчас картина находится в частной коллекции, хозяин которой буквально помешался на противопожарной безопасности. Петров-Водкин предвидел блокаду Ленинграда Развитая интуиция, умение чувствовать то, что другим недоступно, делает творческих людей своего рода провидцами. Автор картины «Купание красного коня» Кузьма Петров-Водкин с юности обладал этим даром. Когда Кузя был подростком, ему нравилась сестра знакомого гимназиста - темноволосая Леля. Кузя ходил за девочкой по пятам и однажды на Покров, когда все играли в предсказания судьбы, взял ее за руку и произнес: «Зиму вы не переживете». В январе Леля умерла от скарлатины. Родившуюся в 1922-м дочку Кузьма Сергеевич назовет Еленой - в память о первой любви. Похожая история произошла с родственницей художника. «Мне кажется, я не увижу больше бабушку Арину», - поделился Кузьма с матерью. И оказался прав: когда он грыз гранит науки в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, старушка умерла. А ведь именно Арина Игнатьевна стала первой ценительницей таланта внука. Маленький Кузя Водкин намалевал «пейзаж» найденными в кладовке красками и показал бабушке. Та приладила его к надгробию деда. Озарения посещали художника всю жизнь. В первые годы советской власти, когда и холста было не достать, Петров-Водкин на обратной стороне клеенки нарисовал скудный революционный ужин: селедку, четвертушку черного хлеба и две картофелины. «Это паек блокадного времени», - произнес мастер, предвещая блокаду Ленинграда. «Черный квадрат» вместо иконы Российские ученые, исследуя фантомные образы картин, пришли к выводу, что наиболее мощной отрицательной аурой обладают «Девятый вал» Ивана Айвазовского и «Черный квадрат» Казимира Малевича. С творением Малевича связана такая история. Оно впервые было показано на футуристической выставке в Петрограде в 1915 году. Холст висел в «красном углу» - под потолком, там, где православные помещают иконы. Шла Первая мировая, и многие увидели в «Квадрате» символ будущей катастрофы. Кстати, похороны самого художника превратились в фарс: его тело с раскинутыми руками везли на платформе грузовика в гробу в виде креста. А на капоте траурным знаком висел «Черный квадрат». От греха подальше Картины, вызывающие беспокойство, тщательно изучаются специалистами. Химики исследуют краску и холст, физики - воздействие солнечных лучей на изображение, парапсихологи ходят вокруг полотен с биорамками. Ничего сверхъестественного эксперты, как правило, не обнаруживают. Но феномен-то никуда не делся: все равно страшно! - Несколько лет назад в Эрмитаже изъяли из экспозиции древнюю икону с изображением Христа. Сотрудники жаловались, что длительное пребывание возле иконы вызывает плохое самочувствие, - рассказывает искусствовед Маргарита Ахмедова. - Несколько смотрительниц из этого зала скоропостижно умерли. Специалист, которому я ассистировала, провел экспертизу и установил: икона распространяет энергию, заставляющую человеческий мозг вибрировать на большой частоте. А это может вынести не каждый. К аналогичным выводам в разное время приходили и другие исследователи: в Новой и Старой пинакотеке в Мюнхене, в Лувре, других галереях устанавливали приборы, фиксирующие движения глаз зрителей и время, проведенное у картины. Было доказано, что в ряде картин явно присутствует какая-то энергия. Но как она повлияет на зрителя, неизвестно. Поэтому, если какое-то полотно вызывает у вас дискомфорт, уйдите от него подальше. Не играйте с судьбой.