Абсурд в любви и семье: спектакль Пятого театра «Лысая певица и что-то ещё»
Абсурд в любви и семье: спектакль Пятого театра «Лысая певица и что-то ещё» Омский Пятый театр выпустил премьерный спектакль «Лысая певица и что-то ещё», режиссёр-постановщик которого — Дмитрий Лимбос из Москвы. Оценив эту работу, можно сказать кратко и так: театру удалось создать нечто одновременно спорное, весёлое, странное и необычное. Постановка композиционно составлена так: в первом действии — сама пьеса Эжена Ионеску «Лысая певица» без последней сцены. Во втором — тоже его пьеса «Этюд на четверых». «Певица» - это про семью. «Этюд» - это про только ещё любовь и ухаживания. Почему-то именно обратная последовательность. Но ведь именно Ионеску — признанный классик абсурда и, видимо, абсурд проявляется и в этом. Напомню, в Омске пьесы Ионеску ставились как минимум уже трижды: та же «Лысая певица» - единожды, в «драме», а «Носороги» - в том же Пятом и любительском театре ОмГУ «Поиск». Всё это было либо в конце 80-х, либо в 90-х. Ну а сейчас, когда жизнь в Омске в целом стала весьма и весьма абсурдной, произведения этого мастера прямо просятся здесь снова на сцену. Всё логично. Вот и взяли Лимбос, худрук театра Никита Гриншпун, который по сути всегда был склонен к экспериментам, и актёры, причём именно молодые, которые здесь относительно недавно, именно материал Ионеску. Таким образом «Этюд на четверых» - третья его пьеса, которую увидел омский зритель. Неплохое разнообразие. Не видела версию «ЛП» в театре драмы в 80-90-х и не могу судить, насколько это большое отличие от нынешней версии Пятого. Но предположу: немалое. Наверное, некий дух именно нашего времени сюда внесён. Уже «вшиванием» в ткань спектакля двукратного обращения героини спектакля — служанки и одновременно по сути рассказчицы — к зрителям о том, что нужно выключить сотовые телефоны, чтобы не мешать остальным. Да и в целом... Актёры выглядят всё же как люди XXI века, не XX. Чем-то. Неуловимо. Но абсурд есть абсурд и здесь он тоже, конечно, есть, как был ещё в замысле у драматурга. Тем ироничнее, что в спектакле Пятого играют три актёра из постановки «Человек из Подольска» об одной ночи из жизни полицейского участка. Это очаровательная Виктория Величко, элегантный и манерный в своём образе мистера Смита Егор Лябакин и вычурный и явно напряжённый Вячеслав Болдырев в роли гостя-пожарного. Пожарного, который мается без работы, нужной отчётности, который просто голодно рыскает по городу в поисках возгораний. А если не находит — просит хотя бы немножко что-нибудь поджечь. Так вот в «Человеке из Подольска» прямо-таки забавнейше обыгрывается та же тема абсурда. Этакий постмодернизм. С шутками, прибаутками, криками «Любишь абсурд? Любишь?!» Для... даже большей связности и широкого контекста советую посмотреть в Пятом и эту российскую пьесу, если ещё не смотрели. Материал Ионеску молодые актёры театра в целом сыграли вычурно: это касается и таких героев, как пара Смитов (Лябакин и Величко), и таких, как их гости Мартины (Анна Сотникова и Станислав Ляшенко). Смиты так и вовсе почти всё время на сцене с растянутыми улыбками, неестественными голосами и неестественно весёлые. И всё же стилистически в общем это получается логично и уместно. Одновременно весело и тревожно — вот такая атмосфера в первом действии, которое всё посвящено визиту к Смитам Мартинов, ну и... пожарного. Цитата - Добросовестный врач умирает вместе с больным, если оба они не выздоравливают. Капитан корабля вместе с кораблем гибнет в волнах. Если тонет корабль, он не может остаться в живых. - Нельзя больного сравнивать с кораблем. - Почему это? У кораблей тоже бывают свои болезни. Да и доктор твой здоров, как линкор, тем более он должен был погибнуть вместе с больным, как врач со своим кораблем. - Ах, я и не подумала... Ты, наверное, прав. Ну и какой же ты отсюда делаешь вывод? - Что все врачи шарлатаны. И все больные тоже. Только флот у нас в Англии честен. Что касается второго действия, то там... ожидание сразу тремя мужчинами одной и той же Прекрасной Дамы (а её играет та же Фёдорова) тоже более чем комично. Полудраки (чем-то даже похожие на комедийные салунные потасовки в вестернах), полутанцы - пластики и движения намного больше, текста не намного меньше, конфликт очевиден, при этом ещё и почему-то ассоциации с Беккетом. и Александром Блоком. Собственно, и мужчины здесь - те же актёры из второго действия, Лябакин, Ляшенко и Болдырев. Только вот безумие в самом финале при долгожданной встрече с дамой - совсем не блоковское, да и общение мужчин-соперников с ней в начале встречи - частично как какой-то конвейер. Потому — как уже сказано спорно, но необычно. И искушённому зрителю (либо даже любителю фирменно абсурдных миниатюр у «Уральских пельменей») должно понравиться. Текст: Анфиса Пушкина Фото: Анна Шестакова (Министерство культуры Омской области)
«Авангард» обыграл «Адмирал» со счетом 2:1