Зоя Зелинская: «Романов не было - все сразу хотели жениться!»
Многие телезрительницы мечтали о такой веселой и озорной подруге, ну а мужчины просто сходили с ума от ее фантастического обаяния и ослепительной улыбки. 8 декабря Зое Николаевне исполнится 90 лет, однако бодрости духа и юного блеска в глазах актриса отнюдь не утратила. - Зоя Николаевна, когда же вы заболели театром? - Не было никакой болезни. Просто с детства ходила в Дом художественного воспитания, занималась балетом. А еще сестра моей мамы была замужем за артистом по фамилии Ширман - это известная цирковая семья, они работали в одном потоке с Эмилем Кио. Так что первая моя любовь была цирк: уже в три года я выходила на манеж, объявляла номер. А когда окончила школу, тетя сказала, чтобы я пошла учиться петь, так как у меня хороший голос. На экзаменах в ГИТИСе я исполняла романс Чайковского, и меня сразу взяла к себе Мария Петровна Максакова. А на втором курсе у нас был педагог из Щукинского училища Иосиф Матвеевич Рапопорт, и он предложил мне перейти к ним, так как Рубен Симонов (тогда главный режиссер театра им. Вахтангова. - Ред.) ставил следующий вариант «Мадемуазель Нитуш» и мне могли дать роль. Я пошла посоветоваться к Марии Петровне, она сказала: «Ты там никогда и ничего не будешь играть». Но Рубен Николаевич всегда проявлял ко мне какое-то невероятное внимание. Он был в нашем Театре сатиры на премьере «Мистерии-буфф», где я всего-навсего танцевала черта. После спектакля я стояла в очереди в буфете, и вдруг какой-то человек невысокого роста обратился ко мне: «Я смотрел «Мистерию-буфф», вы прекрасно играли». Я не знала, кто это, довольно нахально ответила: «Что вы там могли увидеть? Это Папанов играл Вельзевула, а я была в маске черта». Тогда наш актер Алеша Овечкин толкнул меня и тихонько прошептал: «Это же Симонов». - А как вы попали в Театр cатиры? - Пришла на прослушивания, и меня взяли. Так вышло, что я показывалась еще и Аркадию Райкину. Наш актер Юра Соковнин (он потом был в «Кабачке» таксистом паном Юреком) шел показываться Райкину и попросил меня, чтобы я ему помогла. Прямо без подготовки поехала. Отыграли мы с ним отрывок из пьесы. Тишина. Вдруг смотрю, подходит к сцене Райкин. А я его обожала! Подходит к рампе, смотрит на меня своими невероятными глазами и тихим голосом спрашивает: «А вы уже показывались в какой-нибудь театр?» - «Да». - «Куда?» - «В Театр сатиры, Аркадий Исаакович, и меня приняли в труппу». - «Правильно сделали». И все. Но эти глаза я не забуду никогда... «ДЕРЖАВИНА Я НАШЛА» - Ваш звездный час пробил, когда снимались в «Кабачке «13 стульев». Расскажите, как это было. - На втором курсе я вышла замуж за Георгия Зелинского, будущего режиссера «Кабачка». Он тоже учился в ГИТИСе, потом был режиссером у нас в театре. Почему-то так получалось, что у меня даже романов ни с кем не было, все сразу хотели на мне жениться. (Смеется.) Так вот передача стартовала в январе 1966 года. И сначала называлась «Добрый вечер». Первым ведущим был Саша Белявский, очень красивый актер и замечательный человек. Но он вскоре отказался, потому что хотел сниматься в кино. А еще у Саши случилась беда - утонул маленький сынишка, он очень сильно переживал и в итоге ушел не только из «Кабачка», но и из театра. Пробовали Андрея Миронова на роль ведущего, но пошли мешки писем, что он никого, кроме себя, не видит. Третьего ведущего нашла тоже я - это Миша Державин, он тогда играл в «Ленкоме». Всех остальных пригласил Зелинский. Правда, Вицина я и сама долго уговаривала - Георгий Михайлович не хотел работать с нами. Тогда он только что ушел из Театра им. Ермоловой. Там Вицина умоляли остаться, но он отказался наотрез, а когда спросили: «Почему вы уходите?» - ответил: «Мне очень зритель надоел». «Но ведь в кино вы же снимаетесь». - «Там-то я их не вижу». (Смеется.) Но он действительно очень уставал, мог заснуть прямо на репетиции. У Вицина было две семьи, он ходил с двумя авоськами: в одной - продукты для одной жены, во второй - для другой. Обожал свою дочку. В итоге остался один в нищете. Помню, был прием в посольстве Польши, я звоню ему: «Георгий Михайлович, вас очень просят прийти». - «Зоечка, какое посольство! У меня три зуба во рту и ни копейки денег». Век актера недолог, а так хочется, чтобы читатель, увидев эти фамилии, вспомнил и улыбнулся! Ведь «Кабачок» был поистине созвездием талантов. Например, замечательный актер и удивительный человек Борис Рунге. Но у него не сложилась личная жизнь. А когда рядом нет женщины, которая о тебе позаботится, быт не налажен, то все это сказывается на здоровье, на моральном и душевном состоянии. Был чудесный актер Виктор Бойков, в роли бухгалтера пана Вотрубы он был незаменим. Великолепный пан Гималайский - актер Рудольф Рудин - тоже был незаменим в «Кабачке». Какой талантливый, умный, образованный и замечательно воспитанный был Роман Ткачук! А как играли наши актрисы - стильная Вика Лепко, прелестная Валя Шарыкина, Наташа Селезнева. Нам поставили условие - ни одного противного лица на экране. И оно было выполнено на 100 процентов. Это была очень светлая передача. Но мы работали как звери. Могли, например, 10 ночей подряд снимать новогодний выпуск. Мы же все делали в наш выходной. В театре «Кабачок» недолюбливали, а зрители требовали свою долю радости, смеха. И единственное, что мы получили, - это звание «Ветеран труда». (Смеется.) «СУДЬБА НАМ МАЛО ОТПУСТИЛА» - Вы все время были верны одному театру, но в личной жизни вскоре наступили перемены... - Да, будучи замужем за Зелинским, я влюбилась в Валерия Леднева, журналиста-международника... И до сих пор люблю этого человека. Мне кажется, даже больше, чем при жизни: он живет в моем сердце и никуда не уходит. Это было солнце, он входил - и все освещал вокруг!.. Мы познакомились в посольстве Болгарии, куда нас пригласили, а через месяц он вдруг позвонил и позвал на прием в посольство Румынии. Мы приехали, там было много журналистов, его друзей, от которых я про него много узнала. Мне было очень трудно расстаться с Зелинским, но ничего не могла с собой поделать. Все-таки Валерий - это любовь моя на всю жизнь. Сын у нас родился Сережа... К сожалению, судьба отпустила нам совсем немного времени, он умер в 1987-м. Это был страшный год и для меня, и для театра. В марте внезапно умирает муж (нашему сыну Сереже было всего 13). Вскоре уходит из жизни главный администратор нашего театра, потом - заведующая литературной частью, помощник режиссера. В начале августа не стало Папанова. Он приехал со съемок фильма «Холодное лето пятьдесят третьего», решил принять ванну. Не было горячей воды, он сел в холодную. И сердце не выдержало... А через 10 дней на гастролях в Риге прямо во время спектакля стало плохо Андрею Миронову, и он умер, не приходя в себя. - Зоя Николаевна, а в своей жизни вы хотели бы что-то изменить? - Из-за сверхответственного отношения к театру я очень много недодала своим близким. И конечно, могла раньше родить ребенка... Сыну в этом году исполнилось 47 лет, а когда стукнуло 45, написала ему открытку поздравительную и подписалась «Твоя мама-долгожитель». И напрасно написала. Мне вдруг стало так плохо, что первый раз в жизни вызвала себе скорую. Но буквально через секунду открывается дверь, входят сын и внук... Конечно, это все мой ангел-хранитель Валерий Вадимович. Слава Богу, все обошлось. - А как сложилась судьба вашего первого мужа? - Уже после смерти Валерия тяжело заболел Зелинский. И когда мне позвонили из больницы и сказали, что он может умереть в любой момент, мы с Сережей поехали и забрали его к нам домой. Я поместила его в свою комнату, и он жил у нас до конца своих дней. У него же никого, кроме меня, не было... - У вас совсем скоро юбилей, да еще какой! Как готовитесь к нему? - Хочу сделать программу из песен Шульженко. Конечно, сыграла бы какую-то новую роль с удовольствием. Я вообще в этой жизни все делаю с удовольствием, даже посуду мою... А еще хочу написать книжку. Уже много написано. Написала о детстве, о любимых людях, о тех, кто оставил след в моей жизни. Это и Шостакович, и Аксенов, и Ахмадулина, и Мессерер. Но как дойду до театра, ничего не получается. Надо же писать правду... Ирина Тульчинская. Фото: PERSONA STARS, из архива З.Зелинской.