Александр Кибовский раскрыл загадки, связанные с портретами декабристов
В пятницу вечером, 6 декабря, министр правительства Москвы, руководитель столичного Департамента культуры и кандидат исторических наук Александр Кибовский выступил в театре «Школа современной пьесы» с импровизацией «Неизвестные декабристы». В своем монологе, который во многом походил на лекцию, он рассказал зрителям несколько любопытных историй, связанных с портретами реальных персонажей. Изображения декабристов нередко таят в себе загадку. Дело в том, что при Николае I, рассказал Александр Кибовский, существовал запрет на все, что могло бы увековечить память о бунтарях, которые подняли восстание 14 декабря 1825 года, включая распространение их портретов. Вот один из показательных примеров. После того, как знаменитый писатель и декабрист Александр Бестужев-Марлинский погиб на Кавказе, в 1838 году выпустили альманах литераторов, где поместили и его портрет с подписью. Император был в гневе: весь тираж уничтожили, а ответственного начальника канцелярии уволили. — Когда вы смотрите на портреты декабристов, будьте очень внимательны. Не исключено, что перед вами изображения совсем других людей, — предупредил Кибовский и попросил вывести на экран портрет «знаменитого» конногвардейца. Если зайти в Интернет, то глобальная сеть выдаст его как изображение поэта-декабриста Александра Одоевского. Более того, именно этот портрет в 2002 году украсил почтовый конверт, выпущенный к юбилею Одоевского. — Только вот такие латунные полированные кирасы появились в лейб-гвардии конного полка только в 1828 году, — обращает внимание зрителей на детали Александр Кибовский. — А звездочки на эполетах введены Николаем I в январе 1827 года, когда Александр Одоевский находился «во глубине сибирских руд», куда ему писал Александр Сергеевич Пушкин. Поэтому перед нами некий офицер конной гвардии, но никак не декабрист Одоевский. Еще один портрет, написанный в 1815–1816 годах. На нем изображен капитан-лейтенант, который, судя по эполетам, служил в 19-м флотском экипаже. Нередко его выдают за Николая Бестужева. Но капитаном-лейтенантом, уточнил Кибовский, он стал только в 1824 году, накануне восстания, да и служил Бестужев не в 19-м, а в 8-м флотском экипаже. Подлинный портрет декабриста висит в Эрмитаже. Но и с ним не все так однозначно. Считается, что это автопортрет. Николай Бестужев прекрасно владел кистью и оставил больше 150 акварельных изображений своих товарищей-декабристов. Часть его работ хранится в Пушкинском музее. Но сам ли он нарисовал собственный портрет? По мнению Кибовского, Бестужева изобразил живописец Михаил Теребенев. — Как выяснилось, никто и никогда не вскрывал рамку, в которую вставлен портрет Николая Бестужева, — говорит Александр Кибовский. — И я уверен, если это сделать, то под изображением декабриста мы найдем подпись художника Теребенева: его фамилию и год, когда он написал этот портрет. Сейчас исследователь ведет переговоры с Эрмитажем и надеется, что музей пойдет ему навстречу. А пока Кибовский предлагает взглянуть на другую любопытную вещицу — медальон XIX века, который его друг — московский коллекционер Андрей Руденцов — нашел на антикварной ярмарке в Брюсселе еще в 2012 году. Рисунок выполнен неизвестным автором на грунтованной бумаге свинцовым карандашом. Торговцы выдавали его за портрет, написанный в 1840 году, некоего подполковника Миклашевского. Но, как оказалось, личность выдумана. По особенностям мундира Кибовский установил, что это изображение офицера, который в начале 1820-х годов служил в одном из пехотных полков 18-й пехотной дивизии. Более того, по набору наград больше всех под описание подходит командир Вятского пехотного полка, известный декабрист Павел Иванович Пестель. — Большинство представляет себе образ Пестеля по фильму «Звезда пленительного счастья», где его сыграл Пороховщиков. Но откуда мы вообще знаем, как выглядел Пестель? — создал интригу Александр Кибовский. Самый ранний портрет декабриста в профиль сделала его мама Елизавета Ивановна 2 мая 1813 года. Однако оригинал изображения 19-летнего Пестеля примерно в 30-х годах прошлого века куда-то пропал. Поэтому везде выставляют копию, которую до этого успел сделать главный художник Музея революции Михаил Успенский. В Третьяковской галерее есть картина Орловского, на которой изображены всадники — братья Владимир и Павел Пестели. — Но Орловский не видел Павла, — приводит исторические факты Кибовский. — К тому времени он уже оправился от ранения, которое получил в Бородинском сражении, и вернулся в армию. Поэтому художник, чтобы сделать приятное матери, перенес на свою картину образ, который запечатлела Елизавета Ивановна. И только в 1899 году на юбилейной выставке, посвященной Пушкину, которая проходила в Москве, впервые показали фотографию Павла Пестеля. Но и это был снимок с оригинальной карточки, которая также куда-то исчезла. Сейчас фотокопия хранится в Эрмитаже. И именно она стала основой для интерпретации образа декабриста Пестеля. — Получается, нет ни одного подлинного портрета Павла Пестеля, кроме… брюссельской миниатюры, — заключил Александр Кибовский и на глазах изумленной публики достал из внутреннего кармана пиджака тот самый медальон. Пока это единственное, утверждает исследователь, оригинальное прижизненное изображение одного из лидеров декабристского движения Павла Ивановича Пестеля. КСТАТИ Александр Кибовский в 2000 году защитил кандидатскую диссертацию по историко-предметному методу атрибуции произведений портретной живописи. Постепенно научные исследования переросли в хобби. Кибовский до сих пор в свободное от основной работы время по наградам, особенностям военной формы и другим деталям, запечатленным художниками, возвращает реальные имена офицерам, которые изображены на картинах, исправляет исторические неточности и ошибки. Весной 2019 года у Александра Кибовского вышла книга «500 неизвестных». Она стала своеобразным подведением первых итогов его большой работы. Читайте также: Более двух тысяч столичных музеев будут работать в новогодние праздники