Первая мировая война, кирзовые сапоги и русалки: в МХТ поставили «Сахарного немца»
В МХТ имени Чехова поставили спектакль по малоизвестному роману Сергея Клычкова «Сахарный немец». Клычкова в начале XX века считали одной из самых ярких фигур русской литературы. Он дружил с Есениным — именно ему посвящено стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу». Клычков общался с Мандельштамом и Ахматовой. Имя Клычкова и его роман «Сахарный немец» впервые на театральной афише. Что за немец и почему он сахарный? В старообрядческой культуре сахар — символ греха. В романе главный герой, Миколай Зайцев по прозвищу Зайчик, убивает на фронте всего одного немца. Но это убийство оборачивается для него трагедией. Творчество Клычкова любит худрук МХТ Сергей Женовач. Именно он познакомил с ним своего ученика, режиссера Уланбека Баялиева. Его знают по спектаклям в Театре имени Вахтангова и Et Cetera. Идея поставить «Сахарного немца» появилась больше десяти лет назад. Сценарий долго лежал в столе. Когда поступило предложение, Уланбек Баялиев понял: история, написанная почти сто лет назад, созвучна времени. — Один из героев говорит: «Теперь очень много ненастоящих людей». В этом как раз, вы думаете, созвучность? — И в том, что боженята, в том, что эти боженята не дают человеку покоя, все время заставляют его воевать. И то, что человек теряет веру в справедливость, в добро, в существование какой-то высшей силы, ему кажется, что он все время в каком-то рабстве, задавлен, от куска хлеба до следующего месяца дожить бы. — Зайчик — кто он, и главное, почему такой человек, который в какой-то момент даже кажется юродивым, убивает немца? — Это грех, это падение для человека, но мы видим его дорогу, насколько мир его морочит, насколько уходит сказка его детства, насколько все это опостылело. И это случайное убийство становится для него этим падением. Это чистый человек, наивный, добрый в душе. Не зря он прописан человеком, писавшим песни про Ладу, русалку, то есть это автобиографично для Клычкова. Для человека, который ощущает этот мир в такой вибрации, такое событие становится, конечно, большой трагедией, он ее осмысливает. Клычков, так как был на Первой мировой войне, возможно, это тоже автобиографично, и он этим романом пытается искупить это убийство. Из декораций на сцене — ряды из кирзовых сапог, вместо кулис — деревянные створки. Они служат то занавесом, то кроватью, то дверью. Среди актеров нет звездных имен. Главного героя играет 23-летний Валерий Зазулин, он ровесник своего персонажа. В 2018 году он окончил Школу-студию МХАТ, это его первая главная роль. «Сахарный немец» — стильный, тонко проработанный спектакль. Он, скорее всего, понравится тем, кто любит театр, который заставляет задуматься, считает театральный обозреватель сайта «Известия.ру» Влад Васюхин. Влад Васюхин театральный обозреватель сайта «Известия.ру» «Во время спектакля декорация не меняется практически, но она многофункциональна. И эта лаконичность мне напомнила работы Давида Боровского для спектакля Юрия Петровича Любимова на Таганке, когда с помощью минимальных средств создавался образ. Метафоричность, когда изображается скачка на лошади и мы видим только хвост этой лошади, который мечется из-за деревянного щита. Это такой театр, который не используют нынешние современные технологии, хотя МХТ — один из самых технически и технологически подкованных и обеспеченных театров. Тем не менее режиссер обходится теми средствами, которыми мог бы обойтись Станиславский». В следующий раз «Сахарного немца» можно будет увидеть на Малой сцене МХТ 15 декабря. Билеты — от тысячи до полутора тысяч рублей.