Театральная Россия. Кабардинский Государственный драматический театр им. Али Шогенцукова
Пьеса Кабардинский театр выбрал на первый взгляд странный для национальной республики материал — пьесу, написанную американским драматургом Ричардом Нэшем ровно 65 лет назад! Было интересно, чем американская мелодрама так "зацепила" гордых кавказцев. Между тем по прошествии 10-15 минут действия автор этих строк напрочь забыл об Америке и о засушливом городке на ее Западе. Казалось, что режиссер спектакля пригласил зрителей в обычный кавказский дом, в котором живут три поколения близких людей: пожилой отец, старший сын и молодые дочь и второй сын. Тот факт, что они по какой-то причине остались без хозяйки дома, по ходу действия никак не обсуждается. Но ты чувствуешь, что это обстоятельство, безусловно, наложило свой отпечаток на их судьбы. И, увлеченный сюжетом, начинаешь фантазировать о том, как складывалась их жизнь. Отец, потеряв жизненную опору, сник, и всеми делами в доме занялся его старший сын Ной — реалист, перфекционист и прагматик. Которого заботы о хлебе насущном до такой степени затянули в свой "омут", что он оставил все мысли о собственной женитьбе, посвятив себя отцу и сестре с братом. Его переживания о них вполне обоснованны: отец стар, сестра Лиззи, судя по всему, уже достигла критического для создания своей семьи возраста, но никто из мужчин их городка не обращает на нее внимания по причине ее не очень привлекательной наружности. Внимательно следит Ной и за привязанностями юного Джима и старается не позволить первой попавшейся девчонке "охмурить" его. Дело осложняется тем, что Лиззи, как выясняется, давно и безответно любит помощника шерифа по имени Файл. Так что складывается не простая, но вполне обычная ситуация для любой семьи — американской, европейский или кавказской. Фото: Кабардинский Государственный драматический театр им. Али Шогенцукова Режиссер. Художник Руслан Фиров рассказывает эту историю ясно и просто без особых режиссерских постмодернистских затей, умело выстраивая событийный ряд спектакля, атмосферу, в которой существуют персонажи, темпоритмы и эмоциональное напряжение действия. И главное — скрупулёзно, "до пальчика" разбирая каждую роль, ее сверхзадачу и мельчайшие нюансы. И при этом оставляя артистам лакуны для своего вклада в трактовку их образов и свободу для импровизации. Теплая и выразительная декорация, придуманная художником-постановщиком Борисом Голодницким, реалистична, но, при этом, в определенной степени условна. На сцене сооружен каркас бревенчатого дома семейства Карри, гостиная с большим столом, стульями, абажуром и полками-антресолями, на которых размещены всякие хозяйственные мелочи: кастрюли, бутылки, будильник, стиральная доска и даже стопка книг. А в самой комнате на стене повешено деревянное колесо, как некий символ вечного движения и бродячего образа жизни человека по имени Билл Старбак, который попытается из самых добрых побуждений нарушить устоявшийся добропорядочный мир этой семьи. В одной из сцен ты обнаруживаешь, что эта конструкция не жестко закреплена на полу, а подвешена на тросах. И во время перестановки она вдруг начинает едва заметно колыхаться, как будто от порывов мощного ветра или толчков землетрясения. Ты понимаешь, что это, скорее всего, накладка, но, тем не менее, создающая эффект зыбкости всего происходящего. И это придает романтическому зрелищу дополнительную загадочность и таинственность. Фото: Кабардинский Государственный драматический театр им. Али Шогенцукова Артисты Но, как было сказано, основной упор в своем спектакле режиссер делает на актерах, индивидуальное мастерство и сыгранность которых создает превосходный ансамбль. Хотя, например, молодому актеру Кантемиру Шипшеву , наверное, пока не хватает театрального, а самое главное, жизненного опыта для такой необычной роли как Билл Старбак - романтик, продающий, а порой просто дарящий людям дождь и, в конечном итоге - счастье. В другом составе эту роль играет на редкость интересный и яркий человек Мухадин Кумахов , совмещающий службу в театре с должностью министра культуры республики. Но автору этих строк, увы, увидеть его на сцене не удалось. Проникновенно и трепетно играет седовласого отца семейства Х. Карри замечательный актер-ветеран Борис Хадзегов. Его герой вовсе не престарелый "божий одуванчик", он иногда может проявить твердость характера. Главная его черта — беспредельная любовь к своим детям, которой на протяжении всего действа буквально светятся его мудрые и глубокие глаза. Жёсток, но в целом справедлив по отношению к членам семьи Ной Хасанби Бидова. Видно, что он их всех тоже очень любит и желает им добра, но сдерживается в проявлении чувств. Скорее всего, после ухода матери он стал вторым отцом сестре и брату. Поэтому считает себя вправе вмешиваться в их личные дела. Хотя его повышенный тон и даже бурное раздражение в разговоре со старым отцом меня немного смутил. Думаю, что такое вряд ли возможно на Кавказе, где свято почитают старших и, тем более, родителей. Забавно играет Джима Имран Бляшев : он спортивен, подвижен, судя по всему, не дурак по части женского пола. Но до поры до времени ослушаться старшего брата не решается. Смешно и достоверно играет он сцену опьянения, ни разу не нарушив границ хорошего вкуса. Фото: Кабардинский Государственный драматический театр им. Али Шогенцукова Шерифа Томаса очень забавно и даже гротескно играет артист Рустам Бозиев , причем, делает это умно, соблюдая меру, не позволяя себе клоуничать и "хлопотать лицом". Наверное, эту роль можно считать находкой режиссера и актера, потому что ничего смешного при чтении пьесы в этом персонаже не обнаруживается. Помощник шерифа Файл (превосходный артист Ахмед Хамурзов ) статен (про таких в России говорят — "косая сажень в плечах"), красив, сдержан, благороден, хотя и немного жёсток. Но позже ты понимаешь, что под личиной строгого служаки-полицейского он скрывает свою мягкость и доброту. О Файле интересно думать, т.к. актер замечательно играет не только первый план роли, но и судьбу своего персонажа. Фатима Чехмахова в роли Лиззи чуточку скрытна, порой резка, и при случае вполне может дать отпор даже грозному Ною. В порыве своей тоски она позволяет себе некоторые вольности, но тоже не переходя границ вкуса и порядочности. Ты чувствуешь, какое у нее огромное сердце, сколько нерастраченной любви оно таит в себе! Несмотря ни на что, Лиззи не теряет веры в свое счастье и в возможность дать его любимому человеку. Ко всему прочему молодая актриса на редкость мила и элегантна, поэтому ей приходится предпринимать немало усилий, чтобы хотя бы в какой-то степени оправдать "некрасивость" своей героини, обозначенную автором пьесы. Фото: Кабардинский Государственный драматический театр им. Али Шогенцукова В целом, повторюсь, органичные и талантливые актеры Кабардинского театра представляют собой сбалансированный, тонкий ансамбль, в котором каждый исполнитель знает свое место и чётко понимает смысл того, что играет. За это команда театра под руководством опытного режиссера и получила главный приз фестиваля. После спектакля автору этих строк удалось поговорить с худруком театра Русланом Фировым , творческая жизнь которого на редкость интересна и своеобразна. Он в свое время был популярным театральным артистом и немало снимался в кино. Потом много лет возглавлял Министерство культуры Кабардино-Балкарской республики, но, в конце концов, вернулся в театр. Руслан Фиров: "Самая важная проблема для нашего театра – отсутствие национальной драматургии". Руслан Борисович, поскольку вы долгое время были министром культуры республики, наверное, до сих пор отслеживаете процесс развития вверенных вам в прошлом учреждений, в том числе, театров. Как считаете, в каком состоянии они находятся в настоящее время? Какие важнейшие проблемы им приходится решать? Наша республика небольшая, и состояние театров известно не только мне, но и всем творческим деятелям, которые интересуются проблемами культуры и искусства. Наверное, я не сделаю открытие, что важнейшими проблемами являются: материально-техническая база, которая оставляет желать лучшего, развитие местной драматургии и до последнего времени охват населенных пунктов нашей республики выездными спектаклями, благо буквально недавно проблема была решена, за счет приобретения комфортабельного микроавтобуса. У каждого театра помимо всего прочего есть свои проблемы. Это кадры – актеры, режиссеры, художники-постановщики, заведующие постановочной частью. Чем более укомплектован театр, тем больше профессионализм. Фестиваль "Южная сцена" по традиции проходит на базе вашего театра, и, наверное, организационные моменты доставляют немало хлопот. Тем не менее, вы взваливаете на себя такую ответственность. Стоит ли игра свеч? Что привносит фестиваль в культурную жизнь республики и всего Северного Кавказа? Действительно, по организации фестиваля хлопот немало. Стоит ли? Конечно, стоит! За эти шесть дней мы можем познакомиться с творчеством разных коллективов, приехавших со всего Кавказа и даже из Южной Осетии и Республики Абхазия. И это дает хорошую платформу для оценки своего уровня в сравнении со спектаклями гостей. Благодаря объявленному в 2019-м "Году театра" и фестивалям "Южная сцена", "Сцена без границ" и "Федерация", творческие коллективы обогащаются по мере общения и пропагандируют театральное искусство среди населения. Фото: Кабардинский Государственный драматический театр им. Али Шогенцукова Вы вместе с членами жюри смотрели все спектакли фестиваля. Довольны ли вы творческим уровнем театров-участников? Какие видите главные недостатки? Недостатки у творческих коллективов такие же, как и в нашей республике. Различные уровни, это зависит от состояния театров на сегодняшний день. Если разбить увиденные спектакли на три группы, можно сказать, что одни спектакли отвечают требованиям и проблемам времени, другие – это спектакли 80-х годов. Но и есть спектакли, оставшиеся на уровне колхозно-совхозных постановок довоенного времени. В основе этой оценки лежит состояние театров в данное время. Есть ли в республике проблемы, связанные с развитием национальной драматургии? Самая важная проблема для нашего театра – отсутствие национальной драматургии. У нас была плеяда активно пишущих драматургов, но они безвременно ушли, а новых, к сожалению, нет. Потому что пьеса на национальном языке должна не просто смешить и веселить, а заставлять думать и сопереживать. Драматургия должна быть привлекательной, это важно для поддержания национального языка в той или иной республике. Почему для своей постановки вы выбрали пьесу Ричарда Нэша "Продавец дождя"? О чем она на ваш взгляд? Впервые я поставил эту пьесу в 1982 году. Я очень люблю ее по той причине, что она – о любви и вере в лучшее. О том, что независимо от того, в каком состоянии ты находишься сегодня, надо верить, что завтрашний день, благодаря усилиям и движению, будет иным. Мне показалось, что вы вместе с актерами удачно "присвоили" пьесу, и на спектакле часто возникало впечатление, что она - про людей Кабардино-Балкарии. Действительно ли вы нашли в менталитете героев пьесы что-то общее с проблемами ваших соотечественников? Спасибо за выражение удачно "присвоили" пьесу. Если читать нравоучения и просто лекцию о том чуде, о котором мы говорили выше, это не будет восприниматься так, как положено. Если зритель видит на сцене истинные переживания и находит в них что-то свое, с чем он сталкивался в своей жизни, это говорит о том, что постановка удалась, так как поднятая в пьесе проблема актуальна не только для Америки, России, но и для нашей республики. Кто из героев пьесы вам больше импонирует: прагматик Ной Карри или романтик Билл Старбак? Естественно, Билл Старбак. Но мы сами для себя отметили ошибку в прочтении роли Старбака. У нас ее исполняет молодой актер – Кантемир Шипшев, выпускник Театрального института им.Б.Щукина 2015 года. Сегодня мы осознаем, что эту роль должен был исполнять человек, познавший горечь поражений и разочарований, но вместе с тем, не потерявший веру. Молодому актеру, который в жизни не коснулся таких проблем, было тяжелее входить в образ. Ной естественно не является моим идеалом, потому что я отношусь к тем людям, которые совершают поступки уверенно, хотя в результате решение могло быть неверным, но я не могу заставить себя просчитывать все нюансы и принимать рациональное решение. Поскольку вы сами в прошлом известный артист, как оцениваете творческий уровень вашей труппы? Коллектив нашего театра состоит из трех поколений выпускников Театрального института им. Б. Щукина, и мы гордимся этим. Также у нас работают артистичные выпускники СКГИИ. Я доволен тем, что наша труппа по сей день хранит лучшие театральные традиции, в основе которой лежит щукинская школа. Самой сильной и талантливой кабардинской студией считался выпуск 1975 года, педагогом которой был небезызвестный Леонид Владимирович Калиновский. Мы поддерживаем принцип этого института и передаем накопленный опыт младшему поколению. Судя по этому спектаклю, ваши актеры не просто высокопрофессиональны, но на редкость талантливы. Легко ли вам как режиссеру работается с ними? Часто ли приходится быть жёстким? Нет, мне практически не приходится быть жестким. Актер – это как музыкальный инструмент, который естественно должен слышать ноты и уметь их воспроизводить. Я всегда доволен результатом, когда актер, воплотив образ на сцене, уверен в том, что он полностью создал его сам. Мне не хотелось бы, чтобы режиссерская работа была отмечена отдельно, важнее чтобы выделили актерский ансамбль – это и есть, я считаю, главная задача режиссера. Фото: Кабардинский Государственный драматический театр им. Али Шогенцукова Ваш коллектив, наверное, единственный в России, в котором активно работает актером министр культуры республики Мухадин Кумахов? Как произошел ваш "альянс"? Министр культуры КБР Мухадин Кумахов вышел из актерской среды и думаю, со временем вернется. И хорошо, что он не теряет практику. В свое время такой же путь прошел и я. Ваш театр на фестивале получил несколько призов, в том числе, главный. Значит ли это, что спектакль вас вполне удовлетворяет, и вы уже не будете возвращаться к работе над ним? О недостатках постановки я говорил ранее и, конечно же, будем стараться нивелировать их. Собираетесь ли вы и дальше проводить фестиваль "Южная сцена" и какой сюрприз готовите к следующему? Сюрпризов не готовим, но будем продолжать работать. Если родится что-то удачное и интересное, обязательно покажем. Тем для разработки и постановки спектаклей очень много. Это и трагическая судьба 115-й Кав. дивизии, и подвиг жителей нашей республики, которые во время ВОВ спасли еврейскую диаспору на территории КБР, это история примы балерины французского балета Людмилы Чериной и многое другое. Нужны сподвижники, драматурги, готовые сотрудничать с нашим театром. Оказывает ли вам помощь в проведении фестиваля Союз театральных деятелей России и Кабардино-Балкарии? Конечно же без помощи СТД и Министерства культуры организовать фестиваль было бы невозможно. Хочу выразить им благодарность, несмотря на трудности, фестиваль прошел благополучно.