Что хотел сказать автор

В Образовательном центре ММОМА открылась выставка «This Is Not a Book: коллекция Дмитрия Волкова. История о человеке, его искусстве и библиотеке». В небольшом зале центра разместились редкие философские книги и работы самых прославленных российских авторов. Курирует выставку тоже художник — Федор Павлов-Андреевич, а все работы — из коллекции Дмитрия Волкова, впрочем, не просто собирателя, мецената и предпринимателя. Вместе с Павлом Пепперштейном, Олегом Куликом и Андреем Бартеневым он и сам участвует в перформансах по всему миру. Коллекционер, куратор и художники рассказали Harper’s Bazaar о выставке и своих работах. Андрей Бартенев, художник В 2017 году мы вместе с Дмитрием Волковым придумали перформанс-шествие инопланетян «Aliens? Yes!» для фестиваля Burning Man. Но прежде он приобрел на благотворительном аукционе мою картину, которая называется «Бартенев спасает землян», где я в таком прекрасном сарафане спасаю своей летающей тарелкой букашек и жукашек. Дмитрий предложил: «О, Андрей, может быть, мы поедем на Burning Man? Я говорю: «Отлично, поехали. У вас уже есть флаг». Дмитрий Волков, коллекционер, предприниматель, философ и перформер Знаете работу Рене Магритта «Это не трубка»? Это некий референс к идее нашей выставки. Что мы можем видеть, когда наблюдаем книгу, некий том? Разное. Объект искусства, поскольку книга, особенно раритетная — это художественный объект. Но книга — это еще и текст, набор идей, мыслей. Или, например, мы вообще видим не книгу, а какой-то ее отпечаток у себя в сознании. И вот в таком ракурсе мы пытаемся на выставке преподнести не только книги, но и другие вещи, которые чем-то напоминают книги, однако ими не являются: картины, скульптуры, медиаарт. Дуэт МишМаш, художники Еще недавно в павильоне «Космос» на ВДНХ продавалась земля, а подземные тоннели в Москве копало научно-производственное объединение «Космос». Вот так порыв человеческой мечты, на секундочку вырвавшись из хватки притяжения, все-таки хлопнулся об землю. В работе «Памятник Гагарину II» мы приземленными материалами, что идут на починку да пристройку — скотчем и малярной краской — выклеиваем силуэт космического героя. Но, говорят, это самая легкая, невесомая работа на выставке. Так что нужен всего лишь небольшой порыв ветра... Федор Павлов-Андреевич, куратор выставки, художник и режиссер Выставки бывают живые и мертвые, и это не про качество или уровень работ, а про способность предметов искусства говорить со своим зрителем, вступать с ним в отношения. Зритель «This Is Not a Book» оказывается внутри говорящей разными голосами и светящейся разными огнями выставки (экспозицию сопровождает аудоэкскурсия – Ред.), которая кажется ему интерактивной. Но эта интерактивность оказывается профанной: выставка светится и разговаривает даже сама по себе, даже ночью. Но зритель уже увлечен игрой: он следует за голосом и светом, за разговором коллекционера и куратора, попадая, сам того не желая, в самые недра головы коллекционера. Он не сам выбирает, на что смотреть и сколько времени — это уже решено за него. И тут как раз привет коварности искусства, которое сеет свои семена в зрителе, ни о чем его не предупреждая.

Что хотел сказать автор
© Harper’s Bazaar