Александр Филиппенко: Внуки не боятся моего Кощея, а переживают за него

Народный артист России Александр Георгиевич Филиппенко отметил недавно красивую и весьма круглую дату – 75 лет. Филиппенко был и физиком, и лириком, и участником известной команды КВН. А потом стал артистом. Амплуа – «злодей». «Вы только слово "злодей" в кавычки возьмите», – просит актер. Он вообще любит кавычки. Встречу Александр Георгиевич назначил напротив памятника Ивану Крылову на Патриарших прудах. И, поздоровавшись, сразу указал на баснописца: – А вы знаете, на этом месте в свое время должны были поставить памятник Михаилу Булгакову. Так хотела общественность. Но власти быстро заняли место Крыловым, чтобы Булгаковым здесь и не пахло. – Наверное, мы не случайно здесь встретились? Ведь вы сыграли аж в двух фильмах «Мастер и Маргарита». – Да-да. В фильме Юрия Кары сыграл Коровьева, а в сериале Владимира Бортко – Азазелло. Кстати, с Бортко мы познакомились именно здесь, на Патриарших. В один теплый летний день – прямо как в романе Булгакова – я показывал друзьям, где проходили съемки того первого фильма «Мастер и Маргарита». Заметил, что параллельно с нами движется еще некая группа и высокий мужчина так же, как я, размахивает руками и что-то объясняет своим друзьям. Это и был Бортко. Он подошел, мы познакомились. Тогда же он и пригласил меня в свой сериал. В роли Азазелло – А вас никогда не пугали все эти разговоры о мистике вокруг романа Булгакова? – Думаю, всё это лишь разговоры. В моей колоде ролей после Смерти («Звезда и смерть Хоакина Мурьеты»), Кощея Бессмертного («Там, на неведомых дорожках...»), убийцы Копченого («Приступить к ликвидации») и другой нечисти только Азазелло и не хватало. Эта работа вполне укладывается в формулу, которую я часто слышу: «Филиппенко – яркий представитель "темных сил"». Именно в кавычках. Помню, сыграл в сериале «Бедная Настя» еще одну отрицательную роль – Андрея Забалуева. Так после этого на одном из концертов подошел мальчик с цветами: «Это вам, Андрей Платонович, "злодей" вы наш!» Кстати, многие сценарии, пьесы для фильмов или спектаклей, где я играл «темные силы», написали очень хорошие авторы. Всё не просто так. Например, «Там, на неведомых дорожках...» – это Эдуард Успенский. И там ведь масса интересных подтекстов. Я с удовольствием играл этого странного Кощея Бессмертного, у которого тогда было много неприятностей в комитете по кино. Мы даже по их рекомендации переснимали и переозвучивали некоторые реплики. Особенно запомнилась мне реплика, когда Кощея схватили и ведут. Он поворачивается в кадре и так многозначительно говорит: «Эх, значит, наше время еще не пришло». Еще вспомнил... Мой сын Паша рассказывал, как застал своих детей – моих внуков, Полину и Егора – за просмотром сказки «Там, на неведомых дорожках...» Как раз в том месте, где Кощей Бессмертный убегает от погони. Полина и Егор вскочили и стали кричать: «Деда, беги, беги, деда!» Не боятся моего Кощея, а переживают за него! – Александр Георгиевич, а вы не жалеете, что из-за сложившегося амплуа какие-то роли прошли мимо вас? – Ни о чем не жалею. Честное слово. Хотя иногда думаю, если бы в свое время цензоры не искромсали фильм «Синие зайцы», где я играл клоуна, то моя кинокарьера сложилась бы по-другому. Не всегда же меня «злодеем» представляли. – Старшее поколение помнит вас с шевелюрой и в играх КВН. – Да-да, в начале шестидесятых я играл в команде Московского физико-технического института. Помню первую междугородную игру: наш физтех и команда Киевского института гражданской авиации. И мы проиграли. Нас просто засудили. Было задание «построить» студенческий городок. И мы его «построили» на Луне. Ведь там все предметы весят в шесть раз меньше, чем на Земле, а значит, все предметы на экзаменах сдавать было бы в шесть раз легче! И вот за эту красивую шутку нас обозвали абстракционистами. В те годы это было самое страшное обвинение. – А почему же вы оказались в физтехе? Я читал, что в школьные годы вы занимались в драматическом кружке. – Начнем с того, что родился я почти в театре. Как-то мои родители (мама была в положении) пошли на спектакль «Царская невеста». И в антракте мама почувствовала, что пора. Они уехали домой – семья тогда жила в Москве на Калужской заставе, – а ночью отправились в больницу, где на свет появился я. Потом родители несколько лет жили и работали в Алма-Ате, где я играл на самодеятельной сцене. Вел радиопередачу «Пионерская зорька», выступал в телевизионном театре «Легкая кавалерия». Но знаете, в то время физики были в почете, а лирики – в загоне. Мы с другом долго думали и решили: только в физтех. Это был 1961 год. К счастью, в институте я немедленно попал в знакомую атмосферу самодеятельности. – После закрытия КВН вы оказались не у дел? – В 1968 году советские войска вошли в Прагу, и началась у нас по стране настоящая чистка. Закрыли почти все студенческие театры. И нас тоже. К тому времени я уже работал старшим инженером в Институте геохимии. Но снова оказался на сцене – Юрий Любимов пригласил в Театр на Таганке. Тогда же поступил в Училище имени Щукина на заочное отделение. – Параллельно с театральной работой вы не забывали об эстраде. До сих пор мы помним ваше выступление в программе «Вокруг смеха» по фразе «...и Козел на саксе!» Кадр из того самого выступления в передаче «Вокруг смеха» – Я и не ожидал, что так всё получится. Настроение у меня в день съемок было ужасное – неприятности в личной жизни. Я ни о каких съемках и думать не мог. А фразу «...и Козел на саксе!» вспоминать вообще неудобно. Она случайно выскочила, в тексте ее не было. Видимо, навеяло: физтех, юность, джаз, концерты квартета Алексея Козлова – сейчас знаменитого саксофониста. И ведь никто и никогда его Козлом не называл. Меня потом все стыдили. Я Алексею Семеновичу сразу же позвонил, извинился. Он промолчал. Но фраза стала так популярна... И Козлов в конце концов даже свою книгу назвал «Козел на саксе». И подбросил мне в монолог некоторые фразы. «Раз стилягу хоронили, плакали подруги, на могиле два оркестра дули буги-вуги» или «Папаша спит, по нем кирная бродит муха». – Когда репетируете, кто становится первым слушателем? – Друзья! Я их просто терроризирую! А еще супруга. Марина – она всю жизнь посвятила телевизионной режиссуре – и выслушает, и посоветует. И трое моих детей помогают. По очереди ездят со мной и работают у меня на концертах звукорежиссерами. Они мои талисманы на выступлениях. Все – творческие люди. Паша сейчас известен как Паштет – музыкант альтернативной группы «FAQ». Александра окончила МГИМО, переводчик. Старшая дочь Мария – филолог, журналист, преподает иностранные языки. Помощь от семьи большая. Помню, как меня наградили в Кремле Государственной премией. Но достойно отметить столь значимый успех оказалось некогда – в день вручения у меня был давно запланированный сольный концерт. Я выступил и приехал домой. А Марина все организовала сама, собрала всех детей, что казалось мне невозможным: они же такие все занятые. В тот вечер я был самым счастливым человеком на свете!

Александр Филиппенко: Внуки не боятся моего Кощея, а переживают за него
© ИД "Собеседник"