Поэт акварели фон Визин
Артур Владимирович Фонвизин (1882/83-1973) — советский живописец, книжный иллюстратор, с 1970 года Заслуженный деятель искусств РСФСР. В экспозиционном пространстве галереи "Элизиум" представлены более 90 акварелей художника разных лет (1900-х – 1960-х годов) из собраний Театра им. Маяковского, Музея Большого театра России и московских частных коллекций. Ядро выставки, ее идея — семь акварельных портретов актрис и актеров Маяковки в сценических костюмах, среди них такие, как Фаина Раневская в роли Берди в пьесе Л. Хелман "Лисички", Анна Богданова в роли Огудаловой в "Бесприданнице" А. Островского, Евгений Самойлов и другие. Фото: Елена Алексеева Готовясь к выставочному событию, галерея проделала целое расследование, прежде чем отыскать эти портреты, по слухам принадлежащие архивам театра Маяковского. За эти работы, в 1936 году выставленные на персональной экспозиции в Пушкинском музее, автора причислили к главарям "шайки формалистов три Ф — Фальк, Фаворский, Фонвизин". С 1937 года художник далеко не с большевистским бэкграундом, обучавшийся в мастерских Мюнхена, друг Кандинского, лишается всех средств к существованию, с трудом выживает. Почти немец с приставкой "фон" Визин (von Wiesen) в 1943 высылается в Казахстан. Но ни одного штриха черной краски, ни ужаса, ни отчаяния, ни намека на тяжелую жизнь в его чудесных портретах и натюрмортах не присутствует. Художник-романтик создает радостно-праздничный, счастливо-приподнятый мир своих акварелей. Из непроглядной черноты жизни расцветает радужная дымка, рождается чудо акварельной поэзии. Фото: Елена Алексеева Всю жизнь его сопровождали друзья, которые всегда приходили на помощь. Один из его спасителей, ценивший его творчество, режиссер театра Маяковского Николай Охлопков сделал ему заказы по оформлению спектаклей. Так в 1944 году появляются портреты артистов театра. Высокому гостю Театру им. Маяковского, его режиссерам, артистам, сотрудникам, были рады и горячо благодарны в галерее "Элизиум". Для театра — это продолжение традиции совместных походов коллектива на интересные выставки. Маяковцы — люди интересующиеся. Рассказ о жизни Фонвизина, ее перипетиях раскрыл особенности творчества художника, тематику и технику его творений. Артур Владимирович с детства страдал некоторой формой аутизма. Говорить и сразу рисовать начал в семилетнем возрасте от сильного эмоционального впечатления, посетив цирковое представление знаменитого цирка Чинизелли. Отсюда пожизненная любовь мастера к цирковым сюжетам и праздничности. Бесконечные прекрасные наездницы на картинах никогда не повторяются. Выставочное пространство экспозиции организовано так, что эти зарисовки "галопируют" то влево, то вправо, расположившись на круговой витрине-арене. Иная, театральная, но все равно, праздничность торжествует и на портретах балерин Большого театра. Настоящее сокровище — портрет Сергея Лемешева в роли Ленского из "Евгения Онегина" Чайковского, предоставленный Большим галерее "Элизиум". Фото: Елена Алексеева И самое поразительное — это виртуозная акварельная техника Фонвизина, с абсолютным чувством цвета. Художник никогда не делал ни эскизы, ни карандашные зарисовки или разметки, сразу писал кистями, практически, шедевр. Так творил Рафаэль, без видимой подготовки. Только мастер мог предвидеть, каким образом поведет себя водянистое пятно акварельной краски. Фантастический пример высокого владения своим ремеслом Фонвизин оставил на... промокашке, бытовавшей в то время в школьных тетрадях для промакивания чернил — изумительная миниатюра наездницы. Натюрморты тоже хороши, свежи и ароматны. Честно, я открыла для себя поэта акварели Артура Фонвизина.