Обломов в 1990-х. Как в «Школе драматического искусства» роман о лени стал мыльной оперой

Из середины XIX века — в последнее десятилетие ХХ-го. Роман «Обломов» в интерпретации режиссера Михаила Уманца превращается в мыльную оперу «Обломки». Полное погружение в мир телевидения 1990-х: спектакль начинается с показа заранее снятой музыкальной заставки и время от времени прерывается на рекламную паузу, разумеется, на самом интересном моменте. На экране крутятся специально снятые короткие ролики в духе магазинов на диване, которые хлынули на российское телевидение в 90-е вместе с сериалами. В следующий раз посмотреть спектакль можно 17 и 18 января, а в ожидании ближайшего показа — узнать, каким он получился. Штольц, Ольга, Захар и компьютер Обычная городская квартира — немного запущенная и не очень уютная. Мебели минимум, самое важное — диван и компьютер — в центре комнаты. Все обмотано пузырчатой пленкой, очевидно, не снятой после давнего переезда из-за лени. Здесь живет бездельник Илья Обломов. Он не работает, не учится и не очень беспокоится по поводу окружающего его бардака. Где-то далеко есть имение, но заниматься им Илье тоже лень. Да и некогда: дни и ночи напролет он играет в тетрис. Эта игра — тоже один из символов времени — в какой-то момент становится и частью декораций. Обломки, вынесенные в название спектакля, — это фигуры, которые игрок должен выстроить в ряд. «Из этих узнаваемых фигур, частей и обломков состоит стена, которую очень легко разрушить, как и жизнь самого Обломова. Этому способствуют, конечно, бесконечные советчики Ильи, которые почему-то знают, как для него лучше. Если бы не это вмешательство в его жизнь, может, все было бы совершенно иначе», — объясняет Михаил Уманец. Вместе с Обломовым живет добродушный Захар — уже не слуга, а просто сосед, и не старик, а ровесник. Он то ли дальний родственник главного героя, то ли друг, который выполняет работу по дому за возможность бесплатно жить в квартире. Поставить спектакль «Обломки» — идея Михаила Уманца, не только режиссера, но и одного из ведущих актеров «Школы драматического искусства». После «Путешествия Пушкина в Африку», премьера которого состоялась в прошлом сезоне, Уманец решил снова обратиться к русской классике. «Мне захотелось перечитать “Обломова”, — говорит он. — В школе этот персонаж мне категорически не нравился. Я считал его лентяем, который ждет, когда кто-то приедет и все решит и сделает за него. А сейчас мне показалось, что в нем есть что-то большее, чем просто лень». Уманец сохранил в постановке оригинальный сюжет, но добавил к нему небольшую детективную линию. Артист Аркадий Кириченко играет двух персонажей: католического пастора (в него превратился безликий человек из романа по фамилии Алексеев) и главного злодея Ивана Мухоярова, который заставляет Обломова подписать роковое заемное письмо. Изменения коснулись образов возлюбленной Обломова Ольги, а также его друга Штольца. В спектакле у них появляется профессия. «Я вспомнил, что в сериалах похожий на Штольца герой чаще всего является каким-нибудь доктором. А потом понял, что Ольга должна работать в его клинике. Алине Ходжевановой, которая играет ее, я предложил воплотить не тонкую натуру, которая вырисовывается в романе, а строгую целеустремленную женщину-врача, знающую, что она хочет от жизни. Наша Ольга не витает в облаках», — говорит режиссер. «Обломов есть в каждом» Впервые фрагменты «Обломков» показали на фестивале молодой режиссуры «Три ступени лаборатории», который проходит в «Школе драматического искусства» каждый год. Самые успешные постановки из программы фестиваля входят в репертуар театра. Работа над спектаклем, включая показы на «Трех ступенях лаборатории», длилась больше года. «Мне было очень интересно разбирать и прорабатывать с ребятами психологические линии всех персонажей, выяснять их отношения между собой», — рассказал Михаил Уманец. По его словам, не обходилось и без споров. Прежде всего, они касались характеров героев. Сыграть Ольгу — давняя мечта Алины Ходжевановой. Актриса видела свою героиню мечтательной и ранимой. «Она очень чувственный, верный, преданный человек, у меня с ней много общих черт, — говорит она. — Она идеалистка и расплачивается за это. Режиссер увидел ее по-другому, железной, строгой. А для меня это очень сложно. На репетициях я проделала огромную работу, а Михаил следил, чтобы я не отходила от заданного образа». В Андрея Штольца, оберегавшего Обломова, перевоплотился Сергей Мелконян. «К Штольцу я отношусь с симпатией, несмотря на то, что он не дает Илье спокойно жить, пусть и из лучших побуждений, — рассказывает он. — Он берет на себя ответственность за всю его жизнь и мучается оттого, что не может ему помочь. Я думаю, мой герой в глубине души несчастный человек, недолюбленный отцом, и эту недополученную любовь он переносит на Обломова». Актер Максим Маминов, сыгравший главную роль, убежден, что Обломов есть в каждом из нас. «Любой человек может погрузиться в некую прокрастинацию. Мы думаем: “Вот это я могу сделать, но потом, а сейчас хочу развлечений”. Илья такой же. Это хороший и добрый человек, только очень ленивый. Думаю, на его месте я начал бы двигаться хоть немного, а он совсем опускает руки и не может выбраться из этого состояния», — рассказал он. От «Лихой болести» до «Обломова» Тему прокрастинации, актуальную для сегодняшнего дня, Иван Гончаров поднимал не только в «Обломове». Роману предшествовала юмористическая повесть «Лихая болесть», в которой он описал странный недуг, заставляющий людей строить воздушные замки и предаваться напрасным мечтам. Впрочем, тогдашние критики увидели в «Обломове» другое. Роман вышел в свет 1859 году — за два года до отмены крепостного права. Книга породила бурные обсуждения, многие критики называли ее призывом к борьбе против косности и застоя. Образ помещика, апатичного и ленивого, который не знал проблем благодаря труду своих слуг, был очень узнаваем.

Обломов в 1990-х. Как в «Школе драматического искусства» роман о лени стал мыльной оперой
© Mos.ru