Переходящий Кобзарь и непреходящая архаика державной премии

Тараса Григорьевича преимущественно изображали в смушковой шапке и кожухе (папахе и тулупе). Тем самым определяя его роль и место в мировоззрении новых поколений украинцев: поэт из простых, душой болел за народ, царей высмеивал, за что терпел и нам велел. О русскоязычной прозе студента Императорской академии искусств и вечного нахлебника старосветских помещиков Малороссии история умалчивает — не комильфо, то бишь непатриотично. Поэтому для одних Госпремия имени Т.Г.Ш. сродни Ордену Почетного легиона, для других — вечный повод для вопросов "пошто?" и "доколе?". Чтобы не теоретизировать далее, надо посмотреть, кто в этот году претендует на высшее государственное — в границах государства 2015 года, конечно, — признание. Например, в категории "Музыка" с интереснейшим представителем так называемой "школы киевского авангарда 60-х" (студентов класса Бориса Лятошинского) Леонидом Грабовским будут конкурировать Мустафаев Фемий Мансурович (исполнитель) и Ярмолюк Анжела Владимировна (композитор) с циклом творческих проектов "Тарас Шевченко. Романсы", "Уже пора!", "Украина", "Песни, написанные войной" и просветительской волонтерской концертной деятельностью. Леонид Александрович с 1990 года живет и работает в США, ему эта премия, вероятно, будет приятна, но сейчас в ходу другие приоритеты. А тут — крымский татарин. А тут — песни о войне. А тут — волонтеры. Как отказать? Посмотрим. Вернее, послушаем — по клипу видно, как Фемий Мансурович осуществлял эту свою просветительскую деятельность. Что сказать? Если это "искусство" заслуживает премии Шевченко, то незабвенный Иосиф Давыдовыч достоин премии Нобеля. Хоть ее за музыку и не дают, но исключение стоило бы сделать. Для сравнения, так сказать. В категории "Визуальное искусство" соревнуются цикл работ, выполненных в авторской технике "живопись иглой", объемной художественной вышивки "Шевченкиана в вышитых полотнах Нины Гончарук", а также подборки монет: «Украинская революция 1917-1921 годов», «Томос об автокефалии Православной церкви Украины», «Фауна в памятниках культуры Украины" (монеты: "Колесо жизни», «Копание картошки»). Дать Шевченковскую премию за копание картошки — это, конечно в тренде "Украина — аграрная супердержава". Однако следовало бы художникам Владимиру Тарану с братьями Александром и Сергеем Харуками срочно дополнить претензию монетой "Банановая республика" — тогда будет полный комплект, куда там "живописи иглой"! В категории "Киноискусство" градус еще более повышается: на лавры претендует Валерий Бебик с циклом документальных фильмов "Украинская нация: история, идея, характер, мечта" авторского телевизионного проекта «Цивилизация INCOGNITA», а также Крейг Мейзен (автор сценария), Йохан Ренко (режиссер-постановщик), Якоб Ире (оператор-постановщик), Люк Холл (художник-постановщик), Джаред Харрис (исполнитель главной роли) в игровом мини-сериале "Чернобыль". Есть еще пара претендентов, но на фоне вышеупомянутых их кинопродукция меркнет. Наиболее содержательный список претендентов — в категории "Театральное искусство" (если не считать "Литературу", но ее лучше не считать). Итак, что же вскоре станет эталоном жанра? Это может быть творческий коллектив, включая балетмейстера-постановщика и дирижера-постановщика балета "За двумя зайцами" из Национального академического театра оперы и балета Украины имени Т.Г.Шевченко. Очень хотелось бы увидеть па-де-де под названием "Барышня ляглы и просят!" и фуэте "Это шкварчала ваша папироска!" Михаил Захаревич сотоварищи из Национального академического театра имени Ивана Франко предлагает оценить спектакль "Три товарища" по роману Эриха Мария Ремарка. Примечательно, что роль Роберта Локампа исполнил недавно дважды министр культуры Евгений Нищук. Его герой говорит: "Мир не сумасшедший. Только люди." Что чувствует при этом этот бывший "голос Майдана", высокому жюри узнать не дано. Надо думать, что неплохие шансы у Александра Ирванца — автора пьесы, которая легла в основу спектакля "Эдигна. Дочь Анны Киевской и Генриха Первого. Начало Славного Служения". Главную роль исполнила Ирма Витовская-Ванца, давно знакомая телезрителю по роли в комедийном сериале "Леся и Рома". В последнее время эта актриса занимает исключительно патриотическую позицию и не любит вспоминать о роли Леси. А вот режиссер Сергей Павлюк напоминает украинскому обществу об электросудорожной терапии и лоботомии в этот нелегкий час исторических испытаний, что довольно смело. Он соорудил достойный премии спектакль "Полет над гнездом кукушки" в Полтавском академическом областном украинском музыкально-драматическом театре им. Гоголя. Еще более смелым является включение в список претендентов оперы-реквиема "ИОВ" ("IYOV») Влада Троицкого. Шоу этого деятеля всегда опережают время. Даже если он получит Шевченковскую премию, нельзя будет с полной уверенностью утверждать, что все все в этой опере правильно поняли. Осталось подождать пару месяцев до того, как определятся имена победителей. Но так ли уж это важно? С недавних пор премия мало обращает внимания на действительно высокие профессиональные достижения. Примером может быть присуждение ее в 2016 году Олегу Сенцову, который в то время находился в российской колонии. Премия была присуждена в категории «Кинематография» за фильм «Гамер» и незаконченный фильм «Носорог». Первый фильм никогда ни при каких других обстоятельствах не мог быть так высоко отмечен, если бы его автор не сидел в российской тюрьме. О втором фильме лучше вообще молчать — там сценарий переполнен сплошной чернухой. Но Национальный союз журналистов Украины при выдвижении Сенцова указал на его "гражданскую позицию в вопросах сохранения территориальной целостности Украины, отстаивание прав и свобод населения Автономной Республики Крым, осуждение аннексии полуострова Россией, утверждение демократии в украинском обществе, развитие национальной культуры". Так стоит ли переживать по поводу того, кто будет очередным избранным 9 марта 2020 года — в день рождения Кобзаря? Даже если в какой-то категории попадутся достойные авторы и исполнители. Достойные переходящего Кобзаря за первое место, шароваров — за второе и оселедця — за участие.

Переходящий Кобзарь и непреходящая архаика державной премии
© Украина.ру