Леонид Бичевин: «Я думал про то, что хотелось бы жить вечно»
Союз спасения — это реальные общество, в котором состояли реальные люди. Насколько достоверно вам нужно сыграть своего героя? Или никто не знает, какой он был на самом деле, и вы можете рисовать его «портрет» любыми красками? С одной стороны — да, с другой — всё равно какая-то ответственность существует перед историей, перед мемуарами, перед персонажем тоже. Но кто с меня спросит? Историки. Они с ним лично были знакомы? Тут такая тонкая грань на самом деле, нужно иметь ответственность перед самим собой как дань уважения. Это не некий абстрактный, написанный на бумаге персонаж, это был человек, который вдруг взял на себя обязательства творить историю, совершить подвиг, а в итоге — принять поражение и смерть. Кадр из фильма «Союз Спасения» Какой герой получился у вас? Они все были в чем-то плюс-минус похожи: такие успешные ребята во всех смыслах: имя, звание, императорский полк. То есть это элита плюс они герои войны — это, конечно, не могло не кружить голову. Было у них ощущение того, что ты неприкасаемый, что ты всегда на коне. Вдруг в какой-то момент всё это перевернулось практически за одну секунду, потому что происходит несправедливость — необоснованное жесткое наказание от императора за бунт полка — наказание, которого никто не ожидал. В этот момент у многих, кто в императора верил свято, рассыпался образ всемогущего, справедливого, милосердного царя. Плюс какие-то личные обиды, если вернуться к моему герою. Его отец служил в Коллегии иностранных дел, он был приглашен кавалером (воспитателем) к великим князьям Александру Павловичу и Константину Павловичу, был вхож в семью... Никогда не знаешь, как будет в следующую секунду. Но если не верить в то, что ты можешь найти справедливость, совсем грустно жить тогда. Говорят, что любую революцию делают романтики, а пользуются мерзавцы, согласны? Считаете, что плохо, что хотели отменить крепостное право? Что плохого в том, что кто-то верит в светлое будущее, в справедливость. Считаю, что идеи, которые в 18 лет кажутся нам прекрасными, перспективными, радужными, на деле могут оказаться иллюзией. Вести других на бунт ради своих идеалов — это затея спорная, нет? У меня есть ощущение, что герои декабрьского восстания 1825 года не думали только о своих идеалах, иначе они не провозглашали бы идею бескровной революции. Хотя в какой-то момент к моему герою и приходит понимание, что ради идеи в светлое будущее, если потребуется, придется пролить кровь царя. Безусловно, для православного, верующего человека мыслить так — большой грех. За что и был повешен. Мне кажется, что он лишь допускал вероятность того, что в этом будет необходимость. Художник по костюмам фильма «Союз Спасения»: Екатерина Шапкайц. Ассистент художника по костюмам фильма «Союз Спасения»: Татьяна Рябова. Художник по гриму: Павел Булгари Илья Вартанян Есть ситуации, когда свое мнение высказывать нужно. Вы выходите на пикеты? Я был на одиночном пикете у администрации за Устинова и свободу всем. Почему вышли? Не могли иначе? Не мог. Хотел сказать, что так нельзя, что это перебор, это несправедливо. Поиск справедливости в жизни оправдан? Да. А не важнее ли не врать себе? Это касается всего. Никогда не знаешь, как будет в следующую секунду. Но если не верить в то, что ты можешь найти справедливость, совсем грустно жить тогда. Вы вышли на одиночный пикет. Вам не нужна толпа для поддержки? Я вне идеологии, я не командный игрок — мне не нужна толпа для поддержки. Но революцию в одиночку не сделать. Взять декабристов. Нельзя сказать, что они были такие супердружные, суперпушистые, такая команда КВН. Они внутри себя соперничали, много у них было разногласий. Поэтому, может, и не состоялось, все раскололись: кто-то струсил, кто-то раньше времени дернулся, Пестеля арестовали... Есть место геройству сегодня? И что для вас геройство? Самоотверженность, самопожертвование, когда ты поступаешься чем-то личным. Мне кажется, люди иногда не думая совершают героические поступки. Тонет ребенок — ты бросаешься спасать, сам погибаешь. А твоего ребенка кто будет воспитывать? Любой родитель скажет, что к любому ребенку ты будешь относиться как к своему, поэтому да, ты не будешь в эту секунду думать о будущем своего ребенка. Но героический поступок — это сознательный выбор. Когда у тебя на глазах гибнет человек и ты всё равно рискуешь собой, ты делаешь это осознанно, просто потому, что по-другому не можешь. Не было такого в жизни? У меня такого не было. Знаете историю про вашего героя и гадалку Ленорман? Нет, не слышал. Возможно, это просто легенда, но говорят, что в 1812 году Сергей Муравьёв-Апостол с Пестелем были в Париже в салоне, где в этот момент гадала известная в то время госпожа Ленорман. Ее пасьянсы до сих пор раскладывают девушки. Ради шутки все к ней ходили. Вашему герою она сказала о том, что он будет повешен. Он посмеялся и ответил, что в России дворян не вешают. Она сказала: «Для вас император сделает исключение». Когда Пестелю она тоже предсказала виселицу, они решили, что всё это ерунда. Вам, кстати, не страшно играть повешенного? Это кому как, мне нравится подраматизировать, я люблю сгущать краски. Показать, как твой персонаж героически мучается, что у него в глазах вся жизнь пронеслась, — мне это так нравится, прям до мурашек, чтобы у всех мурашки с кулак были. Кадр из фильма «Союз Спасения» Крупный план? Да. Но им же мешки вешали. Нет такого, что глаза вылезают из орбит, но есть момент, когда они сваливаются, в крови, видно, что они покалечились. Их же с первого раза не всех повесили — у некоторых оборвались веревки. Они покалечились, когда упали. И им со сломанными руками и ногами пришлось еще стоять и дожидаться, когда их второй раз повесят. Стояли и ждали второй смерти. Это была ужасная ситуация. Из этих моментов роль и строится, когда она такая насыщенная становится, потому что есть острота персонажа. Такие моменты по крупицам собираешь. Как раз один из таких — момент смерти. Сейчас много рассуждают на тему того, о чем думает человек, когда знает, что скоро умрет. Обычно люди жалеют о том, что не сделали того, что на самом деле хотели. Вы же наверняка, когда думали, как сыграть вашего героя перед виселицей, сами задумывались о своей жизни? Ваша профессия в этом смысле лучше любого психоанализа. Мне кажется, из этих моментов роль и строится, когда она такая насыщенная становится, потому что есть острота персонажа. Такие моменты по крупицам собираешь. Как раз один из таких — момент смерти. Я про детство думал, повезло мне или нет. А еще про своих детей. Я думал про то, что хотелось бы жить вечно, чтобы никогда с ними не расставаться. В спецпроекте, опубликованном в новом номере OK! от 19-го декабря, также приняли участие Иван Колесников (Николай I), Кирилл Зайцев (Михаил Бестужев) и Юрий Борисов (Антон Арбузов).