Юрий Стоянов: Чарли не ангел, Чаплин – гений

«Собеседник+» благодарит всех читателей, принявших участие в опросе о нашем издании и назвавших героев, которых они хотят видеть в будущих номерах. Прямо сейчас мы и начнем выполнять ваши пожелания. Причем с бонусом. Мы сочли, что будет лучше, если авторами очерков об интересующих вас людях станут не просто журналисты, а те, кто лично пересекался с выдающимися личностями по жизни или у кого многое с ними связано. Просьбу Марии Ивановой из Москвы рассказать о Чарли Чаплине выполняет большой поклонник легенды немого кино – артист Юрий Стоянов. Смех и слезы – Я познакомился с творчеством Чарли Чаплина очень рано, лет в 5–6. Чарли Чаплин – первое большое потрясение в моей жизни. Мне тогда казалось, что это артист номер один в кино. По сей день считаю его непревзойденным гением. Хотя я не похож на Чаплина внешне, он близок мне по духу и повлиял на меня больше всех. Он не кумир, нет, но один из самых больших моих авторитетов. Наша семья жила в Одессе, и мы с пацанами распевали тогда такие песни: «На палубе матросы курили папиросы, а бедный Чарли Чаплин окурки собирал. Парам-пам-пам-па-а-ам. Пам-пам!» Моя бабушка работала кассиром в кинотеатре завода «Продмаш». Прокатом занимался, вероятно, какой-то диссидент. Потому что в зале, куда ходили одни рабочие и пол которого был весь засыпан семечками, крутили Феллини (я узнал весь итальянский неореализм). Потрясающие фильмы! Там я и пересмотрел всего Чаплина – просто всего, который только может быть. Помню, после «Огней большого города» поймал себя на мысли, что я больше плакал, чем смеялся. В заводском кинотеатре стоял оглушительный гогот, а мне, мальчишке, было невероятно жаль этого маленького несчастного человека. Позже я понял природу того чувства. – Вообще, чтобы понять, что такое Чарли Чаплин, надо посмотреть комедии его поры, на каком фоне они выходили. В чем он первый? Макс Линдер, Бастер Китон – гениальные, конечно, комики. Играют смешно, изобретательно, но не более того. Там, где Макс Линдер уже сто раз навернулся бы в люк (да и Шурик, герой Гайдая, тоже использовал этот прием), вызывая улыбку, Чаплин проделывал трюки, но НЕ падал. И оказалось, что наблюдать за этим еще интереснее. Чаплин совершил прорыв в природе смешного. Он доказал обыкновенную вещь: когда человек падает – это еще и больно. Почувствуйте не только смех, но и мою боль. Вот это я усвоил уже тогда – мне этого никто не объяснял, но я как-то нащупал, в чем это. В книге Чаплина «Моя биография» (одна из самых любимых моих книг) есть его детское воспоминание об овце. Та маялась, металась, не понимая, как и куда она может скрыться от людей, желавших ее поймать. Увидев ее, он впервые почувствовал, насколько рядом идут два чувства – комическое и грустное. Это понимание потом и легло в основу его гениального изобретения в кино: он первым из артистов соединил пощечину с трогательностью. Или его ударили, или его таскают по льду – ты понимаешь, что это не только смешно, но еще и больно. Смешно на большом расстоянии, а посмотри поближе – и увидишь, как больно. Как сказал сам Чаплин: «Жизнь – это трагедия, когда ее видишь крупным планом. И комедия, когда смотришь на нее издали». Гражданская позиция – Главная формула его юмора: через смех вызывать сочувствие. Но это там, где нет обнаженной сатиры. Она нравится мне у Чаплина меньше, однако это уже были его гражданские поступки (в 1940-м Чаплин, которого и раньше подозревали в симпатиях к коммунизму, снял фильм «Великий диктатор» – яркий пример политической сатиры на нацистскую Германию и на Гитлера лично. – Авт.). Крамольная мысль, но это мое убеждение: когда художник выбирает чью-то сторону, он перестает быть художником. Наверное, когда-то в жизни нужно сделать такой шаг и заявить о том, с кем ты. Но я вас уверяю: если кто-то о своей позиции не заявляет декларативно, то он не обязательно трус. Артист должен думать. Но не надо умно думать – надо умно чувствовать. И преодолевая приходящее с возрастом желание назвать вещи своими именами, стараться делать так, чтобы цитировали не тебя, а то, что ты делаешь на сцене, в кадре… Словом, не навязывать свою точку зрения, а использовать художественные средства. Тогда сохранится легкость в общении с аудиторией. Чаплина смотрели простые работяги, он был нужен народу. Заметьте, какие тяжелые были его времена: Первая мировая война, Великая депрессия, восхождение Гитлера... Юмор – очень серьезное средство спасения от больших болей и больших бед. И Чаплин придумал, как им эффективно пользоваться. Коллекция длиною в жизнь – У меня большая коллекция фигурок, постеров Чаплина в образе Бродяги, я собираю ее всю жизнь. Есть, например, фарфоровая кукла-марионетка, сделанная в 20-х годах прошлого века в Германии. И советская ёлочная игрушка 30-х годов, которая совсем ничего не весит. Так что дети 100 лет назад точно знали, кто такой Чарли Чаплин, в отличие от сегодняшних… Когда я покупал самый маленький экземпляр размером с оловянного солдатика на одном из интернет-аукционов, в объявлении было написано: «Из раскопок». Другого Чаплина мне подарила замечательная актриса Анна Ардова: сшила своими руками, а тросточку сделала из женской шпильки. Совсем уникальная вещь – фигурка Чаплина, сделанная из хлебного мякиша. Ее мне подарили заключенные тюрьмы, когда я снимался в «Крестах», играл арестанта. Откуда они узнали о моей любви к Чаплину?! Кстати, и сам Чаплин – человек очень непростой, невероятной судьбы. Если вы даже не знаете подробностей его биографии, то можете легко представить, какое детство было у человека, если его мама... сошла с ума от голода! Вдумайтесь в эти слова... И если захотите узнать, каким был Чарли Чаплин, очень советую прочитать его книгу и один документ. Просто наберите в интернете: «Письмо Чарли Чаплина дочери Джеральдине». Наверняка большинство не читало. Это письмо пожилого отца, адресованное дочке (он поздно ее родил), заканчивается словами: «Я не был ангелом, но всегда стремился быть человеком. Постарайся и ты». Прочитайте – и вы все поймете про этого человека. А про артиста я вам рассказал. 3 любопытных факта 1. В 1972 году Чаплин получил почетного «Оскара». Награду вручили с потрясающей формулировкой: «За бесценный вклад в то, что в этом веке кинематограф стал искусством». 2. Чаплин был женат 4 раза, у него 12 детей. Некоторые из них хотели стать актерами, но наибольшую известность как киноактриса приобрела лишь Джеральдина. 3. В 1978 году злоумышленники выкопали гроб с телом Чаплина, желая получить выкуп. Преступников поймали, а тело самого Чаплина перезахоронили под почти 2-метровым слоем бетона. Теперь его точно никто не побеспокоит. Записала Наталья Галкина * * * Материал вышел в издании «Собеседник+» №10-2019 под заголовком «Чарли не ангел, Чаплин – гений».

Юрий Стоянов: Чарли не ангел, Чаплин – гений
© ИД "Собеседник"