Танец с Пикассо. Пластический театр «оживил» картины испанского художника
«Мальчик, ведущий лошадь», «Девочка на шаре», «Три музыканта» - эти шедевры Пабло Пикассо теперь можно увидеть не только в музеях мира, но и на театральной сцене. Причудливые картины испанского мастера «оживили» актёры пластического театра «PROдвижение», который основал иркутянин Владимир Лопаев. Премьеру спектакля под названием «Приют комедиантов» зрители увидели 13 декабря. Букет эмоциональных красок На сцене, где роль то занавеса, то длинного плаща, то пышной юбки играет огромное полотно, расписанное образами с картин художника, - 11 человек, шесть из них не обычные артисты. Это люди, которым связать свою жизнь с танцем не помешал диагноз «ДЦП». В театре их иногда именуют «иноходцами» - по названию первого спектакля, в котором они играли. «Приют комедиантов» - их вторая постановка, но, когда смотришь, как органично и естественно они выглядят на сцене, кажется, что провели на ней всю жизнь. Каждое их движение выточено часами репетиций, а выглядят танцы «иноходцев» всё равно задорно и легко, как и многие полотна самого Пикассо. На вопрос, почему именно его шедевры режиссёр взял как основу для спектакля, Владимир Лопаев отвечает, что они просто вовремя попались на глаза. «Думал, какую тему выбрать для нового спектакля после «Иноходца», и увидел творения Пикассо. Они сразу как-то попали по настроению, по принципу рисунка, по цветам. И я решил: «Ну всё, будем делать!» Тем более творчество мастера на слуху, многие узнают его картины в наших зарисовках», - говорит режиссёр. Действительно, например, «Купальщицы» читаются сразу: актёры сначала рисуют мелом на стенах солнце, море и чаек, а затем «ныряют» в пространство сцены, надев купальные шапочки. «Спектакль весёлый получился, - продолжает Владимир Лопаев. - Каждая картина - уже сюжет, но мы не повторяем её замерев. Мы стараемся передать скорее настроение автора: угадываем, что с ним происходило, когда рисовал, как фантазировал. Так полотна и «оживают» на сцене, превращаясь в букет красок, но только уже эмоциональных. Я вижу, что в этом материале можно ещё расти. Пока спектакль родился в такой форме, но со временем, мне кажется, он трансформируется». «Окунулись» во внимание Самому маленькому «иноходцу» в театре - семь лет, самой старшей такой актрисе - тридцать, но все они зовут режиссёра исключительно по имени отчеству. Он не делает им поблажек, спрашивает с каждого строго - как с профессионального актёра. «Сейчас в нашем театре шесть таких артистов, иногда ещё кто-то приходит, кто-то уходит. Как в жизни - не все могут танцевать. Я ставлю им задачу, и они знают, что сами её будут выполнять. Мне важно, чтобы они полностью погружались в танец, чувствовали, что отвечают за все свои движения, несут ответственность и перед партнёрами, которые работают с ними в спектакле, и перед зрителем», - говорит основатель театра. Главными зрителями на таких особых спектаклях до сих пор остаются родители, друзья, близкие «иноходцев», но аудиторию, как считает Владимир Лопаев, нужно расширять. «Мы надеемся, что зритель, в первый раз увидев такой танец, переосмыслит свои проблемы, отношение к жизни, пофантазирует. Хочется, чтобы люди знали: есть ещё и такие актёры. Мы очень хотим показывать это искусство школьникам, студентам. Доступная среда ведь не только в пандусах, она - в головах, в возможности заниматься творчеством и кому-то его показывать». Вопреки стереотипам, внимание зрителей «иноходцам» очень нравится. Как говорит режиссёр, они однажды «окунулись» в него и теперь всегда чувствуют в этом потребность. Благодаря искусству у артистов появляются новые друзья, они стали много путешествовать, показывая свои спектакли не только в городе на Ангаре, но и на фестивалях по всей России. «До танца многие даже не выезжали из Иркутска, а тут раз! - и их география резко расширилась», - отмечает основатель театра. «Где-то лет 37 назад танцевала» «В Москве выступали, в Красноярске выступали, в Улан-Удэ – тоже», - загибает пальцы на руке актриса Олеся Чудновская, которая танцует уже пятый год. Она отмечает: перед премьерой «Приюта комедиантов» волновалась, но не сильно. А вот её мама Нина Румынина заметно переживала, ведь ей предстоял театральный дебют: 13 декабря она впервые в жизни вышла на сцену в качестве актрисы. Иркутянка рассказывает: если бы ей лет пять назад сказали, что она будет танцевать в спектакле, ни за что не поверила бы. «Перед премьерой мы с Олесей смеялись, я говорила: «Ну где-то лет 37 назад танцевала на дискотеке -и всё». А началось всё с того, что дочка захотела заниматься творчеством. И в один прекрасный момент мы нашли театр Владимира Лопаева. Так совпало, что он как раз только начал заниматься с такими детьми, как Олеся. Мы пришли сюда, но, если честно, я не верила в то, что она будет здесь танцевать: у дочки были проблемы с координацией движения и с тем, чтобы повторять за педагогом. Однако после первого занятия я увидела маленькое чудо: Владимир Николаевич работал с ней буквально час, и Олеся показала нам практически готовый номер. Я стала провожать её сюда несколько раз в неделю, и режиссёр как-то предложил: «Родители, приезжайте с формой и тоже занимайтесь», - рассказывает иркутянка. Она говорит, что приняла приглашение. Сначала просто подумала, что танцы полезны для здоровья, а потом поняла, что творческие занятия - это больше чем фитнес, это как раз те часы, которые она может проводить вместе с дочерью. «Мы, взрослые, вечно в суете - и в итоге: я весь день - отдельно, Олеся - отдельно, встречались только вечером. Но наше общение изменилось, нам есть, о чём поговорить: общие занятия, общие темы, общие эмоции. Дочка, конечно, за эти годы сильно изменилась - невозможно было не измениться. Я бы не сказала, что у нас очень много мест, где таких людей принимают. Школа, в которую ходила Олеся, разные ПТУ - всё равно идёт упор, что в них учатся дети с ограниченными возможностями. Здесь такого нет: мы на равных. Это просто счастье какое-то: ей не делают поблажек, с ней не сюсюкаются, к ней относятся как к обычному человеку, артистке», - рассказывает женщина. «Импровизируйте!» Постепенно Нина стала не просто танцевать для себя, а участвовать в репетициях: заменять кого-нибудь из актёров, кто заболел или куда-нибудь уехал, так ей и предложили полноценную роль. «В последнее время почему-то вспоминаю себя девчонкой и думаю: «Я же танцевала, я любила импровизировать дома перед мамой и папой». Потом это как-то забылось, потерялось. А сейчас опять эта девочка говорит мне: «Нина, ты же можешь!» Так здорово снова почувствовать себя ребёнком, но голову отключить всё равно не получается. Если честно, мне до сих пор сложно. Могу выполнить тот творческий рисунок, который даёт мне Владимир Николаевич, но когда он говорит: «Импровизируйте!» - у меня начинается ступор, - говорит Нина Румынина и добавляет: - Пока. Пока я не могу открыться. Но хотела бы и дальше заниматься. Это мой внутренний скомканный зажатый мир, но он всё же немножко раскрывается благодаря танцу». Интересно, что многие «иноходцы», наоборот, говорят, что их любимая часть танца - импровизация. «Вот! - поднимает вверх указательный палец Нина. - Наши дети совсем другие! Их невозможно ни в какие рамки, ни под какие правила загнать. У меня с Олесей каждый поход куда-нибудь - это как экзамен, она всегда раскрепощённая: услышав на улице музыку, может начать танцевать. Настолько открыта миру, что мне, взрослому человеку, явно есть чему у неё поучиться». «Натанцованные» слова «Приют комедиантов» не единственная премьера 2019 года в театре «PROдвижение»: 22 декабря здесь представят «Иваново детство» под живую музыку в исполнении солистов Иркутской областной филармонии. Зрители уже увидели «В ожидании Годо» по пьесе Сэмюэля Беккета и «Танец дели» по произведению нашего земляка Ивана Вырыпаева. В этих постановках «иноходцев» нет, здесь играют профессиональные артисты. «Главное в творчестве Ивана - слово. Это его основной инструмент. Из-за этого пьесу было довольно непросто прожить на сцене движениями, - рассказывает Владимир Лопаев. - Это спектакль о милосердии. На фоне смерти как будто разговаривают не люди, а их души. Они говорят только правду, не лукавят, а выражают те чувства, которые есть на самом деле. Иван Вырыпаев знает, что мы взяли его работу. Он дал добро. Мы отправили ему видео со спектакля и ждём комментария». Эту постановку уже высоко оценили критики: она взяла гран-при на конкурсе «Натанцованные мысли», который проходил в Иванове. Эксперты отметили, что раньше творения Вырыпаева никто не танцевал. Сейчас актёры работают над новой постановкой, темой которой станет время. Танцоры хотят изучить, «прочувствовать», как именно оно бежит. «Для человека, который ждёт своего родственника в больнице, время тянется медленно, для влюблённого - бежит быстро! Стало быть, человек придумал время и его на самом деле нет? Мы анализируем разные теории о времени - это интересная, насыщенная тема. Её интерпретацию в нашем варианте зрители, скорее всего, увидят в феврале», - рассказывает основатель театра.