Дорогая передача. Топ-8 праздничных телевизионных традиций разных стран
До Нового года — меньше недели. Россияне готовятся к новогоднему застолью, а медиаиндустрия — к новогоднему эфиру. Сценарист, организатор и ведущая праздников Надежда Максимова рассказала «Вечерке» о том, какую роль для россиян играют новогодние телешоу. Традиция обязательно что-то смотреть по телевизору в новогоднюю ночь уходит корнями в прошлое. Советский «Голубой огонек» — это гарантированное развлечение, которое люди ждали целый год, во многом из-за того, что в огоньках выступали зарубежные артисты. Шло время, менялось телевидение, и в 80-е годы, например, советского зрителя было уже не удивить концертом по ТВ: тот самый момент, когда «огоньки» из гвоздя программы стали элементом атмосферы. Каналов было всего два, искать контент поинтереснее было негде, поэтому зритель потреблял что давали, но уже фоном. С ростом количества каналов росла и конкуренция. Новогодние огоньки стали шоу: конец 90-х и начало нулевых порадовали зрителя креативными форматами наподобие «Старых песен о главном». Новогодние телешоу вновь стали ждать и с интересом смотреть. Именно в это время искатели форматов вскрыли ящик Пандоры — ввели моду на ретро. Это событие, на мой взгляд, сыграло очень злую шутку с индустрией праздников и с шоу-бизнесом. Зрелый зритель с удовольствием окунулся в музыку своей юности, а вот молодая аудитория ностальгии не поняла и отвернулась от новогодних шоу. Так как конкуренцию за рейтинг никто не отменял, на сцену стали выходить новые форматы — мюзиклы, сказки, постановки. Имели ли успех эти трудозатратные форматы, сложные в производстве, с высокооплачиваемыми (но, увы, поднадоевшими и везде одними и теми же) артистами? Телеканалы уверяют, что успех был бешеный. Формат тем не менее плохо прижился. И большинство «телекнопок» вернулось к испытанному десятилетиями новогоднему концерту. Все хотят, чтобы в доме в эту ночь звучали песни, которые весь год поднимали настроение. Все вернулось на круги своя — телевизор работает, артисты поют, зритель слушает и празднует. Идеальный формат. Встреча Нового года уже не ассоциируется у зрителя с просмотром телевизора. Совсем как на Западе, где ТВ — не более чем фон. Главной новогодней трансляцией американского телевидения является прямое включение с Таймс-сквер, где выступают поп-звезды, звучат шутки и поздравления от комиков и политиков. В полночь под обратный отсчет по специальному флагштоку на крышу небоскреба спускается новогодний шар и начинается фейерверк. Затем начинается само веселье — дома или на вечеринке. Великобритания Семейный праздник с застольем и телевизор — это Рождество, а в Новый год англичане отправляются в клуб или в гости. В полночь все выходят на улицу смотреть салют. У жителей Лондона считается хорошей приметой, если удалось посмотреть фейерверк из кабинки колеса обозрения. Бразилия В этой стране Новый год приходит в разгар лета. У телевизора в этот день никто не сидит. Этот день встречают на пляжах, где принято по случаю праздника устраивать живые концерты с зажигательными танцами, а когда стемнеет, запускать фейерверки. Если не получилось добраться до пляжа, на главном бразильском канале Globo каждый Новый год идет шоу местной звезды Роберто Карлоса. Австрия В этой стране сильны традиции «новогоднего телесмотрения». Как и в России, 31 декабря весь день показывают любимые фильмы и концерты классической музыки, и этот контент очень популярен у консервативного старшего поколения. Молодежь в новогоднюю ночь устраивает вечеринки с неизменными фейерверками. В полночь включают трансляцию службы из собора Святого Штефана, а после обратного отсчета — большой салют и, конечно же, музыка Штрауса. Южная Корея Корейцы очень любят телевидение. Оно у них и в будни очень праздничное и позитивное. На экране 31 декабря в полночь торжественная церемония ударов в колокол Посингак, а затем — церемония вручения музыкальных и теленаград. Китай Китайцы встречают Новый год под шоу CCTV New Year’s Gala. Оно начинается в 20:00 и длится до 12:30 следующего дня. В программу входят музыкальные номера, поздравления от известных людей, патриотические песни и вручение наград. Япония С 1951 года в Японии показывают Khaku Uta Gassen — «Песенный турнир Красных и Белых». Турнир самые заядлые поклонники смотрят вживую — в Токийском театре Токаразуку. В полночь конкурс заканчивается, и японцы ложатся спать — 1 января они идут в храм. Италия Итальянский Новый год — это алкоголь и общение, не важно, дома вы или в гостях. По телевизору идет большой концерт, L’anno che verrà в Курмайоре у подножия Альп. По статистике, его смотрят 18 миллионов из 60 миллионов жителей. Старушка Европа В Европе уже много лет перед Новым годом показывают фильм 1963 года «Ужин на одного» по сюжету британского скетча 20-х годов. Сюжет кинокартины не имеет к Новому году никакого отношения. Это история про 90-й день рождения мисс Софи. Согласно Книге рекордов Гиннесса это один из самых повторяемых фильмов в мире: с момента создания его показали более 300 раз. «Ужин на одного» стал традицией для многих стран: Швеции, Бельгии, Дании, Эстонии, Люксембурга и даже Австралии. Но при этом совершенно не прижился в Австрии и в Швейцарии. ПРЯМАЯ РЕЧЬ Наталья Варен, художественный руководитель дирекции телевизионных программ телеканала НТВ: — У людей есть устойчивые новогодние традиции: «Ирония судьбы», оливье и передача. Я бы не сказала, что есть какая-то мода, потому что Новый год — это семейный праздник, когда всем хочется тепла, уюта и радости. Новогодние огоньки всегда хорошо смотрели, об этом говорит статистика просмотров. У нас на НТВ не было никогда «стандартных» огоньков. Мы всегда были в поиске своего жанра.В предновогодние дни, когда все понимают, что телевизор, пусть фоном, но будет работать в каждом доме, каналы выбирают самых востребованных артистов, самые популярные песни и номера. Читайте также: Эксперт по этикету назвала подарки, которые нельзя дарить начальству и коллегам