Звезды рядом
Алтайский предприниматель Константин Урванцев раньше занимался передвижными планетариями, а потом нашел способ объединить их с технологиями виртуальной реальности. Он рассказал, почему сменил купол на VR-очки, откуда берет контент для показа и о дальнейших планах. Небо под куполом После окончания школы Константин Урванцев переехал из Новосибирска в Барнаул и поступил на математический факультет Алтайского государственного университета. Но встав перед выбором зарабатывать на жизнь или получить образование, молодой человек решил оставить учебу. За несколько лет он перепробовал более 30 профессий — от разнорабочего до риэлтора. Несколько раз начинал собственный бизнес. Студия аэрографии, открытая в 2007 году, работает до сих пор. Но доход был нестабильным, поэтому Константин продолжал искать другие варианты заработка. Однажды от друга Алексея Иркова Урванцев услышал про мобильные планетарии — передвижные сферические конструкции, в которых посетителям демонстрировались изображения звезд и планет. Картинка транслировалась на купол с помощью проектора, а за счет того, что во время просмотра оказывалось задействовано периферическое зрение, возникал эффект присутствия. Сам Ирков купил такой планетарий в 2010 году и начал оказывать услуги по Новосибирску. Идея показалась Константину интересной, и в 2011 году он тоже купил такой планетарий. Деньги на это — 60 тысяч рублей — выделил Центр занятости населения в качестве гранта на развитие бизнеса. Проектор, плеер и колонки предприниматель первоначально взял в аренду. Билеты на двадцатиминутный сеанс стоили сто рублей. Школьники приходили в восторг: внутри сферы создавалось впечатление, что они находятся в космическом корабле, а вокруг них летают звезды и метеориты. Учителям шоу тоже понравилось — оно помогало в изучении астрономии и окружающего мира. В первые месяцы доходы были хорошими — около 30 тысяч рублей с одной школы и примерно 200 тысяч — общая выручка в месяц. В затраты входили транспортные расходы, приобретение лицензий, зарплата сотрудникам, и аренда в местах проведения сеансов. Вскоре Константин купил второй купол и нанял сотрудников, которые стали возить планетарий в более отдаленные районы Алтайского края и даже в соседние регионы. Но из-за интенсивной эксплуатации ткань купола быстро пришла в негодность. Кроме того, требовалось обновить контент — люди не хотели идти на фильмы, которые видели раньше. Хочешь, чтобы было хорошо — сделай сам В 2012 году Константин предложил начать совместный бизнес и продавать мобильные планетарии «под ключ» другим предпринимателям. К тому времени молодые люди поняли, что готовые решения их не удовлетворяют — купола, которые были на рынке, оказались низкого качества, а поставщики нередко задерживали товар. «К тому же производители куполов не оказывали услуги непосредственно планетариям. Образно говоря, производили машины, на которых никогда не ездили», — говорит Константин. Урванцев решил, что не будет покупать новые планетарии, а сделает их сам, оптимизировав конструкцию сферы с учетом особенностей эксплуатации. Например, он сделал купол моющимся, потому что из-за частых переездов поверхность быстро пачкалась. За тканью для куполов Константин поехал в Китай, но опыт оказался неудачным. Даже личная проверка части товара не уберегла от поставки брака. Тогда он решил закупать ткань в Южной Корее — она стоила дороже, но за качество можно было не переживать. Урванцев арендовал помещение и занялся производством мини-планетариев. Часть функций он взял на себя, например разрабатывал концепцию купола. Для производства нанял инженеров, технологов и швей. Идея оказалась удачной, вскоре Константин выиграл тендер на поставку планетария в школу Стерлитамака. Однако основными покупателями куполов были не конечные потребители, а другие предприниматели, также занимавшиеся передвижными планетариями. Поскольку заказывать комплектующие приходилось в разных местах: купол в одном месте, проектор в другом, зеркало — в третьем, друзья решили, что их опыт может пригодиться. Они стали не только изготавливать купола, но и заниматься «сборкой» готового продукта. В 2013 году партнеры начали заниматься разными направлениями: Алексей переключился на производство проекционного оборудования для планетариев, а Константин решил сосредоточиться на производстве куполов и оказании услуг. Сначала Урванцев продавал оборудование «под ключ» по ценам чуть ниже, чем у конкурентов, — за 159 тысяч рублей вместо 180 тысяч. Но вскоре решил сменить политику: поднял цены до средних по рынку и начал вкладывать деньги в продвижение. Кроме него, производителей за Уралом не было, и он продавал планетарии даже в страны СНГ. Кроме этого, он по-прежнему использовал собственные планетарии — отдел продаж находил клиентов среди школ и детских центров и договаривался о показах. Не всегда Урванцев ездил лично — если объект был удаленным, он привлекал посредников, и те организовывали выезд за комиссию в 25–50%. В 2014 году компания превратилась в крупнейшую сеть планетариев и оказывала услуги от Белгорода до Владивостока. Деятельность координировали из двух офисов: в Барнауле и Нижнем Новгороде. Третий офис — в Благовещенске — пришлось закрыть из-за сложностей управления и низкой рентабельности. Переход в виртуальную реальность В 2015 году Константин решил переформатировать бизнес. Попробовал начать выпуск собственного контента, но попытка оказалась неудачной: студия-подрядчик затянула сроки, и Урванцев перестал финансировать заказ. Тогда партнеры решили наладить контакт с производителями контента. Алексей ездил по фестивалям и налаживал связи со студиями. Сделать это было непросто — русским партнерам не доверяли, опасаясь, что те будут нарушать авторские права. В итоге удалось договориться с семью студиями и создать фильмотеку b2b для передвижных планетариев с системой защиты контента. Для этого фильмы устанавливали на собственную защищенную платформу Space Touch ONE. На ее разработку в 2016 году удалось получить грант 2 млн рублей от Фонда Бортника. Но рынок пошел на спад: передвижные планетарии были уже не так востребованы, и доходы упали. Тогда Урванцев решил немного сместить фокус. В это время на рынке начали набирать популярность очки виртуальной реальности, и он, по предложению Алексея, решил изменить формат контента. В 2017 друзья наняли разработчиков для написания программы, которая позволяла бы воспроизводить шифрованные фильмы на VR-очках сразу для 30 пользователей. Сначала компания зашла в сегмент b2c: приложение можно было скачать в специальном магазине Oculus Gear VR store. В продвижение не вкладывались: для того чтобы о новинке узнали, оказалось достаточно публикации в Road to VR, которую перепечатали другие издания. Первоначально фильмы можно было смотреть бесплатно, и уже в первый месяц приложение скачало около 40 тысяч пользователей. Когда количество скачиваний перевалило за сто тысяч, подписка стала платной: один фильм можно было посмотреть за $10 или оформить месячную подписку за $30. Но в следующем месяце продажи застопорились. «Я хорошо понимал, как вести b2b-бизнес, а вот продвижение мобильных приложений оказалось новой территорией», — объясняет Константин. В августе 2017 года приложение возглавило топ в мировом Oculus Store. Но предприниматели решили, что на большом масштабе это не столь выгодно, как хотелось бы. Поняв, что такая экономика неинтересна, Константин сосредоточился на другом способе монетизации. Им стала привычная схема сотрудничества со школами и детскими центрами, модифицированная под новые технологии. Урванцев решил, что трансляция образовательных фильмов с эффектом полного погружения будет не менее интересна школьникам и педагогам, чем планетарии. Пробный сеанс, который состоялся в 2017 году в День космонавтики в одной из новосибирских школ, произвел фурор. Дети были в восторге, а мероприятие освещали местные СМИ. Урванцев стал продавать франшизу на виртуальные энциклопедии Altair VR, а сам сконцентрировался на дистрибуции контента. В данный момент продукция компании представлена в большинстве регионов через франчайзинговую сеть, причем почти всех франчайзи Константин отбирает лично. Не останавливаться в развитии Сейчас в каталоге Altair VR несколько десятков фильмов. Компания ушла от узкой направленности космоса и расширила ассортимент: теперь каталог компании — это полноценная виртуальная энциклопедия. Такой формат вызывает интерес детей к новым знаниям и дополняет школьную программу. Кроме астрономической тематики, пользователи могут смотреть фильмы по географии, ПДД, истории, естествознанию — всего более 60 роликов. Это проект дополнительного образования для детей от 5 до 17 лет. Чтобы привлечь внимание клиентов и продемонстрировать им возможности фильмов, разработчики создали специальную VR-афишу. Наведя смартфон на изображение, человек может увидеть на экране устройства объемную модель Земли и даже изучить планету в разрезе. Кроме того, Урванцев продолжает выпускать и продавать передвижные планетарии. Среди крупных партнеров — компания МТС, которая использует оборудование в своих социальных проектах. Также Altair VR сотрудничает с Ирландским научным центром — там стоит их виртуальный планетарий. Сейчас у компании два офиса — в Москве и Новосибирске, — в которых работает около 30 человек. Это маркетологи, отдел продаж, контент-менеджер и технические специалисты. Часть задач, например разработка, отданы на аутсорс. В дубляже фильмов иногда помогает Новосибирский планетарий — его сотрудники проверяют смысловую часть контента, а для озвучки привлекают артистов местного театра. В ближайших планах две задачи. Первая — открытие новых зарубежных представительств. Пока в списке шестнадцать стран, и это число постоянно растет. С июня 2019 года компания проходит акселерацию в рамках программы Go Global во ФРИИ. Эксперты акселератора помогают масштабировать продукт на зарубежный рынок. «В нашем фокусе следующие страны: Индия, ЮАР, Филиппины, страны Латинской Америки, Бразилия, Малайзия. В этих странах большинство детей не могут позволить себе иметь гарнитуры виртуальной реальности дома. Так мы выполняем нашу миссию: делаем VR-образование доступным детям даже в самых удаленных уголках планеты», — говорит Константин. В компании ежемесячно тестируются десятки гипотез. В рамках одной из них основатели дважды летали в Индию, чтобы поучаствовать в выставке франшиз. Проект вызвал у индийцев большой интерес, в результате Altair VR продал пять франшиз в эту страну. Последняя покупка — эксклюзив на страну Катар. Партнер, который ранее приобрел эксклюзивное право работать с франшизой в Омане, через пару месяцев докупил Катар. Вторая задача — расширение возможностей контента. Пока пользователи остаются в роли зрителей и могут лишь наблюдать за картинкой, пусть и с эффектом погружения. Константин хочет добавить интерактив, чтобы зритель мог взаимодействовать с контентом. «Это расширит в том числе образовательный потенциал фильмов, — делится он. — Дети смогут взаимодействовать друг с другом и с объектом, например, сидя за партой, собирать молекулу из атомов». Такое расширение функционала не только повысит интерес к учебе, но и позволит улучшить коммуникативные навыки, которые очень нужны в реальном, а не виртуальном мире. Также создатели рассматривают вариант, при котором пользователи будут участвовать в выборе новых фильмов с помощью голосования и, возможно, даже создавать контент самостоятельно. Автор: Кристина Фирсова