Утраты 2019 года: кого из великих людей мы лишились

Сегодня мы говорим о тех, кто покинул нас в этом году. К сожалению, их было очень много, и каждая утрата отзывается болью в сердце. На странице «Память» мы каждый год вспоминаем великих, и в этот раз речь пойдет о выдающихся людях, каждый из которых запомнился не только близким, но и публике: читателям, зрителям, слушателям, горожанам. Простых задач судьба перед ним не ставила Владимир Васильевич Черников умер от остановки сердца. Так бывает: стремительно и внезапно уходят самые лучшие из нас. За один день. Так, что, услышав об этом, не веришь. Не хочешь верить. Он родился в Москве в семье военного. Затем семья переехала на Сахалин — по месту службы отца. С 1983 года Владимир Васильевич служил в армии. Вышел в отставку в 1994 году кадровым военным, полковником запаса. Создал собственный бизнес. Потом — телевизионная карьера, собственная программа «На дорогах России» на канале ВГТРК. С 31 декабря 2010 года Владимир Васильевич получает ответственное назначение: они становится главой Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы. Простых задач судьба перед Владимиром Васильевичем не ставила. Спустя год он становится главой Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции города. В этом году Владимиру Васильевичу должно было исполниться 55. Старший товарищ Черникова, руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Виталий Сучков говорил: — Володя никогда ни на что не жаловался. Может быть, надо было просто лечь в больницу. Может, нам надо было настоять. Но он все говорил: «Нормально». Владимир Черников (8 сентября 1964 г. — 27 января 2019 г.). Руководитель столичного Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции, бывший глава столичного Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма, ранее — Департамента средств массовой информации и рекламы. Кадровый военный, полковник запаса. Заложил фундамент современной Москвы Юрий Лужков родился в Москве. Окончил Институт нефтехимической и газовой промышленности им. Губкина. Работал в НИИ пластмасс. В августе 1991 года Лужков участвовал в обороне Белого дома вместе с беременной женой. В октябре 1993 года во время конституционного кризиса встал на сторону Ельцина. Но уже в 1999 году как глава избирательного блока «Отечество — Вся Россия» критиковал Ельцина и требовал его отставки. В июне 1992 года указом Ельцина Лужков был назначен мэром столицы, был градоначальником 18 лет (до 2010 года). «Лужковская Москва» — противоречивое явление. С одной стороны, это пробки, множество рекламных плакатов, неуместных строек торговых центров и жилых домов, необдуманные архитектурные решения, нарушающие облик столицы, непрозрачные траты столичного бюджета. С другой — при Лужкове как никогда бурно велось развитие Москвы, строилось множество жилья, были восстановлены храм Христа Спасителя и центральный выставочный зал «Манеж», открыт парк Победы на Поклонной горе, ликвидирован Черкизовский рынок, введены в эксплуатацию Третье транспортное кольцо и реконструирована МКАД. — Лужков в полуголодной Москве открывал мини-заводы по производству колбасы, сосисок, пельменей, запускал пекарни, дрожжевые заводы, создавал малый и средний бизнес. Москва до него была в тяжелейшем состоянии. Он заложил фундамент, на котором сегодня мы строим самую красивую столицу в мире, — отметил экс-вице-мэр Москвы Владимир Ресин. Юрий Лужков (21 сентября 1936 г. — 10 декабря 2019 г.). Бывший мэр Москвы. Родился в Москве в семье плотника. Окончил Институт нефтехимической и газовой промышленности им. Губкина. Работал в НИИ пластмасс. Затем стал начальником управления по науке и технике Министерства химической промышленности СССР. «Вечно живая» мама «Современника» Галина Волчек шутила: — Когда умру, вставьте в рот сигарету, без нее неточный портрет получится. А еще он получился бы неточным без великих спектаклей, которые она поставила в своем родном «Современнике»: «Двое на качелях», «Обыкновенная история», «Три товарища», «Анфиса», «Эшелон » и «Крутой маршрут». Любое появление самой Волчек на сцене и на экране никогда не оставалось незамеченным, правда, артистка себя как актрису не любила. А вот коллеги и зрители ее боготворили. Она же считала главным достоянием театра людей. Коллеги отмечают, что Волчек как магнит притягивала к себе профессионалов: Марина Неелова, Валентин Гафт, Лия Ахиджакова, Игорь Кваша, Юрий Богатырев, Георгий Бурков, Чулпан Хаматова, Елена Яковлева и другие. Последние несколько лет Волчек, или, как ее называли коллеги, Волчок, почти не участвовала в театральных постановках и не снималась. Весь свой труд, потенциал и талант она вкладывала в режиссерскую деятельность. Галина Волчек (19 декабря 1933 г. — 26 декабря 2019 г.) родилась в 1933 году в Москве. В 1955-м окончила Школу-студию имени В. И. Немировича-Данченко при МХАТ СССР имени М. Горького. Год спустя вместе с другими студентами организовала Студию молодых актеров, которая через некоторое время приобрела название Театр-студия «Современник». Занимала пост главного режиссера театра с 1972-го, а с 1989-го стала его художественным руководителем. Ушел, полностью реализовавшись Народный артист РФ Сергей Маковецкий вспоминает о своем учителе Владимире Этуше в студенческие годы: — О темпераменте Этуша много чего рассказывали. Говорили даже, что он мог запустить в студента стулом, если что-то было не так. Но это были просто студенческие легенды. Лично на меня он один-единственный раз повысил голос, сказав: «Я не могу за тобой угнаться». У него было много учеников. Он был прекрасным ректором Театрального училища им. Б. Щукина. Воспитал целую плеяду не только педагогов, но и артистов. Знал, кому можно доверять студентов, знал, что искусство — это самодисциплина. Он взял курс. Сделал это один раз. Но выпускниками этого актерского курса стали: Александр Збруев, Юрий Авшаров, Александр Белявский, Зиновий Высоковский, Людмила Максакова, Вениамин Смехов… Это была очень масштабная личность, при этом очень трогательный, добрый и солнечный человек. И невероятно строгий. Он ушел, и, когда мы прощались с ним, было много печали. Но я все время ловил себя на мысли: с одной стороны, грустно, что из жизни уходит такое невероятное поколение, но с другой — когда человек уходит на 97-м году, полностью реализовавшись?.. Он ведь прошел всю войну, имел боевые награды, у него была прекрасная семья, он стал народным артистом СССР. И за месяц до смерти он все еще выходил на сцену и играл в спектаклях! Оглядываясь, хочется сказать: Владимир Абрамович прожил долгую и прекрасную жизнь, состоялся как человек, как замечательный отец, любящий муж, талантливый педагог и блестящий артист. Когда люди уходят в таком возрасте в трезвом уме и здравой памяти, то каждый из нас желает одного: господи, дай и мне возможность дожить до таких же лет, вот так же играть, так же выходить на сцену, так же волноваться. Играть и, что характерно, требовать новых ролей в новых спектаклях! В театре он делал невероятные вещи. В «Пристани» можно было бесконечно смотреть, как он это делал. Для меня было большой радостью, когда он пришел за кулисы и наблюдал за работой. Я был счастлив, это в моей жизни тоже сыграло свою роль. А еще он был гостеприимный хозяин. Владимир Этуш (6 мая 1922 г. — 9 марта 2019 г.). Актер театра и кино, народный артист СССР, худрук Театрального института им. Б. Щукина. Сыграл множество ролей в советском кино, особенно полюбились его обаятельные отрицательные персонажи из комедий Леонида Гайдая. Тайна, не разгаданная до конца По словам народного артиста России, режиссера Андрея Житинкина, который все свои последние работы в Малом театре ставил с Элиной Быстрицкой, поражало то, что она играла с тросточкой, но на высоких каблуках! В кокетливых шляпках. При этом ей было уже хорошо за восемьдесят. Режиссер рассказал «ВМ», что это «гранд кокет» было неожиданным, потому что зритель привык видеть Быстрицкую трагической героиней, а тут она выступала как характерная актриса, по-настоящему хулиганила в своем бенефисном спектакле «Любовный круг» с замечательными партнерами Борисом Клюевым и Василием Бочкаревым, которые, так же как и она, обожают импровизацию: — Эта троица шалила прямо на сцене, да так, что даже я, режиссер, не знал, куда они вырулят спектакль. Андрей Житинкин отметил, что Быстрицкая осталась в нашей памяти как не разгаданная до конца актриса: «Все думают, что она была волевой гранд-дамой. Ничего подобного! Она была смешливой, как ребенок, и непосредственной, ее было легко «расколоть». Мужество ее, по воспоминаниям режиссера, не знало преград. Однажды во время спектакля она зацепилась высоким каблуком за ковер, спускаясь с лестницы, и с высоты упала в яму. Последовала трехминутная пауза, тишина в зале стояла гробовая! А потом вдруг она своим хрустальным голосом произнесла из ямы: «Я жива!» Ее тут же подхватили актеры, и она под овации доиграла спектакль, лишь поздно вечером поехав в больницу. Элина Быстрицкая (4 апреля 1928 г. — 26 апреля 2019 г.). Народная артистка СССР, ведущая актриса Малого театра. На сцене создала около сорока образов. Телезрителям особо запомнилась работами в фильмах «Тихий Дон», «Добровольцы», «Бабий Яр», «Тарас Шевченко» и других. Педагог Театрального училища им. Щепкина, профессор. Выдающийся ученый, великий гуманист Ректор Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Андрей Рудской рассказал «ВМ», что Жорес Алферов был его наставником: — С точки зрения вклада в отечественную и мировую науку Жорес Алферов — это рождение эпохи. О таких людях, рождающихся раз в сто лет, говорят: поцелованные богом. Однако физик не был просто кабинетным ученым. Его сердце болело за многое и многих. По словам Андрея Рудского, Алферов защищал в Госдуме интересы российской науки как настоящий боец и рыцарь, чтобы еще больше поднялись авторитет и значимость ученых и науки в нашей стране. Отметил страстность и активность Алферова и его коллега по Госдуме Геннадий Онищенко: — Он был не только выдающимся ученым эпохи, но и великим гуманистом. Вел активную творческую деятельность по воспитанию и подготовке будущих ученых из числа одаренных детей. Жорес Алферов (15 марта 1930 г. — 1 марта 2019 г.). Физик, академик РАН. С 2010 года — глава инновационного центра в Сколкове. В 2000 году Жорес Алферов получил Нобелевскую премию по физике за достижения в электронике совместно с американцами. Без открытий Жореса Алферова сегодня не было бы смартфонов, массового интернета, оптоволоконной связи. Человек осознанный Сергей Доренко родился в семье военного летчика, стал переводчиком с испанского и португальского языков. На телевидении стал работать с 1985 года. За резкую критику мэра Москвы Юрия Лужкова, а также за то, что обнародовал сведения о состоянии здоровья Евгения Примакова, после чего тот вышел из президентской гонки, его прозвали «телекиллером». Последним, кто видел Сергея Доренко, был известный китаевед Бронислав Виногродский. Именно от него ехал 9 мая на мотоцикле журналист, когда ему стало плохо с сердцем. По словам Виногродского, для него Сергей не умер, он постоянно ощущает его присутствие: — Мне кажется, он был просветленным человеком, очень осознанным, четко понимал, что он делает. Это редкое сегодня человеческое качество. Сергей был человеком гениальным и всегда шел своим путем. Режиссер, сценарист Павел Лунгин не просто знал Сергея, но и дружил с Доренко. Павел Семенович рассказал «ВМ», что по ощущениям они с Сергеем были знакомы вечность. Режиссера и журналиста связывал в том числе общий интерес к изучению китайской философии и культуры. Сергей Доренко (18 октября 1959 г. — 9 мая 2019 г.). Журналист, теле- и радиоведущий, комментатор, продюсер, социолог. Главный редактор радиостанции «Говорит Москва», а до этого — главный редактор и радиоведущий радиостанции «Русская служба новостей» (1 сентября 2008 г. — 1 июля 2013 г.). Ведущий программы «Время». Революционный дух, властность, мудрость — Однажды на дне рождения Марка Анатольевича Захарова нам предложили сыграть в ассоциации. И когда я задумался, с кем у меня ассоциируется Захаров, то понял, что прежде всего — с хозяином гостиницы из его же фильма «Обыкновенное чудо». Наверное, потому, что в этот персонаж режиссер вложил все свое понимание жизни, свое мироощущение. Поэтому-то этот образ стал столь объемным, загадочным и привлекательным, — рассказал «ВМ» народный артист России, композитор Алексей Рыбников. Продолжая тему ассоциаций, композитор отметил, что, глядя на Марка Анатольевича, на ум сразу приходила эпоха Древнего Рима: — Захаров даже внешне был похож на римских императоров и политиков. По крайней мере, я себя на этом не единожды ловил, рассматривая в Эрмитаже древнеримские скульптуры — лица, отмеченные властностью, мудростью. Таким он был. Рыбников наделил режиссера римской колесницей как средством передвижения, а напиток, который ассоциировался у композитора с Захаровым, — дорогой хороший коньяк большой выдержки, обладающий настоящей крепостью и тонким вкусом. — Он мне часто представлялся Шахматистом, который играл свою партию с Кем-то Неизвестным, возможно, с самой Судьбой. Играл ее умно, расчетливо, талантливо, иногда очень эмоционально. И эту свою партию, думаю, он выиграл, по большому счету, — отметил Рыбников. А если говорить, какой праздник внутренне, по ощущениям композитора, больше всего подходил Марку Захарову, то Алексей Рыбников назвал День взятия Бастилии... Марк Захаров (13 октября 1933 г. — 28 сентября 2019 г.). Народный артист СССР, лауреат Государственных премий, режиссер, сценарист, педагог. Художественный руководитель и главный режиссер театра «Ленком». Осуществил свыше пятидесяти постановок на сцене «Ленкома» Первый покоритель открытого космоса Полковник ВВС в отставке, доцент Военно-воздушной академии имени Гагарина, Валентин Петров поделился с «ВМ» воспоминаниями об Алексее Леонове. — Это легендарный человек, всесторонне развитый, обладавший глубокими познаниями не только в области военного дела, космонавтики, но и художественной культуры. Это невосполнимая утрата. Он первый человек, посмотревший на нашу Землю, выйдя в открытый космос, — рассказал Петров. Он добавил, что Леонов был очень способным и талантливым художником. Высказался по этому поводу и рекордсмен по количеству выходов в открытый космос Анатолий Соловьев. — Алексей Леонов в 1965 году преподал всем урок, как нужно готовиться к полету и выходить из трудных ситуаций. Ему было непросто возвращаться на борт: возникли проблемы со скафандром. И тут он без консультации с начальством принял решение, которое этот скафандр технически позволял: снизил давление и протиснулся в шлюзовую камеру головой вперед, — пояснил Соловьев. Алексей Леонов (30 мая 1934 г. — 11 октября 2019 г.). Летчик-космонавт СССР № 11, первым вышедший в открытый космос. Герой Советского Союза, генерал-майор авиации. Громадный запас юмора и иронии О Сергее Юрском для «ВМ» вспоминает народный артист России Александр Голобородько, артист Театра им. Моссовета: — Говорить легко и тяжело. Тяжело, потому что, как и всякий уход, уход такого человека неожидан. Но он не уйдет от нас совсем, не уйдет и от меня лично. Мы с ним сидели в одной гримерной много лет, столики стояли рядом. И когда-то в одном спектакле играли. У него все-таки был громадный запас юмора. Он очень иронично относился ко всему, что видел. Как и всякий великий человек. И самое удивительное: он никогда не задавался, что вот, мол, я такой исключительный. Он был нормальным человеком с нормальными житейскими и человеческими комплексами. Он был очень хороший христианин. Как-то он пришел в гримерную, а у меня был день рождения. Он зашел и принес мне свежеиспеченный лаваш — ему его сделали друзья, близкие к церкви. И вот этот древний обычай — преломить хлеб вместе, вдвоем — это была для меня такая близкая по-человечески история, такая дорогая и трогательная! Я не буду говорить, что он прекрасный актер, автор книг, которые у нас всех есть. Он замечательный режиссер... Все печально. Но в то же время, как пел Владимир Высоцкий, «мне есть что спеть, представ перед Всевышним». У Сергея Юрьевича Юрского — есть. Сергей Юрский (16 марта 1935 г. — 8 февраля 2019 г.). Актер театра и кино, сценарист и режиссер, народный артист РСФСР. Известен в первую очередь по ролям в фильмах «Республика ШКИД», «Золотой теленок», «Ищите женщину», «Любовь и голуби». Невозможно никем заменить Льва Аннинского интересовали и кино, и эволюция культуры в целом. Мало кто не видел его знаменитых литературоведческих фильмов на канале «Культура» о поэтах Серебряного века. За эту работу Лев Александрович удостоился премии «Тэфи». Лев Аннинский входил в Союз российских писателей, в жюри литературной премии «Ясная Поляна». За литературные заслуги Лев Аннинский награжден Лермонтовской премией и многими другими. По словам поэта, драматурга, члена Союза писателей Москвы Елены Исаевой, «Льва Александровича некому заменить ни в пространстве литературы, ни в общении». — Он как никто умел легко, понятно, доступно для любой аудитории говорить о вещах сложных и тонких. Делать поэзию популярной: бесконечно, без устали возвращать к ней внимание, образовывать аудиторию так деликатно, что любой собеседник считал себя равным, интересным и нужным, — отметила драматург и продолжила: — Не случайно передачи с его участием имели такой успех. Мягкость, обаяние, терпение сочетались во Льве Аннинском с редким интеллектом и необыкновенным чутьем ко всему новому, происходящему в языке, в сегодняшнем литературном процессе... Лев Аннинский (7 апреля 1934 г. — 6 ноября 2019 г.). Литературный критик, просветитель. Писал рецензии для «Литературной газеты», журналов «Знамя», «Дружба народов», «Родина», «Литературное обозрение», «Искусство кино». Полнота жизни и ирония гения Режиссер и телеведущий Юлий Гусман рассказал «ВМ», что воспринимал Георгия Данелию как светлого и яркого человека: — Он ушел в вечность, сопровождаемый светом вокруг его души, таланта, жизни; я много с ним встречался. Мало есть на земле людей, в которых яркое, искрометное ощущение жизни сопровождается философским пониманием цели человека и грустной иронией тщеты достижения всех этих целей. Могу сказать, что комедии, созданные Данелией, — не для, как сегодня говорят, «ржаки». Такого слова он не знал, как и Рязанов, как и Гайдай, которыйе имели все ключи от искусства смешить, это слово не употреблял. В шутках Данелии, которые ушли в народ, была грустная и умная ирония и философия высокого человеческого предназначения. Необязательно быть хмурым, чтобы рассказывать о жизни по-философски умно и глубоко. А еще он был одним из самых доброжелательных людей в нашем кино по отношению к коллегам-юмористам, меньше всего выступал судьей. Мы работали и дружили. Последние полтора–два года происходит смена поколений, титаны уходят один за другим. У нас постоянно находятся трагические поводы. Это зияющая рана — но его не забывали, фильмы продолжают смотреть, искусство живо, значит, он останется в вечности. Его герои не просто влюбляют в себя на всю жизнь — ты сам становишься героем Данелии. Ты входишь в его кино, как к себе в дом, где знакомы лица, ситуации и удивительно знакомый мир. Георгий Данелия (25 августа 1930 г. — 4 апреля 2019 г.). Кинорежиссер и сценарист, народный артист СССР. Автор классики кино: «Я шагаю по Москве», «Джентльмены удачи» (сценарист), «Мимино», «Паспорт». Номинант на «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, победитель Берлинского кинофестиваля, обладатель премий «Ника» и «Золотой орел», лауреат ММКФ. Написал книги «Безбилетный пассажир», «Тостуемый пьет до дна», «Чито-грито», «Джентльмены удачи и другие киносценарии» и др. Возвышался как глыба Профессор, директор Института стратегического планирования и доктор политических наук Александр Гусев заявил, что бывшего президента Франции Жака Ширака нельзя сравнивать ни с экс-президентом Франсуа Олландом, ни с действующим главой государства Эммануэлем Макроном. — Ширак был крупнейшим европейским лидером и «возвышался над ними как глыба». Смерть политика — это большая потеря не только для французского народа, но и для всей Европы, — подчеркнул эксперт. — Макрон — еще молодой человек, ему еще очень много нужно доказывать и позиционировать себя как политического деятеля. Олланд оставил о себе не очень хорошую память, в том числе и по отношению к России. Эксперт Института всеобщей истории РАН, специалист по Франции Евгений Осипов отметил, что Жак Ширак за годы правления изменил развитие страны. Так, Ширак изменил конституцию, сократив срок пребывания у власти президента с семи до пяти лет. Он старался проводить независимую внешнюю политику и не попадать под влияние США. Эксперт напомнил, что при Шираке произошел расцвет в отношениях Москвы и Парижа. — Именно этот французский президент выступил с инициативой принятия России в Большую семерку, в результате чего та трансформировалась в G8, — подчеркнул Осипов. Жак Ширак (29 ноября 1932 г. — 26 сентября 2019 г.), президент Франции (1995–2007 гг.). Единственный французский политик, дважды становившийся премьер-министром. Проиграв Миттерану в президентской гонке 1988 года, снова ушел в оппозицию, однако в 1995-м вновь выставил свою кандидатуру и победил. В ЭТОМ ГОДУ УШЛИ Актеры и режиссеры, деятели культуры Кинорежиссер, сценарист Марлен Хуциев, артист Алексей Булдаков, артист Иван Бортник, актриса и режиссер Алла Покровская, кинокритик и сценарист Майя Туровская. Политики Бывший губернатор Республики Хакасия и младший брат Александра Лебедя Алексей Лебедь, лидер движения «Новая Россия» и директор Института актуальной экономики Никита Исаев. Музыканты Крис Кельми, Децл (Кирилл Толмацкий), Юлия Началова, Евгений Крылатов, Вилли Токарев, лидер группы «Високосный год» Илья Калинников. Журналисты Создатель телекомпании НТВ Игорь Малашенко, журналист Михаил Ненашев, военный журналист Александр Поклад, обозреватель газеты «ВМ» Михаил Виноградов.

Утраты 2019 года: кого из великих людей мы лишились
© Вечерняя Москва