Войти в почту

В МХАТе отметили Рождество постановкой «Мастер и Маргарита»

Постановку по роману Михаила Булкагова осуществил режиссер В.Р. Белякович. Интересно, что ранее он же уже ставил «Мастер и Маргариту» в другом московском театре — «Театре на Юго-Западе». Тематика романа многогранна, одно из ее значений, несомненно, вопросы веры и признания людьми существования таких сил в мире, как Бог и Дьявол, так что показ этого спектакля в Рождество, конечно, для многих оказался подарком. Хотя отношение к роману Булгакова у религиозных людей порой неоднозначное из-за того, что в качестве главных героев у него выступают Дьявол с его свитой и далекие от праведности Маргарита и Мастер. Однако, несомненно, вопросы, которые ставит этот роман, по духу близки с христианским мировоззрением, ведь с самого начала тот же Дьявол заявляет своему незадачливому собеседнику Берлиозу «И имейте ввиду — Иисус существовал!». В постановке, которую зрители увидели 7 января на МХАТовской сцене, главный акцент сделан на историю Иешуа Га-Ноцри и современную историю Мастера с Маргаритой, а вот часть любимых многими читателями сцен с любимцем публики котом Бегемотом в спектакле вы не увидите. На сцене нет ни знаменитого момента романа, который подарил нам фразу «Сижу, никого не трогаю, примус починяю», ни шаловливых и весьма хулиганских похождений Бегемота с Коровьевым-Фаготом, в результате которых сгорел «Грибоедов», на заседание в который так и не успел Берлиоз, ни момента с золочеными кошачьими усами, который почему-то очень запоминается многим. Кот, жалующийся Королеве перед балом, что его, дескать, даже представляет мессир последним, все-таки вставляет фразу о том, что кот — древнее и неприкосновенное животное, но выходит она совсем не в том месте, где она находится в романе. Конечно, на театральной сцене не вместить весь роман практически дословно, но немного жаль, что у обаятельного черного котяры, который из свиты Воланда является самым запоминающимся и харизматичным персонажем, так мало сценического времени. Зато Азазелло, в романе кажущийся куда менее привлекательным и интересным, на сцене буквально очаровывает своей харизмой и образом. Воплотивший образ весьма современно выглядящего Азазелло актер справился со своей задачей. В постановке именно он оказывается самым привлекательным из свиты, а самым запоминающимся, пожалуй, Фагот. Играющий его актер обладает потрясающей пластикой и умением двигаться на сцене. Если исключение из постановки сцен, посвященных Бегемоту, понять можно, то вот потеря одной из основополагающих сцен в начале романа оставила некоторое недоумение. В диалоге Воланда с Берлиозом и Иваном Бездомным явившийся в Москву Сатана от пылко заявляющего о своем неверии молодого поэта требует плюнуть в нарисованный им лик Христа, да еще и наступить на него, доказывая свою правоту. В метания Бездомного в этот момент, невесть откуда взявшихся, показано в романе, что Сила эта действует на страницах булгаковского романа не менее выраженно, чем гуляющая по столице нечисть, хоть и менее явно. И позднее, когда Иван в попытках догнать Воланда после гибели Берлиоза носится по Москве, он хватает иконку и святую воду, но без полноты этой сцены так и остается не понятным, откуда в молодом советском пролетарском поэте вдруг зарождается вера — и в то, что встретил он в самом деле Дьявола, а не какого-то интуриста, и в то, что эти атрибуты ему действительно помогут. В остальном же МХАТовским режиссеру и актерам удалось создать действительно отличную постановку этого непростого романа. Ставить «Мастер и Маргариту» вообще не легко, и нередко ее постановки сопровождаются своеобразными, почти мистическими происшествиями, но в МХАТе впервые постановка появилась в 2009 году, еще до его преобразования и смены художественного руководителя театра. И то, что идет она уже больше десяти лет с неизменным успехом, говорит о том, что она удалась. Зритель, попавший в зал, на самом деле ощущает себя шагнувшим на страницы романа, которые, кстати, являются единственными декорациями на сцене. Ощущение погружения в булгаковский роман становится совершенно полным как благодаря умелой игре актеров и ощущению, будто говорят они с залом, с каждым сидящим в нем, так и благодаря такому нехитрому, но очень эффектному ходу, как сыплющиеся с потолка червонцы в тот самый момент, когда во время «сеанса черной магии и ее разоблачения» в романе они сыплются на публику Варьете. Отдельно стоит сказать о Мастере и его Маргарите. Блестящая работа актера Олега Болохова создает на сцене образ Мастера, которому в самом деле невозможно не сопереживать, разделяя его боль и от того, что оказался не признан роман, и от того, что опубликовав лишь его часть, Мастер фактически лишился той нормальной жизни, что у него была. Маргарита, чей образ на сцене воплощает актриса Ирина Фадина, с самого начала кажется стоящей над остальными. Ее образ и манера держаться подчеркивают ту самую «королевскую кровь», которая и стала причиной избрания именно ее Королевой весеннего бала. Искренняя игра актрисы заставляет понять и прочувствовать, почему же она все-таки просит за Фриду в начале, даже понимая, что это, возможно, станет единственным желанием, которое исполнит ей Воланд. Образы обретающих «не свет, но покой» Мастера и Маргариты в самом конце отлично показаны тем, как с искренней и теплой улыбкой смотрят эти двое, наконец обретшие друг друга. Им в самом деле не нужен Рай, а Ад уже не грозит. Тот самый небольшой домик, который они получат, станет для них лучшим Раем. И в отличие от Пилата, который бессмертием был проклят, для этих двоих оно, несомненно, станет наградой. О каждом из актеров, о каждом персонаже в этой постановке можно говорить отдельно и долго, но лучше, конечно же, увидеть все собственными глазами. Если вы любите роман «Мастер и Маргарита», то посмотреть эту МХАТовскую постановку однозначно стоит, тем более, что в январе ее показ пройдет еще один раз. Фото автора

В МХАТе отметили Рождество постановкой «Мастер и Маргарита»
© CBS MEDIA