Символ года на сцене: в Нижегородском театре оперы и балета прошла премьера балета «Щелкунчик»
Фото Ирины Гладунко предоставлено Нижегородским театром оперы и балетаСимвол года на сцене: в Нижегородском театре оперы и балета прошла премьера балета «Щелкунчик»К сказке «Щелкунчик» сейчас отношение особое. Во-первых, это одна из самых любимых рождественских историй во всём мире. Во-вторых, именно там появляется знаменитый персонаж Мышиный король, которому в наступающем Году мыши – особый почёт. Есть такой герой и в Нижегородском театре оперы и балеты, где «Щелкунчик» – одна самых успешных постановок. В основу либретто для балета легло сокращённое самим Александром Дюма-отцом французское переложение немецкой сказки. А Мышиного короля – олицетворение сил зла – в ней танцует Михаил Болотов. Он и рассказал нам о своём персонаже. Судьбоносная встреча Оказывается, именно этот герой и привёл Михаила в балет. Как-то вместе с классом он пришёл на «Щелкунчика» в нашем оперном театре, и яркий волшебный спектакль с первого взгляда покорил 9-летнего школьника. Кстати, Мышиного короля в нём тогда танцевал его будущий педагог – Сергей Куракин. Мог ли подумать Миша, что много лет спустя он и сам выйдет на сцену Нижегородского театра оперы и балета в этом образе! Впрочем, танцевать эту партию он начала ещё во время учёбы. – Это была ещё старая постановка, а теперь танцую в новой, – рассказывает Михаил. – Я эту роль исполняю не как злого персонажа, а, скорее, как комичного. Чтобы дети в зале не пугались его, а сочувствовали моему Мышиному королю. На самом деле он не очень злой, просто неуклюжий и не очень счастливый. Вот представьте: вырос он вот в такую огромную мышину! Ведь в мире часто кто большой, тот и прав. Маленькие мыши его уважают, а люди против него. А мне его даже жалко. И я придаю ему юмористические черты разными смешными движениями, иногда делаю вид, что он тоже чуть-чуть испугался кукол! И зрители его хорошо принимают.Я всегда уважительно относился к мышам. Это хороший зверёк, безобидный и милый Мистика и реальность Ко всему прочему Мышиный король – очень эффектный персонаж: у него развевающийся чёрно-алый плащ, длинный хвост, сверкающие изумрудами глаза, золотая корона. Артисту приходится танцевать в огромной чёрной бархатной мышиной голове, и юные зрители воспринимают его как абсолютно реального героя. Неудивительно, что после спектакля дети больше всего обсуждают именно Мышиного короля и называют его одним из любимых персонажей, хотя всё равно побаиваются. А некоторые, как рассказал Михаил, так и вовсе принимают Мышиного короля за волка! По словам артиста, любимая сцена у него – когда предводитель мышей впервые появляется перед зрителями. – Он возникает из часов, вокруг него клубится дым, подсвеченный алым фонарём, и вот он уже на сцене! – увлечённо описывает Михаил. – На мой взгляд, лучше приводить на этот спектакль детей лет с пяти, но родители приводят и двух-, и трёхлетних. И я танцую и вижу, как они тоже танцуют! Повторяют за балеринами какие-то движения! Музыка праздника Праздничным настроением от «Щелкунчика» заряжаются и артисты. – Сама музыка из спектакля дарит именно новогоднее настроение. Слышишь её и чувствуешь: скоро Новый год, – улыбается исполнитель Мышиного короля. – Не зря её начинают крутить во всех рекламах. И стоит только в первый раз услышать такую новогоднюю рекламу, как понимаешь, что скоро начнутся праздники и «Щелкунчики». Музыка Чайковского, наверное, самая узнаваемая. Ведь всего по нескольким тактам уже слышно, что это – Чайковский. И я в «Щелкунчике» слышу темы, перекликающиеся с «Лебединым озером», с другими его произведениями. Кстати, с прошлого года «Щелкунчик» в театре оперы и балета идёт только под оркестр, а не под фонограмму. И зрители могут увидеть не только спектакль, но и все тайны оркестровой ямы. – Под фонограмму танцевать легче: ты знаешь все темпы, а с живым оркестром где-то может быть быстрее, где-то медленнее. Но, конечно, зрителю всегда интереснее видеть оркестр! Да и ничто не сравнится с живым звуком. 6+