«Край Света. Запад»: Кто стоит за кинолабораторией для подростков?
Елена Ванина — журналист и сценарист, бывший заместитель главного редактора журнала «Афиша». В качестве соавтора сценариев работала над сериалами «Завтра», «Квест», «Лондонград», «Оптимисты». В 2018 году сериал «Оптимисты» получил премию «Золотой орел» как «Лучший сериал». С 2005 года постоянно работает с детьми. Кирилл Кулагин — режиссер более пятидесяти рекламных роликов, в том числе для PepsiCo, Cartier, Adrenaline Rush, Lays, Kia, Lexus, Yota, Норильский Никель. Режиссер самого популярного рекламного видео в российском Youtube по версии Google за 2016 год. Проекты с участием Кирилла отмечены наградами RedDot, ADCR, Awwwards, KIAF, премия РУнета, Red Apple, White Square, IDEA, «Событие сезона» Академии российского телевидения, «Лучший неигровой фильм» премии Гильдии киноведов и кинокритиков России. Вместе они ездят вожатыми в творческий лагерь «Камчатка», проводят мастер-классы и читают лекции по сценарному мастерству. В рамках фестиваля «Край Света. Запад» Лена вместе с Кириллом выступили кураторами кинолаборатории для подростков и в Калининграде. Как все начиналась Лена: Уже много лет подряд мы принимаем участие в качестве жюри и кураторов на фестивале «Край света», который проходит на Сахалине. И вот три года назад решили попробовать сделать киномастерскую для подростков. Приехали, провели её, это всем так понравилось, что как-то решили дело размножить. И мы стали ездить на Сахалин четыре раза в год. Должно быть, для этого нужно сильно любить Сахалин. Лена: Ну, скорее не Сахалин, а детей, потому что у нас собралась очень крутая группа, и, действительно, виден был какой-то прогресс. Мы занимались два года, и этим летом они уже сняли свои фильмы, а недавно фильм нашей ученицы попал на фестиваль в Калифорнию, куда она поедет его представлять. Когда стало понятно, что «Край света» будет проходить и в Калининграде, организаторы пришли к нам и предложили сделать здесь такую мастерскую. Мы, конечно, были немного в шоке, потому что если мы ездим четыре раза на Сахалин, ещё надо хотя бы столько же раз съездить сюда. Или ездить на Сахалин три раза и сюда три, помимо того, что у нас куча другой работы. Но мы всё равно согласились и набрали группу. Изначально её набирали по творческим заданиям, но сейчас уже второй набор делали просто по присланным анкетам, потому что было очень мало времени. Ребята просто рассказывали в анкетах, почему они хотят тут заниматься. Кинолаборатория в Калининграде Кирилл: Последний раз здесь были в мае, на прошлый «Край света». Тогда же было уже известно, что мы станем кураторами курсов, и начались они сразу после фестиваля. Сейчас мы в Калининграде уже во второй раз, чтобы провести для ребят курс по сценарному мастерству. У нас чуть больше людей, чем было тогда, мы набрали ещё около 20 человек, понимая, что после первого занятия большая часть отсеется. В итоге костяк группы остался практически тем же. В этот раз мы немного изменили подход. То есть обычно мы очень долго развлекаем детей, снимаем с ними что-то вместе. Показываем, какая красотища получается через мгновение. А тут решили пойти по жесткачу и начали со сценарного интенсива: четыре дня трехчасовых лекций и заключительный день с презентацией работ и домашними заданиями, которые они нам вышлют позже. Лена: Конечно, для многих подростков было тяжеловато, но они восприняли это с интересом. Например, вчера на последнем занятии по структуре сценария я обнаружила уже действительно заинтересованные и полностью погруженные в работу лица, в отличие от испуганных, широко открытых глаз в начале. У ребят уже складывается какая-то картинка в голове, они задают правильные вопросы. Действительно, на последнем занятии в зале «Гардероб» кинотеатра «Заря» дети уже рассказывали детально продуманные истории своих персонажей. Вместе с кураторами они докручивают эти рассказы и создают цельный сценарий, отвечая на главный вопрос: «Зачем тебе рассказывать эту историю?» Мы хотим, чтобы к следующему «Краю света» мы придумали такую историю — условно говоря, их карту города. То есть, мы попросили каждого подумать о каком-то месте, которое было бы для них в городе важным и значимым. И придумать историю, которая как-то начиналась, в какой-то момент оказывалась в этой точке города. То есть такой маленький сериал про весь город через их точки. И чтобы к этому прийти, надо было начать со сценария. Кирилл: Забавно, что ребята разделили обязанности между собой. То есть, там есть явный сценарист, я явный продюсер. Причем явный продюсер уже принимал участие со мной на съемках рекламной кампании для Adidas, которую мы приезжали снимать в Калининград. Ролик, кстати, будет опубликован только к чемпионату Европы. Что будет дальше Лена: Скорее всего, у нас будет ещё два интенсива. Один операторский, а на втором мы вместе будем пытаться снимать небольшие фильмы и учиться монтировать. Как правило, на базовом уровне монтировать уже практически все умеют. Сейчас мы уедем, а ребята должны будут писать свои сценарии. Дистанционно мы будем править и работать с ними, чтобы, когда мы приехали, были не какие-то абстрактные истории, а готовые сценарии, с которыми мы будем работать. Кирилл: Будет много интересного. Это только самое начало. Детский фестиваль «Край света» на Сахалине для меня был поразительным. Я не ожидал, что работы, снятые детьми, могут быть классным, настоящим кино. Выходя из кафе, в котором нам удалось пообщаться с кураторами, мы обсуждаем важность развития локальных продуктов. Разумеется, намного больше возможностей для роста и развития в Москве, но только калининградец сможет отразить всю красоту своего города. Так же, как ребята, снимающие свои фильмы на Сахалине, делают их с неповторимым взглядом и в точности передают атмосферу места, так и в любой другой точке света только действительно коренной житель сможет рассказать настоящую историю. 17 января в лекционном зале кинотеатра «Заря» стартует набор участников в мастерскую Arzamas «Личный ХХ век» Калининградского международного кинофестиваля «Край Света. Запад» Основная задача мастерской Arzamas «Личный XX век» — создание цикла аудиороликов, в которых старшее поколение жителей Калининграда и области поделится своими уникальными воспоминаниями. Студенты мастерской поговорят со своими старшими родственниками, с жителями домов престарелых и просто с одинокими стариками об их юности и взрослении, о том, как они жили и работали, о том, как менялся Калининград, и о многом другом. После сбора всех историй часть из них будет представлена в медиапроекте в рамках кинофестиваля «Край Света. Запад» весной 2020 года. Для того чтобы стать участником мастерской, пришлите письмо на info@kaliningradfilmfestival.ru. В письме расскажите немного о себе и ответьте на вопрос, зачем вообще записывать рассказы о прошлом и почему вам это интересно Кураторы мастерской Arzamas «Личный XX век»: — Екатерина Ламм — продюсер, редактор просветительского проекта Arzamas. — Вячеслав Рогожников — редактор специальных проектов просветительского проекта Arzamas, автор проекта «Старожилы. Частная история Царицына» в музее-заповеднике «Царицыно».