Сказочный волк, Сальвадор Дали и Петр Столыпин
«Работа актера означает познавать окружающий мир и самого себя путем создания образа». - В школьные годы, как многие мои сверстники, я точно не знал, куда направить энергию, - признается наш собеседник, актер Саратовского театра драмы, руководитель студенческого клуба Олег Клишин. – Занимался фотоделом, боевым самбо, катался на картинге. В общем-то, был я без руля и без ветрил – человеком, ничуть не увлеченным примером родителей – мамы-медработника, отца-инженера. И вот однажды предложили выступить в новогоднем спектакле во дворце пионеров моего родного города Энгельса. Согласился без раздумья – захотелось испытать себя в чем-то новом «экстремальном». Душевное состояние было таким, что на спор был готов хоть в прорубь нырнуть. Тут подвернулась роль волка: в костюме этого персонажа выходил в зал со шляпой, чтобы принять мелкие монеты, бросаемые зрителями ради шутки. Так заработал на сцене первые деньги, которые немедленно потратил в антракте на кофе с пирожными. Не предполагал тогда, насколько труден актерский хлеб. Профессия для дисциплинированных авантюристов - Решение учиться на театральном отделении для вас было скорее импульсивным, чем осознанным? - Поначалу я действительно слабо представлял себе профессию актера. Но, по крайней мере, одна ее особенность сразу подкупила – здесь осязаем результат, и схалтурить нельзя в принципе. Допустим, токарь, вряд ли узнает о судьбе сделанной им детали, даже если та подведет в работе. А к актеру при неудаче бывают все беспощадны – режиссер, коллеги, критики. И, наоборот, слава, добытая на сцене или в кино, способна пережить ее творца. Эта профессия означает познавать окружающий мир и самого себя путем создания образа. Актер – тот же «инженер человеческих душ» и еще авантюрист, ведь его будущее никем не гарантировано. Мне, однако, не интересен «правильный» путь в жизни. Выбрал для себя другую стезю, точнее она меня выбрала. - Мир творческой богемы предполагает интриги, зависть, что нередко оборачивается психологическим надломом. Речь о среде выживания. Бывает страшно за себя? - Представьте себе, бывает. Правда, судят о людях искусства чаще всего стереотипами. Считается, например, что они много пьют алкоголя. Хотя, пожалуй, ни один артист не перепьет железнодорожника. Как стиль жизни, богема характерна не только для художественной интеллигенции. Я же, судя по всему, не принадлежу к этому кругу. И в ссорах не участвую. К разногласиям обычно приводят меркантильные интересы. В Саратове, однако, творческий труд оплачивается невысоко. Наши заработки большей частью идут не от службы в театре, а от выступлений на корпоративах, праздниках. В моем репертуаре всего-то четыре спектакля за сезон - очень мало, чтобы ощущать собственную значимость в профессии. Жертвование задачами искусства из-за какой-то сиюминутной выгоды не дает мне покоя. Но таков удел многих актеров: ради материальных благ мы вынуждены размениваться на мелочи. - Работать в театральной труппе сложно – слишком высокая нагрузка достается, если артист постоянно задействован в спектаклях. Скорее всего, этой причиной вызван отказ от сценических выступлений в пользу участия в киносъемке? - Скажу так – сыграть роль в кино может и непрофессионал. Выучил несколько фраз, чтобы отсняли дубли, и забыл их после того, как режиссер скомандует отбой. Зато актер театра должен твердо знать пласты текстов, постоянно держать себя в форме – физической и эмоциональной. Расслабляться попросту некогда. Театр требует от артиста универсальных навыков: надо самостоятельно делать на сцене все; дублера, как в кино, не приставят. Я не умел и не любил танцевать, но, в конце концов, настолько освоил эти движения, что исполнял соответствующую партию в спектакле под названием «Крематор», где философские размышления о жизни и смерти перемежаются музыкальными номерами. Такой актерской школы не приобрести, работая только в кинематографе. Впрочем, состоявшийся артист проявит себя и на съемочной площадке, и на театральных подмостках. Первое мое прикосновение к жанру кино – роль Сальвадора Дали в фильме, который готовился для показа на телеканале «Культура» учеником Юрия Киселева саратовцем Николаем Горобцом. Был директором или по-современному – продюсером, в двух документальных картинах, снятых на Нижневолжской студии кинохроники: одна из них посвящалась местному писателю Валерию Володину, а другая – учителю Жану Страдзе. Ни в коем случае, это мое участие не было бегством от театра. Просто хотелось попробовать силы и тут, и там, чтобы лучше понять - на что, собственно, я способен. Страсти по реформатору - Вы получили известность как исполнитель главной роли в многосерийном телефильме «Столыпин. Невыученные уроки». Расскажите об этом кинопроекте. - Назвать его сериалом было бы неправильно. К примеру, для подготовки отдельной серии «Улицы разбитых фонарей», насколько известно, отводилось не более недели, а здесь дневная выработка составляла 2-3 минуты материала, съемочный день длился иногда по шестнадцать часов. Натурные съемки проводились под Костромой. Там антураж как в Сибири, а городские постройки напоминают дореволюционный Саратов, где Столыпин был губернатором. Перед роковым покушением он в чине премьер-министра встречался с переселенцами, которые осваивали сибирские просторы. С этого эпизода, вошедшего в 12-ю серию, начинали снимать фильм; многие смысловые блоки – акции террористов, прения в Государственной Думе и так далее, нашей группой создавались в Питере. Сложность компоновки киноматериала в том, что сцены здесь «пляшут». Театральному актеру привычнее играть, когда он ощущает логику произведения – развитие сюжета, кульминацию и финал. Мне же приходилось вне хронологической последовательности изображать моего героя на разных этапах его жизни. Конечно, хотелось представить такой образ, чтобы зрители задумались о дне сегодняшнем как проекции исторического цикла, запечатленного в этой картине. В России всегда непростое время. Как и сто с лишним лет назад - в эпоху Столыпина, в стране расслоение общества, нет единства в верхах, обострен национальный вопрос. Надо понять – как жить дальше. Этот посыл я попытался выразить в фильме с позиции гражданина, который любит свою страну. - Воплотить личность Петра Столыпина в экранизации – колоссальная задача. Как удалось вам решить ее? - Тут выдался крайне неоднозначный съемочный период. Вплоть до последнего дубля не отпускали сомнения по поводу того, что за фильм выйдет на экраны. Режиссер Юрий Кузин говорил, - «Мы должны снять такое кино, чтобы человек, лежащий на диване перед телевизором, листая каналы, остановился бы изумленный, увидев «Столыпина». Угодить зрителю, лениво перебирающему кнопки телевизионного пульта – такая постановка цели была непонятной мне. Возьмем любую ленту Тарковского, художественная ценность которой общепризнанна: длинные кадры, действо в наплывающем тумане, нарастает тревожная мелодия, на этом фоне – половина лица с ужасом в глазах. Подобные фильмы не для массовой публики. Разногласия с режиссером осложнялись тем, что изначально отсутствовала концепция роли главного героя кинокартины. Ведь это, по сути, первая попытка отразить в авторском кино жизненный путь великого реформатора, каким был Петр Аркадьевич Столыпин. - То есть, пришлось вживаться в роль самостоятельно, без особых подсказок? - В такой работе обычно полагаешься на историческую литературу. Все, что касается Столыпина, было вычеркнуто в советский период. За последнее время выпущены книги, рассказывающие о Столыпине-политике. Однако не встретить описаний его привычек, поведения в быту. Об этом нет сведений даже в письмах дочери, которая говорила лишь о своих чувствах к отцу. Изображать памятник, естественно, оказалось бы плохой затеей. Понять актерскую задачу помог давний знакомый Жан Страдзе, передавший газеты с карикатурами на Столыпина, изданные в начале 20 века. Те, кто хотел его высмеять, заостряли внимание на личностных качествах. Таким образом, стал вырисовываться облик педанта, эстета, но, в первую очередь, человека несгибаемой воли, бескомпромиссного, чья биография наполнена конфликтами с окружением. Единственный союзник – император Николай Второй, - и тот постоянно сомневался в правомерности его действий. И, в конечном счете, произошел трагический исход – пуля анархиста оборвала жизнь реформатора. - Чем объясняется фактическое отсутствие этого фильма в российских телепрограммах? - Не могу точно сказать. Предполагаю: всему виной затронутые темы, по которым мнения в обществе диаметрально расходятся. Известны понятия «столыпинский вагон», «столыпинский галстук», связанные с репрессиями. Введение военно-полевых судов, действовавших вне норм уголовного законодательства, осуждал Лев Толстой. Я не историк и не преследовал цели докопаться до глобальных истин в «Невыученных уроках». В этом аспекте ученые передерутся двести раз, а к знаменателю не придут. Однако надо признать: Столыпин настолько осознавал свою миссию, что не мог ею поступиться, даже когда подвергались опасности его родные. Ставя себя на место этого политика, убеждаюсь – махнул бы на все рукой, лишь бы уцелели мои дети. Не соглашусь с утверждением, что у облеченного властью атрофируются черты, присущие обычному человеку. Находясь в жестких рамках государственной системы, высший чиновник испытывает те же самые чувства, что и все мы, в том числе – боль и страх. Вот только одни под давлением обстоятельств избирают менее тернистый путь, а другие продолжают гнуть свою линию до конца. Столыпин может выглядеть и жестоким и циничным. Но управляя не какой-то маленькой Голландией, а огромной многонациональной Россией, где сплошное многообразие общественных интересов, всем не угодить. Здесь неизбежны перекосы. Человек своего времени, он решал проблемы в сотрясаемой революционным движением стране так, а не иначе. Да, сгоняли крестьян с насиженной земли, паковали по вагонам вместе со скарбом, домашним скотом, чтобы отправить в необжитые места на востоке империи. При этом, однако, все довозилось в целости и сохранности, и те первопроходцы наживали состояния где-нибудь в Забайкалье. К слову, фильм показывали на Украине, в Казахстане, транслировали по кабельному телевидению в Израиле и Германии, откуда я получал зрительские отклики - в целом, положительные. Это уникальный проект в том смысле, что для участия в нем не привлекались «раскрученные» актеры. На меня выбор пал совершенно случайно и, видимо, решение вызвано тем, что на мероприятиях в Саратове я выступал в образе Столыпина. Позже Никита Михалков пригласил меня на такую же роль в фильме «Выстрел в историю», правда, это была скорее документальная телекартина. Путь к честности - Значительная часть вашей жизни посвящена творческим объединениям студентов. Продолжаете работать в структуре Саратовского технического университета, пестуя художественные дарования. Каким же образом взаимосвязаны «технари» и сцена? - Приведу в пример актера театра драмы Александра Островного. Закончив энергетический факультет Политеха, он стал инженером. И вдруг, решив круто изменить свою жизнь, поступил учиться на курсы народного артиста России профессора Александра Галко. Лично я ничуть не удивляюсь, видя как студенты, изучающие сопромат и высшую математику, проявляют вокальные, танцевальные, драматические таланты. Человек запрограммирован так, что жаждет выразить себя. Творческая душа требует прорыва, актерское дарование – выхода к зрителю. А ведь немало найдется учебных заведений, где нет клуба творчества. Как же много теряют! Попав в такой клуб, студенты с различных факультетов и курсов, люди разных интересов, быстрее учатся работать в команде, нежели те, кто не занят в художественной самодеятельности. Они начинают по-другому жить, ибо творчество помогает лучше выявить собственные плюсы и минусы. - Следовательно, искусство учит человека быть честным перед самим собой? - Разумеется. Есть призыв, - «Если можешь не делать – не делай!». Человек, вовлеченный в процесс творческого поиска, напротив, не остановится, пока не добьется необходимых итогов. Этот настрой, обретенный в студенческие годы, обуславливает подобающее отношение к любой выбранной профессии. Само сценическое выступление - это борьба за общий результат. Научившись уважать интересы коллектива, ты не станешь лгать, лениться, гнать брак и обретешь способность делать исключительные вещи. Не будет ни лже-медиков, ни лже-чиновников, когда каждый возьмет себе за правило трудиться добросовестно, с вдохновением.