Войти в почту

Надежда Бабкина: Не люблю расхлябанности

Премьера спектакля «12 стульев» идет сейчас на сцене театра «Русская песня». Роль мадам Грицацуевой в нем сыграла художественный руководитель театра Надежда Бабкина. В интервью «Вечерке» народная артистка России, директор и худрук театра «Русская песня» Надежда Бабкина рассказала о новой постановке. — Надежда, наверное, «12 стульев» — самый сложный проект, который возможно поставить на сцене. — Каждый спектакль, который рождается в стенах нашего театра, дается нелегко. Коллективом «Русская песня» я руковожу почти 45 лет, и когда здание нашего театра уже было построено, перво-наперво встал вопрос — где найти достойных сотрудников, которые бы приводили в движение эту громаду? И второй — какова будет «начинка»? Концертами, которых в репертуаре ансамбля «Русская песня» предостаточно, лекциями о фольклоре, традициях и самобытности нашего жанра такой большой зал не заполнить. О народном жанре сейчас мало кто имеет представление. Сегодня это неформат. Для народа — формат, а на телевидении, в прессе, в министерствах в один голос твердят — «неформат». — Это только сейчас или всегда так было? — Расширилось информационное пространство, и народная песня в нем как будто бы затерялась. Мне кажется, это неправильно. Потому что в основе бытия лежат культурные традиции наших предков, которые создавали великую страну, где мы рождаемся и живем. И наша задача — эти традиции сохранять, пестовать и укреплять, чтобы они не забылись. — Мне Градский говорил, что рэп — это как раз частушка. Получается, что рэп — это и есть русская народная форма. Совершенно верно. Но разница в том, что принцип рэпа — что вижу, о том пою, тогда как в частушках всегда присутствуют юмор, сатирическая составляющая, смысловая… Народ, распевая частушки, смеялся над собой, и это было чудесно. А что такое рэп? Вижу стул — о нем и пою. — Не обязательно. Там есть протестная составляющая. — Есть, конечно. И есть отдельные представители этого жанра, которые имеют довольно широкую популярность, потому что в их текстах присутствует смысл и они очень здорово владеют искусством речитатива. Но давайте вернемся от рэпа к «Русской песне». Сидим мы однажды с директором театра Антоном Собяниным в нашем буфете и думаем, чем же заполнить репертуар. А за столом порой великолепные идеи приходят в голову! И вдруг Антон говорит: «Посмотри, а вон в углу сидит Нина Чусова, чай пьет!» Она как раз с кем-то репетировала на нашей сцене. Я тут же подхожу к Нине со словами: «Немногие отваживаются работать с народным жанром, но, может быть, ты попробуешь? Давай что-нибудь сотворим!» Она тут же загорелась — а давай! И не сходя с места решила, что возьмется за «Ночь перед Рождеством» Гоголя. Я моментально представила, как вплетутся в это произведение и наши народные песни, и чудесные напевные украинские… С этого спектакля начался театр «Русская песня», который, к счастью, работает прекрасно. За первым спектаклем последовал второй, третий… Репертуар постепенно вырисовывался. И вдруг мы решили замахнуться на «Калину красную» Шукшина. «Спектакль может быть только при одном условии, — сказал Антон, — если главную роль сыграет Маша Шукшина». Я тут же схватилась за телефон и позвонила Маше, которая, услышав мое предложение, рассмеялась — подумала, что мы ее разыгрываем. А потом пришла к нам в театр и поняла, что все серьезно. То же самое с «12 стульями». Мы с Антоном посмотрели друг на друга и практически в один голос произнесли это название. И решили делать не задумываясь. Потому что стоит только начать размышлять, появятся страхи: ой, это вызов, ой, сколько будет критики… А смелость, между прочим, города берет! — А дело происходит, как у Ильфа и Петрова, в 20-е годы прошлого века? — Конечно, в Старгороде. Но несмотря на то, что история, описанная Ильфом и Петровым, происходила в эпоху НЭПа, она очень актуальна и сегодня. С той лишь разницей, что в нынешнее время озлобленности и жестокости гораздо больше. — Мы же не знаем, как было в 20-е... — Ну что значит — «не знаем»? Мы видели кино, роман читали. Значит, можем рассуждать на эту тему? Можем. И мы решили порассуждать. Поскольку театр называется «Русская песня», первое условие для любого спектакля — музыкальная основа, в центре которой — национальная традиция, колорит, народная песня… Она ведь в зависимости от ситуации может звучать современно и актуально. — Нет опасения, что спектакль будут сравнивать с другими работами, с фильмами? — Ну и пусть. Мы же должны понимать, что живем в ХХI веке. Это время новых технологий и других возможностей. Сегодня декорация — это не просто тряпочка, повешенная на заднике сцены, а настоящее архитектурное сооружение. У нас в «12 стульях» на сцене установлен огромный поворотный круг, а на нем — очень сложная конструкция, которая поворачивается к зрителю разными сторонами, моментально изменяя место действия. Поэтому насчет сравнения… Да пусть сравнивают! Я не боюсь. — Вас никогда не увидишь в плохом настроении. Вы всегда такая позитивная? — Всегда. Но могу быть строгой, когда нужно. Я вообще не люблю расхлябанности. Меня начинает выворачивать, когда я вижу, что время тратится бездарно. — А с кем вы не бываете строгой? С внуками? — Нет. С ними тоже строгая. — То есть интернет для них закрыт? — Нет. Наоборот. Они ко мне приходят, я им позволяю смотреть мультики, потому что дома ограничивают — то уроки нужно делать, то еще что-то. А мы с ними из подручных средств можем дома целое представление разыграть! — То есть театр и там устроили? — А я скажу, что это передается. Мой внук Георгий уже требует, чтобы ему построили что-то вроде сцены. Мы на веранде повесили занавес, он колонки какие-то приладил и сообщил: «Вот и сцена практически готова!» Я говорю: «Молодец. А нутро? Что ставить будешь? Это же целая морока — пьесу надо написать, артистов подобрать, по времени с ними договориться…» — С нетерпением буду ждать, когда мы увидим семейный коллектив Бабкиных. — В ближайшее время вряд ли. Смотри, вот я своего сына родила 15 января 1975-го, а 25 октября в том же году появился на свет коллектив «Русская песня». Я как мать должна была всех — и сына, и артистов своих — одеть, обуть и накормить... — То есть Надежда Бабкина сидела на двух стульях и в результате сделала «12 стульев»... — Не я « 12 стульев» сделала, а вся наша труппа. У нас Остапа Бендера играют Антон Шагин и Сережа Астахов. Кису — Коля Добрынин, Валера Яременко и Даниил Спиваковский. Нонна Гришаева и оперная певица Ксения Дежнева играют Эллочку-людоедку, а Лариса Удовиченко — брошенную Елену Станиславовну Боур. Ну, а я выхожу на сцену в роли мадам Грицацуевой. ОБ АВТОРЕ Евгений Додолев — известный журналист и медиаменеджер, в настоящее время ведущий авторских программ на каналах «Россия 1» и «Москва 24». Читайте также: Виктор Рыжаков: Театр «Современник» должен остаться местом притяжения силы

Надежда Бабкина: Не люблю расхлябанности
© Вечерняя Москва