Гоголь не перевернется: «Ревизор» по-новому в театре «Около дома Станиславского»
Огромная люстра на полу, молоток, надпись: «Купцы больные», матрасы… В театре «Около дома Станиславского» спектакль «Ревизор» – настоящее открытие для тех, кто любит самобытность. Здесь нет привычных декораций и костюмов, да и сам текст звучит совсем иначе. Эта постановка вне времени и вне эпох. Актеры при первом своем появлении работают и со зрителями, словно вовлекая нас. Вдруг переворачивается зеркало, и мы видим в отражении себя. Мол, смотрите на себя со стороны. И мы мгновенно вспоминаем эпиграф к пьесе: «Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива». Гротеск, огромное количество аллюзий и иронии. Место действия – опять сумасшедший дом. А чего удивляться? Кому сегодня не нужна смирительная рубашка? Удивительно тонко переплетаются современная реальность и то, о чем писал Гоголь. Но несмотря на нетрадиционное прочтение пьесы, вряд ли классик перевернулся бы в гробу, как любят говорить приверженцы классических постановок. Сегодня театр стал совсем другим, потому что меняются общество, восприятие, темп жизни, а вот проблемы, как выяснилось, остаются, поэтому «Ревизор» не теряет своей актуальности до сих пор.Фото: предоставлено пресс-службой театра В начале постановки мы слышим голос за кадром: «Что-то я вспомнил в своей жизни…» И еще много текста, но запись специфическая, не сразу можно разобрать, что произносит мужской голос. Особенно трудно переключиться, ведь современный человек привык больше к зрительным образам. Впрочем, мы и видим. То ли психи на сцене, то ли заключенные в пижамах, то ли это вообще чокнутые заключенные… «К нам едет ревизор!» – и мы не слышим эту фразу, мы ее именно видим: один скачет, второй стоит со шваброй и ведром с тряпкой. И в целом создается совершенно удивительная, какая-то особенная картина. Здесь вообще весь текст интерпретирован весьма оригинально. Он будто бы не имеет никакого значения, но при этом необычайно важен. Создатели постановки утверждают, что режиссер Антон Федоров, ученик Юрия Погребничко, исследует тему пустоты и ее природы на примере этой пьесы и пытается найти новый язык для разговора на знакомую каждому тему. И стоит отметить, что ему это удается. Эксперимент оказывается интересным настолько, что не успеваешь оглянуться, как наступает финал. Текст он использует как звуковое сопровождение, однако не меняет ни слова, а наполняет его огромным количеством метафор, которые выражаются не в словах, а в действии актеров. «Все самое страшное, как и самое прекрасное, мы создаем собственными руками. На самом деле понятно: этого ничего нет. Есть только пустота. Нам хотелось переосмыслить классический текст именно в этом ключе, очистив его от каких-либо исторических обстоятельств и всего прочего. Попытаться посмотреть на классическую пьесу как на вечную тему: тему пустоты. Потому что именно сейчас, сегодня, на мой взгляд, мы находимся ближе всего к чувствованию этой пустоты. И хотелось бы выразить это в современности, современным же языком», – говорит Антон Федоров. И наполняет эту пустоту различными образами. Например, некоторые люди, приближенные к городничему, носят крысиные головы. Все горожане здесь в черных пальто, а сам глава постоянно краснеет как свинья, трясет головой и с трудом выговаривает слова. Словом, очень неприятные людишки в этом городишке. А разве, собственно, не об этом и писал Гоголь? Да, уйдет зритель точно «не пустым». Фото: предоставлено пресс-службой театра «Много ума хуже, чем совсем бы не было», – слышим мы со сцены и видим, как четко режиссер показывает нам всю глупость и невежество горожан. «С усами или без», а зритель слышит «с усами бес», «это просто подло» – «падла». А потом голос за кадром: «Дикари вначале были совершенные существа. Эволюция из дикаря в человека, в культуру…» Ирония над всем и над всеми. «Толкаться в конц, канц… канцелярии», а зрителю кажется, что в концлагерях, а не в канцелярии. И можно было бы еще очень много говорить о деталях, но это, увы, невозможно, потому что они настолько тонки, что их крайне трудно описать. Это нужно только видеть. Петербург – Эйфелева башня. Как вам такая ассоциация? Если вы хорошо начитаны, то спектакль вам будет интереснее смотреть в сотни раз, потому что здесь много еще и именно литературных ассоциаций. Но даже если вы не помните всю классику наизусть, заметите массу любопытных деталей. И не случайно люди здесь ходят под песню «Мумий Тролля» «Тонешь», они уже давно утонули в своей глупости и в своих проблемах, причем от собственной тупости. А еще воют на луну как волки, точнее – на месяц. И как бы ни развивались события, финал позитивный. Под музыку герои выходят с табличками: «Где мое сознание?» и «Песня об этом», «Вообще песня про разум», «Но сознание – точнее»… Вообще это комедия, но сатира и гротеск – точнее. Режиссер словно стер все, что написал Гоголь, но не изменив ни строчки, наполнил новым и при этом вечным смыслом.