«Маленькие женщины»: история раскрытия персонажа Марми Марч
Произведение Луизы Олкотт экранизировали много раз. Есть полнометражные фильмы, телевизионные адаптации и мини-сериалы. Обычно все внимание зрителей приковано к девушкам, о взрослении которых и рассказывает роман. Однако, персонаж их матери – Марми Марч - заслуживает не меньшего внимания. В ранних экранизациях персонаж был таким бледным, что одна из актрис и вовсе выражала искреннее удивление, почему она вообще там была. Но более поздние адаптации позволили взглянуть на эту фигуру с точки зрения того, как общество обращается с женщинами. И чаще всего звучат слова о том, что признание Марми своей упрямой дочери Джо - «я злюсь почти каждый день своей жизни» - стало одним из самых шокирующих. Это линия, о которой никогда не говорили в кино, и только один раз в телевизионном мини-сериале. Даже сама Грета Гервиг – режиссер самой новой экранизации 2019 года - говорила, что не слышала этого, пока не перечитала книгу взрослой. Читатели-подростки, как правило, заворожены устремлениями девушек, а не внутренней жизнью их матери. Вот почему ее признание намеренно подавленного гнева в новейшей адаптации так важно, потому что рассказывает зрителям о переживаниях многих матерей, а также о настоящей женщине, стоящей за Марми. [caption id="attachment_966497" align="aligncenter" width="720"] Марми с дочерьми в экранизации 1994 года[/caption] Эта настоящая женщина была собственной матерью Луизы, многострадальной Эбигейл Мэй Олкотт. Рожденная в Бостоне, она влюбилась в Бронсона Олкотта, мечтателя без гроша, чьи прогрессивные взгляды на образование и социальные реформы отражали ее собственные. Но Бронсон, несмотря на все его прелести, обрек ее на долгие годы без средств к существованию и постоянной крыши над головой, пока она воспитывала четырех дочерей, по сути, как мать-одиночка. Абигайль, будучи суфражисткой, аболиционисткой и социальной активисткой, обладала гибким живым умом, а ее щедрость и великодушие была легендой. «Я бы хотела, чтобы у женщин было больше мозгов и меньше украшений», - говорила она. - «В этом мире безумия и моды ... мужская шляпа - самая важная часть его головы». Именно это делает портрет Марми таким сложным. На первый взгляд она кажется милой, любящей, ободряющей, доброй женщиной. Но когда она позволяет маске соскользнуть, ты понимаешь, что она очень зла на то, что мир не отплатит за эту доброту. Олкотт идеализировала Марми как моральный центр «Маленьких женщин» и путеводную звезду - направляющую развитие ее дочерей, воспитание их талантов и поощрение их амбиций. Даже если ей придется махнуть рукой на свои собственные амбиции ради них. Ранние экранизации фильмов, поставленные мужчинами, удовлетворяли социальным нормам добродетельной, самоотверженной женственности, - и сделали Марми умиротворенной и бесцветной. Если посмотреть на ранних Марми, их вообще едва можно разглядеть. Они настолько неважны и неинтересны, что попусту тратят экранное время. Святая и безмятежная. Безвкусная и плоская. Марми – какая угодно, в зависимости от того, кого спросить. Она почти не вызывает реакции, потому что где-то между страницей и экраном Марми легко не заметить. [caption id="attachment_966498" align="aligncenter" width="747"] Лора Дерн в роли Марми в экранизации 2019 года[/caption] Может быть, чтобы изобразить женщину, нужна женщина? В 1994 году режиссеру Джиллиан Армстронг и Сьюзан Сарандон удалось наколдовать что-то уже больше похожее на Марми в стиле girl-power. Эта Марми старается объяснить своим девочкам, как быть сильной по-своему, по-женски, а не подражать худшим чертам мужчин. Но и здесь линия подавленного гнева была на корню размыта, хоть и обозначена. И вот, в мини-сериал BBC 2017 года с Эмили Уотсон в главной роли, Марми впервые не просто заговорила о гневе - она даже огрызается на своих дочерей. Гервиг же говорит о своих намерениях сделать ее еще более современной, запутанной, сложной, сильной и мощной, чтобы она действовала, а не просто сидела и цитировала красивые слова. Она постаралась изобразить настоящую мать со всеми ее трудностями, брак во всех его осложнениях, разбитое сердце во всех его горестях.